Корреспондент: Молодые люди в США и ЕС убегают от традиционных ценностей
Средний класс в США и Европе постепенно отмирает из-за экономического кризиса и пересмотра ценностей молодым поколением.
Собственный дом, семью и даже детей они считают пережитком прошлого, пишет Павел Сивоконь в №12 журнала Корреспондент от 27 марта 2015 года.
В 2010 году на американские киноэкраны вышел фильм Крохотная мебель. Его главная героиня, недавно получившая профессию кинокритика, возвращается после учёбы к матери. Работу найти она не может, поэтому покупка или аренда жилья ей не по карману – вот она и живёт с родителями, постоянно споря с ними.
Этот сюжет в последние годы стал довольно характерным для США.
«Поколение, которое сейчас становится взрослым, поставило свою жизнь на паузу. Они слишком долго учатся, не создают семью и не хотят становиться средним классом», – говорит Корреспонденту Роланд Минси, профессор социологии Колумбийского университета.
В развитых странах постепенно происходит социальная эволюция, благодаря которой старые идеалы среднего класса – стабильный заработок, недвижимость, семья – уже не так привлекательны для молодёжи
По мнению Минси, экономический кризис только обострил эту тенденцию. В развитых странах постепенно происходит социальная эволюция, благодаря которой старые идеалы среднего класса – стабильный заработок, недвижимость, семья – уже не так привлекательны для молодёжи.
К примеру, по данным Pew Research Center, в последние годы более 40% детей в США родились в неполных или не зарегистрированных официально семьях. Многие американские пары сейчас сознательно не хотят жениться и могут разойтись по обоюдному согласию. При этом экономически такие разбитые семьи не слишком отличаются от полноценных.
Кроме того, усиление открытости и мобильности общества в США и Евросоюзе привело к тому, что система традиционного брака постепенно начала размываться. Теперь пары уже не хотят оставаться вместе только потому, что у них есть общее прошлое. По данным ООН, социальные сети и интернет привели к тому, что найти партнёра стало намного легче.
Усиление открытости и мобильности общества в США и Евросоюзе привело к тому, что система традиционного брака постепенно начала размываться. Сейчас молодые люди больше ценят личную свободу и не хотят брать на себя социальные обязательства
А вот сохранить отношения, наоборот, стало сложнее. Сейчас молодые люди больше ценят личную свободу и не хотят брать на себя социальные обязательства. Этому способствует и экономика: в среднем молодой специалист сейчас меняет работу раз в 3-5 лет, тогда как полвека назад этот показатель составлял 20-25 лет. Не только кризис, но и глобализация мира привела к тому, что новое рабочее место может находиться на другой стороне земного шара.
Наконец, автоматизация и перенос промышленности в страны Азии и Африки приводит к отмиранию в странах Запада стандартных профессий среднего класса – инженеров, высококвалифицированных рабочих, сотрудников сферы обслуживания. Поэтому в американском обществе за последние пять лет количество людей, которые называют себя средним классом, упало на 6%, тогда как в период с 2000 по 2005 год этот показатель только рос.
Некоторые исследователи говорят, что такая эволюция в обществе приведёт к постепенному отмиранию модели простого потребления. Новый человек станет более духовным, готовым отказаться от наследия прошлого и двигать мировую науку вперёд. Хотя Эндрю Черлин из Университета Джонса Хопкинса считает, что эта эволюция может вывести на арену другое поколение – которое страдает инфантилизмом, не может создать нормальную семью или даже понять, чего хочет от карьеры и своей жизни.
Опора всего
Согласно определению Pew Research Center, средний класс в США – это люди, которые зарабатывают семьёй примерно $ 100 тыс. в год. В основном это полные семьи с детьми, они владеют домом и несколькими машинами, работают чаще всего в сфере обслуживания, промышленности или торговле.
По мнению Терезы Чилардуччи из SchwartzCenterforEconomicPolicyAnalysis, эти люди составляют основу общества США и ЕС после Второй мировой войны.
«Только 43% из них хотят добиться карьерных высот, а 65% признают, что имеют достаточно свободного времени», – говорит эксперт.
По словамЧилардуччи, эти люди не желают упорно и долго учиться, а к 25-27 годам хотят создать семью. У них обязательно есть хобби, так как работа не захватывает их целиком, а более половины постоянно посещают церковь.
