Корреспондент: Кризис заставляет украинцев кардинально изменить привычки
Если жители развитых стран изменяют потребительские привычки сознательно, то в Украине это необходимость, навязанная кризисом.
Вчерашние покупатели квартир и автомобилей начинают экономить даже на еде, пишет Елена Романюк в №12 издания от 27 марта 2015 года.
Последние исследования западных социологов свидетельствуют, что молодёжь в США и Западной Европе всё меньше интересуется покупкой автомобилей, домов, дорогих и статусных вещей.
Образование или путешествия – вот те немногие крупные траты, которые позволяют себе европейцы и американцы в возрасте до 35 лет
Так называемое поколение миллениалов (людей, родившихся в 1990-е и в начале 2000-х) предпочитает жить в съёмном жилье, ездить на велосипедах и покупать простую еду. Образование или путешествия – вот те немногие крупные траты, которые позволяют себе европейцы и американцы в возрасте до 35 лет.
Обозреватель Atlantic Джеймс Гэмблин объясняет феномен так: «За последние десять лет психологи провели огромное количество исследований, доказывающих, что с точки зрения счастья и ощущения благополучия гораздо выгоднее тратить деньги на приобретение нового опыта, чем новых вещей. Это приносит больше радости».
Всё больше людей на Западе приходят к выводу, что даже самая статусная вещь может устареть, прийти в негодность, обесцениться или, в конце концов, выйти из моды. Такой сдвиг в общественном сознании означает, что средний класс эволюционирует в нечто качественно новое.
Украинцы, как и жители других постсоветских стран, с опозданием открыли для себя атрибуты успешности западного мира и толком не успели к ним приобщиться. Однако большинству уже приходится пересматривать свои потребительские привычки и взгляды на жизнь.
Нынешние события в стране показывают, что экономия на еде для многих украинцев сегодня уже не пустой звук
И дело тут не в смене ценностей – что-что, а форма в нашей стране ещё долго могла бы довлеть над содержанием. Чего стоит одна готовность покупать в кредит машины, квартиры и даже телефоны. Причём под такие проценты, что западне сверстники заёмщиков отечественных банков наверняка лишились бы покоя и сна от одних только мыслей о предстоящих выплатах.
Захлестнувший Украину кризис уже привёл к тому, что продажи новых автомобилей и квартир снизились до уровней прошлого десятилетия. О дешёвых кредитах, которых, собственно, было не так много и раньше, говорить не приходится. Всё идет к тому, что граждане будут вынуждены отложить свои представления о престижности и статусе в долгий ящик.
На повестке дня так и не зародившегося в Украине среднего класса сегодня стоят гораздо более приземлённые вопросы. Нынешние события в стране показывают, что экономия на еде для многих украинцев сегодня уже не пустой звук.
Проза жизни
Киевлянка, мать троих детей Наталия Хоптинец подсчитала, что расходы её семьи на продукты за последний месяц увеличились на 20-30%. И это притом что дорогие продукты из своей корзины они исключили.
«Если раньше мы старались покупать больше рыбы, то сейчас от неё практически отказались, отдавая предпочтение мясу. Ведь даже мойва или сельдь стоят практически как мясо – 50-70 грн/кг, – рассказывает Хоптинец. – Кроме того, мы отказались от икры, дорогих сыров, иностранной консервации (оливок, ананасов), шоколада (я стараюсь печь торты сама). Из фруктов покупаем только яблоки и апельсины, отказались от бананов».
Единственные дорогостоящие продукты, от которых не отказалась семья, это чай и кофе.
«Их, как ни крути, заменить сложно», – признаёт киевлянка.
Социологические исследования показывают, что Хоптинец далеко не одинока в стремлении сэкономить: спрос даже на товары первой необходимости неумолимо снижается. По данным исследовательской компании GfK Ukraine, в феврале индекс потребительских настроений в Украине снизился до рекордного показателя 41,1, практически приблизившись к самому низкому уровню за всю историю наблюдений, зафиксированному в январе 2009 года.
Именно на февраль пришлись подорожание товаров и паника среди потребителей, когда очередной скачок курса доллара погнал население скупать продукты долговременного хранения
Именно на февраль пришлись подорожание товаров и паника среди потребителей, когда очередной скачок курса доллара погнал население скупать продукты долговременного хранения. Свою роль сыграло здесь и замешательство поставщиков бакалеи и подсолнечного масла, просто не успевавших реагировать на изменения курса. Ряд поставщиков даже приостановили отгрузку товара, не зная, по какой цене отпускать продукцию.
