Корреспондент: Как договориться после войны. Балканский опыт

Корреспондент.net,  11 марта 2015, 15:38
💬 23
👁 8166

Балканские народы перестали делить друг друга на агрессоров и освободителей, а попытались договориться.

Иначе война в бывшей Югославии длилась бы до сих пор, пишет Марьяна Косич, глава исследовательской организации Trans Conflict, Белград, в колонке, опубликованной в №8 журнала Корреспондент от 27 февраля 2015 года.

Когда закончится война в Украине, вам не стоит говорить, что достигнуть мира между разными областями и странами невозможно. Просто посмотрите на Балканы, которые переживали более страшную ситуацию в 1990-х годах.

Распад Югославии, возможно, был неизбежен. Причин было много — экономический кризис, чрезмерная централизация власти, рост национализма. Но, конечно, этот процесс не должен был стать столь кровавым и трагическим. Ведь кризис в Югославии не был конфликтом между двумя сторонами с чётко сформулированными требованиями.

Всё скатилось к вражде семи этнических групп с собственными требованиями, политической и военной мощью, а также пониманием своей роли в будущем Югославии

Но всё скатилось к вражде семи этнических групп с собственными требованиями, политической и военной мощью, а также пониманием своей роли в будущем Югославии. Между определёнными народами пролегало тяжёлое наследие прошлого, этнические войны, военные преступления. При этом другие этнические группы были больше склонны друг к другу.

Ещё одним важным аспектом для нас стало то, что не все рассматривали войну в бывшей Югославии как гражданскую. Люди и целые народы воспринимали её как агрессию, оккупацию со стороны соседей. Соответственно, их действия воспринимались как освободительная борьба. Многие просто не понимали, что в проблемах региона виноваты все понемногу.

Но теперь мы стараемся жить в мире. И преодолеть вражду между народами нам помогли несколько факторов.

Во-первых, это миротворческие силы ООН. Да, их часто резко критиковали — в частности, многие подозревают, что они не препятствовали геноциду в Сребренице. Но важно помнить, что международные силы были развёрнуты с очень узкими полномочиями и поэтому не могли пользоваться своим военным потенциалом для более решительной деэскалации конфликта.

Роль сил ООН на Балканах была в том, что они сумели развести народы по разные стороны от линии конфликта. Тогда политики и простые люди поняли, какие разрушения принесла война. Поняли, что ещё немного, и это будет невозможно остановить. И начали договариваться.

Конечно, мы должны активно анализировать и критиковать миротворцев ООН, чтобы избежать подобных ошибок будущем. А в идеале — трансформировать саму организацию, ставшую слишком громоздкой и неспособной решать актуальные вопросы безопасности.

Общая перспектива для Балкан помогала достигать компромисса в разных вопросах после войны. Особенно это показательно в случае с Сербией и Косовом

Вторым фактором стали общие устремления всех стран в Европу. Общая перспектива для Балкан помогала достигать компромисса в разных вопросах после войны. Особенно это показательно в случае с Сербией и Косовом (Белград пока отказывается признавать независимость края, но уже готов участвовать в конструктивном диалоге). Без перспектив членства в ЕС было маловероятно, что страны региона пожелают, например, сотрудничать с Гаагским трибуналом или принимать меры по улучшению региональных отношений.

Само будущее государства Босния и Герцеговина было бы поставлено под сомнение, если бы не европейская перспектива. Она обеспечила общие цели — как для политических лидеров, так и для народов. В противном случае мы могли бы опять погрузиться в море взаимной ненависти. А поскольку в Брюсселе хотели обеспечить стабильность в регионе, пришлось говорить друг с другом.

Все мирные соглашения в бывшей Югославии состоялись только при посредничестве международного сообщества, прежде всего — администрации США

Да и вообще все мирные соглашения в бывшей Югославии состоялись только при посредничестве международного сообщества, прежде всего — администрации США. Сам процесс послевоенного восстановления и примирения в значительной степени проходил под руководством и при поддержке международных организаций.

Без жизненно важной экономической поддержки ни одна страна не смогла бы восстановить свою инфраструктуру и позволить беженцам вернуться в их дома. Давление международного сообщества, особенно Евросоюза, на правительства в регионе и сейчас остаётся сильным. Сразу после войны оно имело решающее значение в большинстве реформ — например в демократизации или установлении верховенства права.

В итоге многие взаимно приемлемые соглашения были всё же достигнуты — через 20 лет после окончания войны в Хорватии и Боснии и Герцеговине, через 15 лет после вмешательства НАТО в конфликт Сербии и Косова.

Конечно, многие ключевые вопросы, которые бросают тень на взаимоотношения между странами и людьми, остаются нерешёнными. Это наказание за военные преступления, поиск пропавших без вести, вопросы ответственности, а также рост нищеты, классовое неравенство, эмиграция молодых людей — да и в целом довольно мрачная картина в экономике.

Главное — балканские народы пытались договориться. У нас не было другого пути. Все страны региона очень взаимозависимы и взаимосвязаны

Но главное — балканские народы пытались договориться. У нас не было другого пути. Все страны региона очень взаимозависимы и взаимосвязаны — во многом из-за общего языка, общего исторического наследия.

В день, когда смолкли взрывы, мы поняли, что сотрудничество является для региона единственным способом движения вперёд. Иначе война длилась бы вечно.

***

Этот материал опубликован в №8 журнала Корреспондент от 27 февраля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.  

ТЕГИ: война Балканы народы примирение