Диктатор со счастливым концом. Чем поможет Украине опыт Ли Куан Ю
Скончался создатель "сингапурского чуда" Ли Куан Ю, к которому за советами обращались многие президенты США и мировые лидеры.
Первый премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю, превративший этот небольшой остров в одну из самых богатых и наименее коррумпированных стран в Азии, умер в понедельник утром в возрасте 91 года.
Ли Куан Ю был премьер-министром с 1959 года, когда Сингапур обрел полное самоуправление от англичан, и занимал эту должность вплоть до 1990 года, когда он ушел в отставку. В конце своей жизни он оставался важной личностью и движущей силой в том, что он называл "первым в мире оазисом в регионе стран третьего мира", пишет The New York Times.
"У нас отсутствует идеология, - отвечал Куан Ю на вопрос о том, что стало идеологией Сингапура. - Работает ли это? Если это работает, давайте попробуем. Если это работает хорошо, то давайте продолжать. Если это не работает, бросьте это, попробуйте что-то другое".
Авторитарная модель правления, вызывающая восхищение
Стиль руководства Ли Куан Ю иногда критикуют за оказания давление на права и свободы, но такой подход был оправдан, отмечает NYT. Сингапур стал международным деловым и финансовым центром, которым восхищаются из-за его эффективности и низкого уровня коррупции.
Его "модель Сингапура" критикуют, называя "мягким авторитаризмом".
Его "модель Сингапура" критикуют, называя "мягким авторитаризмом", который характеризовался централизацией власти, экономическим либерализмом вместе с подавлением политической оппозиции и жесткими ограничениями свободы слова и общественных собраний, которые создали атмосферу осторожности и самоцензуры.
Однако в течение двадцати лет - с 1960 по 1980 годы - валовый национальный продукт на душу населения в Сингапуре вырос в 15 раз.
Такой подход вызывал восхищение у лидеров Азии, в том числе в Китае и за его пределами, а также стал предметом бесчисленных научных тематических исследований.
"Каковы наши приоритеты? Во-первых, благополучие, выживание людей. Затем демократические нормы и процессы, которые время от времени нам приходится приостанавливать", - рассказывал он о приоритетах своей страны.
Ли Куан Ю был "любимым диктатором демократического мира"
Ли Куан Ю был "любимым диктатором демократического мира", пишет The Washington Post. За советами к нему обращались многие американские президенты и мировые лидеры, высоко ценившие его взгляды на Китай, капитализм и то, что он называл "азиатскими ценностями".
Куан Ю любил давать оценки государственным лидерам. Как-то он сказал об экс-президенте США Джордже Буше следующее: "Я бы не стал ставить его на второе место в ряду самых худших президентов. Я бы сказал, что у Буша-младшего были меланхоличные советники ... Буш-младший знал, что с опытом у него небогато. А знать себя - это достоинство".
Самым худшим президентом США он считал Джимми Картера, а величайшим в истории США считал Ричарда Никсона. "Если бы не уотергейтское злоключение, я бы назвал Ричарда Никсона (величайшим, - Ред.). У него был реалистичный взгляд на мир. Он был великим реалистичным аналитиком, но также и тактиком, умевшим добиваться своего. Но его стремление все знать и желание переизбраться превратилось в навязчивую идею".
Реформы путем давления
Важное место в ряду вышеупомянутых "азиатских ценностей" у него занимала вера в строгую дисциплину и неуважение к демократии, которая, согласно убеждениям самого Куан Ю, не подходит развивающимся странам.
Ради проведения экономической реформы Ли Куан Ю ввел под жесткий контроль все остальные сферы.
Ради проведения экономической реформы Ли Куан Ю ввел под жесткий контроль все остальные сферы жизни страны и прежде всего политику. Так, оппоненты Ли оказывались в тюрьме без суда и следствия, прессе затыкали рот и ограничивали доступ информации из-за рубежа, многие журналисты были арестованы не могли спокойно работать в стране.
"Свобода прессы, свобода новостных средств массовой информации должна быть подчинена первостепенной потребности в безукоризненной репутации Сингапура, и главенству цели избранного правительства", - заявлял политик в своем обращении к Генассамблее Международного института прессы в Хельсинки в 1971-м году.
Воспитание нового типа чиновников
Для воспитания чиновничьего аппарата Сингапуру было необходимо сломить в стране тотальную коррупцию. Бороться со взяточничеством решили методом кнута и пряника. Начали с пряника, превратив должность госчиновника в самую высокооплачиваемую и желанную карьерную ступень.