«Говорить о том, что продавцы по своей инициативе подняли цены, будет в корне неправильно. Это не наша политика, – вспоминает генеральный директор сети супермаркетов Novus Игорь Ланда. – Нерасторопно повели себя производители, которые согласно правилам должны были за 14 дней предупредить о повышении цен. Они же просто прекратили поставки, создав ажиотаж».
В итоге, как рассказывают менеджеры супермаркетов, только за неделю цены на бакалейные товары выросли в среднем на 60-70%. Если же говорить о подорожании товаров за год, то, по данным Национального банка, цены на продукты в Украине выросли на 35,9%. Больше всего подорожали фрукты (на 86%), яйца (80,5%), рыба и морепродукты (59,9%). Цены на хлеб выросли на 48,9%.
Быть скромнее
Естественно, сейчас супермаркеты учитывают смену потребительских предпочтений.
«Не нужно быть аналитиком, чтобы заметить: полки во многих магазинах пустеют, некогда богатейший ассортимент товара сужается местами до банального дефицита», – отмечает Алексей Дорошенко, директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей.
По его словам, причина сложившейся ситуации не только в том, что покупатели не справляются с растущими ценами и отказываются от привычных ранее покупок. Дело и в неспособности поставщиков «кредитовать торговлю», то есть поставлять товары с отсрочкой платежей, часто на неопределённый срок.
«Ситуация такая, что некоторые торговцы сегодня не обещают расплатиться за полученные товары даже в обозримом будущем. И даже социальные товары (крупы, мука, масло) в некоторых точках выпадают из торговой матрицы. Работать с ними невыгодно ни сетевым супермаркетам, ни снабженцам», – объясняет Дорошенко.
При этом несмотря на видимое падение спроса многие супермаркеты цены на свою продукцию не снижают. По словам экспертов, большинство из них выжидают, когда продадутся партии, закупленные по «спекулятивным» ценам, то есть на пике обвала гривни. Ну а чтобы сократить потери, торговые сети прибегают к давно проверенным способам.
«Сети предпочитают традиционный набор мер по снижению своих издержек. Это оптимизация ассортимента путем исключения слабо продаваемых или малоприбыльных товаров, заморозка и снижение зарплат сотрудников, сокращение персонала и увеличение нагрузки на оставшийся», – рассказал Корреспонденту Александр Ланецкий, генеральный директор консалтинговой компании Friendly Avia Support (FAS).
Стабилизировать ситуацию мог бы переход торговых сетей на закупку большего количества отечественной продукции. Так сделали, например, в кризисный 2008 год российские операторы. Но для этого, отмечает Ланецкий, в Украине недостаточно развит местный производитель.
«Чтобы увеличить в супермаркетах долю отечественной продукции, главное, что нужно сделать, это нарастить местное производство. Но для этого в него нужно влить инвестиции. То есть нужны либо доступные кредиты для производителей (а это антинаучная фантастика в современной Украине, где банки еле дышат, а девальвация гривни огромна), либо приток зарубежного капитала. Иностранцам же невыгодно вкладывать деньги в воюющую страну, с которой подписан договор о свободной торговле, можно ведь просто продавать ей готовую продукцию», – рассуждает эксперт.
Ланда подтверждает, что его сеть стала больше ориентироваться на отечественные товары, но работа с ними сопряжена с рядом проблем.
«Они несколько дешевле, но в них тоже заложены и налоговая, и «коммунальная» и, конечно же, валютная составляющие, которые с введением налога на импорт также содействуют повышению цен», – объясняет ритейлер.
Он называет и другие препятствия, связанные с отечественными товарами, – качество и налогообложение.
«Тем не менее мы не видим иного способа предоставить людям возможность покупать доступные продукты и предметы первой необходимости», – резюмирует Ланда.
Основным фактором, который будет влиять на стоимость товаров в ближайшее время, остаётся курс доллара. Ослабление гривни приводит к удорожанию не только импортных товаров, но и отечественных
По словам экспертов, основным фактором, который будет влиять на стоимость товаров в ближайшее время, остаётся курс доллара. Ослабление гривни приводит к удорожанию не только импортных товаров, но и отечественных. И происходит это не только из-за стоимости доставки последних, но и «по инерции», поскольку растут цены на импортный товар.
Может дойти до того, что некоторые товары с импортной составляющей настолько подорожают, что начнут попросту исчезать из продажи, потому что не будет возможности поставлять их или производить в Украине. Правда, речь идёт скорее о деликатесах, чем о продуктах первой необходимости.
«Рост цен неизбежен, учитывая ситуацию на валютном рынке», – делится невесёлым прогнозом Андрей Худо, сооснователь холдинга эмоций !Fest, куда входят Львівська майстерня шоколаду, Львівські пляцки и другие кафе и торговые точки.
