Позиции разные, цель - одна: как россияне помогают украинским беженцам
Конфликт в Донбассе разделил не только украинцев, но и волонтеров из РФ.
Рост волонтерского движения начался в Украине в ноябре 2013 года во время Евромайдана. Тысячи людей по всей стране жертвовали деньги, помогали продуктами питания, лекарствами, обмундированием активистам, стоявшим на площади Независимости в Киеве. Масштабы народной помощи разрослись в марте 2014 года, когда начался военный конфликт на востоке страны.
Сегодня волонтеры помогают украинской армии, беженцам из незаконно аннексированного РФ Крыма и Донбасса. К ним присоединяется все больше жителей других стран, в том числе России, рассказывает DW организатор киевского негосударственного центра помощи беженцам "Каждый может помочь" Леся Литвинова. "У нас и сейчас работает волонтер из Испании - Марио, он помогает и беженцам, и раненым военным, - говорит она. - Часто приходит студент из Швеции, приезжают волонтеры из других стран Европы. Несколько раз бывали группы студентов из Москвы, работали у нас на складе".
Россиянин Сергей: "Хочу помочь украинцам победить воров"
41-летний дизайнер по специальности Сергей Голуев (имя изменено. - Ред.) живет в Москве, где уже долгое время вместе с группой единомышленников помогает бездомным, одиноким пожилым людям, тяжелобольным детям. С началом конфликта на востоке Украины россиянин Сергей и его коллеги стали оказывать помощь раненым детям из Донбасса. Волонтер внимательно следил за событиями в Украине во время Евромайдана и после него. "Просто наблюдать, ничего не делая, выматывает нервы сильнее, чем участие, - объясняет он DW. - Украинцы подали пример борьбы с воровской властью. Хочу помочь им победить воров, но, так, чтобы мне не пришлось воевать".
Сергей приехал в Киев в декабре пришлого года и все 90 дней, разрешенные для пребывания в стране, работал почти без выходных в одном из центров помощи переселенцам. "Я делал все: разгружал машины с гуманитарной помощью, убирал мусор, помогал строить павильоны, организовывал для детей Новый год, систематизировал пожертвованные в библиотеку книги. Мне пришлось даже вспомнить английский, чтобы общаться с иностранцами", - рассказывает россиянин.
Волонтер-москвичка: "Чтобы женщины и дети не тряслись, что сейчас будут стрелять"
Еще одна москвичка - журналист, фотограф и волонтер одного из российских фондов Валерия Савельева (имя изменено. - Ред.) с июня 2014 года занимается организацией и эвакуацией жителей Донбасса, причем как на территорию Украины, так и России. В Донбассе российские волонтеры, помогающие местным жителям, - не редкость. Цель у них одна, а вот позиции - разные. Одни поддерживают самопровозглашенные донецкую и луганскую "народные республики", другие - официальную Украину. Валерия относится к последним. "Меня поражает то, с какой подлостью людям задурили головы невероятной злостью по отношению к Украине. И я не хочу, чтобы эти люди страдали, - делится переживаниями она. - Я хочу помочь женщинам и детям оказаться на спокойной земле, чтобы они не тряслись, что сейчас будут стрелять".
Один из российских волонтеров, занимающийся эвакуацией граждан Украины в Ростовскую область и Краснодарский край с лета 2014 года, написал DW, что его команда помогает лишь тем, кто хочет выехать в Россию. "Причина не только в том, что мы не поддерживаем Киев, глядя на неоднозначные события в Донбассе. Просто мы не занимаемся отправкой беженцев на Украину", - пояснил активист.
Из России шлют деньги и "вашим", и "нашим"
Многие россияне сегодня делают пожертвования в пользу переселенцев из Донбасса. Одни перечисляют деньги благотворительным организациям, опекающим беженцев в России и на территории ДНР и ЛНР, другие помогают украинским волонтерам.
Опрошенные DW волонтеры Центральной, Восточной и Западной Украины рассказывают, что деньги из РФ приходят регулярно, причем, не только в помощь беженцам, но и для украинской армии. В киевский центр "Каждый может помочь" в среднем поступает по два платежа в неделю. Данные отправителей не разглашаются.
Организатор Леся Литвинова показывает скриншоты банковских переводов за одну из мартовских недель на сумму в 10 000 российских рублей, предварительно скрыв исходную информацию платежа. По ее словам, часто россияне сами привозят в Киев собранные, например, в Москве деньги. "Они боятся себя афишировать в России, да и в Украине не все просто, - рассказывает Литвинова. - Я помню одну даму, которая принесла нам 500 долларов. Мы были пятые в списке тех, кто ей не отказал". По словам Леси, когда она получает российские рубли в киевском банке, на нее там тоже "смотрят косо".
Россияне Сергей и Валерия намерены и дальше помогать беженцам из Донбасса. Они говорят, что на родине у них не может быть проблем с властями, поскольку они не нарушают российское законодательство. В Украине их волонтерской деятельности никто не препятствует.
Вязаные пинетки от ветеранов из Дании
Многие беженцы с Донбасса удивлены тем, что россияне помогают украинским волонтерам. "Не может быть! - восклицает пенсионерка из Донецка и задумывается. - Хотя… Там ведь тоже люди живут".
Молодая мама с двумя детьми отвечает коротко: "А кто нам еще поможет, как не Россия?" Женщина средних лет, с трудом тянущая огромную сумку с одеждой и продуктами, реагирует резко, мол, хватит тут пропагандой заниматься. "Когда у тебя нет дома, какая разница, кто помогает? Всем спасибо!" - говорит мужчина, пришедший за одеждой для своих троих детей.
65 тонн гуманитарного груза от неравнодушных граждан из разных стран мира уже получил в 2015 году киевский центр помощи беженцам. "Земной шарик-то круглый!" - говорит Леся Литвинова и показывает полный мешок крошечных наборов для новорожденных и пледов для младенцев. Всю зиму их вязали для малышей Донбасса пенсионеры в Дании, детьми пережившие Вторую мировую и не понаслышке знающие, что такое война в Европе.