С 1994 года средняя зарплата сингапурских министров устанавливается на уровне двух третей от средней зарплаты 48 самых высокооплачиваемых сотрудников корпоративного сектора Сингапура. Годовая зарплата члена правительства и судьи - $ 1 млн. Жалование премьер-министра - $ 2 млн. Это впятеро выше заработка президента США.
Продвижение во власть простого сингапурца начиналось с его ранних лет.
Продвижение во власть простого сингапурца начиналось с его ранних лет. За отбор кадров отвечало агентство по борьбе с коррупцией. Ведомство вербовало в свои ряды талантливую молодежь начиная от школьной скамьи. Далее будущую элиту вели в университет, отправляли на учебу и стажировку за границу.
Это же агентство сурово карало зарвавшегося чиновника. Министров, уличенных во взяточничестве, отправляли за решетку, несмотря на заслуги перед отечеством. Например, министр охраны окружающей среды Ви Тун Бун за содействие в выделении земельного участка под застройку в качестве благодарности получил билеты на самолет в Индонезию и банковский перевод на сумму $ 600 тыс. В итоге чиновник сел на четыре с половиной года в тюрьму.
Результаты реформ
Главным и единственным оружием Сингапура в борьбе за собственное благополучие стал бизнес-климат, условия для ведения бизнеса. Регистрация бизнеса с нуля в Сингапуре занимает всего четыре дня. В соседнем Гонконге, который также считается одной из самых успешных бизнес-столиц Азии, на это потребуется тоже немного времени - восемь дней. Для сравнения: в Японии этот срок составляет 23 дня, а в Германии - 15 дней.
Мировой капитализм быстро отреагировал на сингапурские реформы.
Мировой капитализм быстро отреагировал на сингапурские реформы. В 1968 году в страну пошли первые американские компании с высокими технологиями. В 1970-м General Electric за один год основала здесь шесть предприятий.
В 1972-м впервые в истории Сингапура экспорт превысил реэкспорт. Кроме электроники страна производит и поставляет на мировые рынки новинки информационных технологий, а также фармакологическую продукцию.
Всего за одно поколение Сингапур преобразился необычайно.
Всего за одно поколение Сингапур преобразился необычайно. Его население увеличилось в пять раз, достигнув 5 млн человек. За свой труд каждый из них в среднем получает $ 4 тыс. в месяц. Еще недавно пустынный остров сравнивают с деловым районом Нью-Йорка - Манхэттеном.
В конечном итоге свобода предпринимательства, искоренение коррупции и интеграция в международный процесс образования вынесло молодое азиатское государство на вершину мирового капитализма. Если в 1959 году на каждую сингапурскую душу приходилось всего $ 400 ВВП, то уже в 1990-м этот показатель взлетел до $ 12,2 тыс., в 1999-м - до $ 22 тыс., в 2010-м - до $ 57,2 тыс.
"Сингапуризация" Украины и других стран
Опыт сингапурского восхождения из аутсайдеров в мировую элиту сегодня изучают в странах с переходной экономикой. Так, например, Грузия начала внедрять экономическую модель этих двух самых свободных экономик планеты. В результате всего за пять лет в индексе экономических свобод бедная кавказская республика взлетела на 20-е место.
Несколькими годами ранее бывший президент Грузии Михаил Саакашвили пояснял, в чем главным образом заключается подражание Сингапуру. "Когда мы говорим о "сингапуризации", мы имеем в виду, что Грузия должна стать таким же региональным терминалом и центром перевозок, - пояснял Саакашвили. - И тогда наша продовольственная безопасность будет защищена".
Немногим более месяца назад президент Украины Петр Порошенко назначил Саакашвили своим советником и председателем Консультативного международного совета реформ.По словам бывшего грузинского лидера, в качестве советника он будет "стараться продвигать в различных отраслях антикоррупционные реформы, реформы по реструктуризации, дерегуляции, облегчению бюрократических процедур". Кроме того, Украину реформировать легче, чем Грузию, убежден Саакашвили.
Учитывая грузинский опыт по примеру Сингапура, в украинское правительство приглашают грузин.
Учитывая грузинский опыт по примеру Сингапура, начиная с прошлого года украинские власти приглашали и приглашают в состав обновленного правительства чиновников, успевших побыть у политического руля в Грузии.
В прошлом году на пост министра экономики был приглашен Павел Шеремета, который преподавал в Восточной Европе и Азии и на протяжении трех лет работал в соседней с Сингапуром Малайзии. По словам министра, он хотел попробовать реализовать опыт этих двух стран в Украине. Однако в наших реалиях у него это не вышло – подал в отставку, проработав в правительстве менее полугода.