Не в моде
Резкая девальвация гривни сказалась, естественно, не только на продуктовом ритейле. Например, импортная одежда и обувь подорожали ещё больше – в три-четыре раза, а украинские аналоги, в зависимости от импортной составляющей, – на 10-40%.
При этом предприниматели, специализировавшиеся на импорте стоковых моделей из Европы, либо переключились с крупных массовых брендов на более дешёвые вещи малоизвестных производителей, либо расширяют линейку за счет украинских моделей.
Но и это не спасает: украинцы морально не готовы потратить 1,5 тыс. грн на свитер, который ещё пару месяцев назад стоил около 400 грн, или покупать туфли не по 1,5 тыс. грн за пару, а по 3-4 тыс. грн.
«В этом году одежду я ещё не покупала. Ведь она подорожала не только в магазинах, но и на зарубежных сайтах, если пересчитать её стоимость по курсу доллара. Не исключено, что придется искать вещи в стоковых магазинах или секонд-хендах. В любом случае покупать свитерок за 1 тыс. грн я не буду», – отмечает киевский парикмахер Надежда Кошин.
Не собирается разоряться на одежде и Хоптинец.
«Пока у меня запас одежды есть. Что касается детских вещей, то я сделала большую закупку в августе. Потратила на это все свои «детские» деньги, – рассказывает она. – Кроме того, сейчас можно найти недорогие вещи в остатках старых коллекций. Например, не так давно я купила детский реглан за 100 грн.».
Более действенный способ сэкономить на детской одежде и обуви – ресурсы вроде kids staff в интернете, где родители выставляют на продажу вещи, которые не подошли их детям.
«Также мы всё чаще обмениваемся детской одеждой с такими же мамами», – добавляет Хоптинец.
Эксперты подчёркивают: вынужденная экономия украинцев на одежде чревата для магазинов. Они, вероятно, начнут закрываться, ведь их склады практически не пополняются
Эксперты подчёркивают: вынужденная экономия украинцев на одежде чревата для магазинов. Они, вероятно, начнут закрываться, ведь их склады практически не пополняются.
Не слишком радужная ситуация и в сфере косметики и товаров для дома.
«В секторе товаров Красота и уход цены растут вслед за долларом, ведь большинство самих товаров и их составляющие импортные», – говорит Денис Герман, генеральный директор компании Стиль-Д (сеть магазинов ProStor).
По его словам, по сравнению с началом 2014 года цены на эту группу товаров выросли в среднем на 150%, а за время последних скачков курса – на 40%. При этом спрос на товары в секторе Красота и уход снизился в сети ProStor на 10%.
«Средний сегмент переходит на более дешёвую линейку, а люди с низким достатком покупают только самое необходимое и в меньших количествах», – отмечает Герман.
Подстегнуть спрос, считает он, помогает система скидок.
«Яркие и понятные акции поднимают продажи групп товаров раза в три», – рассказывает Герман.
Упали продажи и в сфере товаров для дома.
«Учитывая рост цен пропорционально падению гривни, продажи в твёрдой валюте или в товаре упали в два — два с половиной раза. Сейчас покупатели больше интересуются брендовыми вещами первой необходимости – подарками, посудой, красивыми мелочами», – делится наблюдениями Дмитрий Ермоленко, владелец компании Zeebra (сети магазинов косметики Glosip, одежды Peacocks, аксессуаров для дома Butlers).
Иное дело – дорогая линейка.
«Раньше многие клиенты заказывали обустройство дома или квартиры «оптом», в одном стиле – по каталогу, часто онлайн. А сейчас если и покупают мебель, то только отдельные предметы», – говорит Ермоленко.
Впрочем, среди участников рынка есть и оптимисты. Они считают, что рост цен в обозримом будущем всё-таки остановится, а там, возможно, цены даже снизятся из-за падения спроса. Правда, даже они признают, что для этого понадобится время.
«Как показывает опыт кризисных 2008-2009 годов, возврат к прежней динамике продаж происходил очень поступательно», – уточняют в компании РУШ, владеющей сетью магазинов Eva.
Рыночный кризис
Рынки и мелкие магазинчики не спасают от подорожания
Многие киевляне надеялись, что сгладить эффект от повышения цен в супермаркетах позволит мелкая торговля на рынках, в небольших торговых точках у дома, которые могут более оперативно реагировать на возникающие трудности. Но вездесущий кризис не обошёл стороной даже рыночную торговлю с её традиционно демократическими ценами.
По данным Департамента промышленности и развития предпринимательства КГГА, количество пустующих торговых мест на рынках Киева увеличилось в этом году на 1.000 мест (с 7.800 до 8.800), и это притом что администрация рынков в большинстве случаев снизила стоимость аренды на 20%.
***
Этот материал опубликован в №12 журнала Корреспондент от 30 марта 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.