Аналитики ООН считают, что именно эти люди стали основой стабильного спроса на жильё в 1980-1990-е. Тогда кредитные продажи недвижимости росли на 10-15% в год. Это было связано также с тем, что поколение «бебибумеров» повзрослело и начало создавать свои семьи. Американская экономика тогда росла, банки спокойно выдавали кредиты на жильё, а показатель безработицы был минимальным, не более 7%.
Наконец, политики поддерживали иллюзию, что любой человек может стать представителем среднего класса, если будет много работать и голосовать за стабильность. В политическом плане именно средний класс был опорой традиционных партий. По мнению Кэтрин Стюарт из Университета международной экономики США, такое положение дел устраивало всех, и поэтому политики всё больше увлекались закулисными играми, забывая о том, что демократия должна быть открытой.
Это проявилось и в закулисных переговорах и распределению должностей в Европарламенте, когда большинство из многомиллионного населения видело лидеров впервые, и в американском конгрессе, где лоббисты стали основными источниками принятия решений. Но значительную часть американцев и европейцев это устраивало, тем более что на их жизни политические дрязги мало отражались. А молодое поколение тогда только подрастало.
Уже в 2007 году ситуация начала постепенно меняться.
В то же время уже в 2007 году ситуация начала постепенно меняться. Во-первых, экономика в США начала пробуксовывать. Во-вторых, новое поколение детей среднего класса стало больше учиться. В большинстве случаев это было образование в кредит
Во-первых, экономика в США начала пробуксовывать. На рынке недвижимости надулись кредитные пузыри, а стоимость домов и квартир была переоценена. Уже тогда молодые люди не могли позволить себе отселиться от родителей.
Во-вторых, новое поколение детей среднего класса стало больше учиться – по данным Pew Research Center, количество людей с высшим образованием в США выросло на 20%. В большинстве случаев это было образование в кредит, так как молодые люди не могли себе позволить оплатить его полностью сами. И главное, многие профессии в сфере культуры или обслуживания были востребованы, только пока рынок рос.
Всеобщий кризис
В 2008 году Майкл Бриджес узнал, что его девушка Сара Маккен беременна.
«Наши родители настаивали, чтобы мы поженились. Но для нас это было слишком сложным решением», – говорит Бриджес Корреспонденту.
Молодым людям казалось, что они не готовы к созданию традиционной семьи, в которой выросли. В основном потому, что Бриджес, который тогда ещё учился на социального работника в Университете Южной Каролины, не был уверен, что сможет обеспечить семью. У него перед глазами стояла модель, по которой жили более 50% семей среднего класса в прошлом веке, – муж работает, а жена сидит дома с детьми.
Действительно, через четыре года молодые люди разошлись. Маккен получила образование и стала социальным работником. А Бриджес решил продолжить своё обучение и сейчас живёт с родителями.
Это стандартная ситуация для поколения молодых американцев. Экономический кризис привёл к тому, что эти люди не хотят и не могут повторить судьбу родителей.
Во-первых, по данным TheEconomistIntelligenceUnit, в 2012 году более 36% американцев в возрасте от 18 до 31 года жили с родителями. Понятно, что в таких условиях создать семью очень сложно. Тем более что отсутствие спроса на многие специальности приводило к тому, что они не могли найти работу, а кредит за образование нужно было выплачивать. Поэтому они экономили на собственном жилье, перебиваясь временными заработками. Во-вторых, многие решили не создавать семью, так как сама экономика более благосклонна к неженатым.
«Они более мобильны, готовы работать больше и не имеют других увлечений, кроме карьеры», – говорит Минси.
Сейчас многие люди сами больше думают о дополнительном обучении или курсах, чтобы получить ещё одно повышение, а не о создании семьи
Сейчас многие люди сами больше думают о дополнительном обучении или курсах, чтобы получить ещё одно повышение, а не о создании семьи, отмечает эксперт.
В-третьих, работа со средним окладом в развитых странах постепенно исчезает. Предприятия уже вынесли значительную часть промышленности в Азию и Африку. И если раньше эти страны могли предоставить только неквалифицированную рабочую силу, то теперь там выросло поколение инженеров, способных работать за меньшие деньги.
По данным исследований Всемирного банка, часть работы со средним окладом в Америке и Европе с начала кризиса сократилась на 15%. Тем более что многие процессы, которые раньше нужно было контролировать, заменяют автоматизацией и промышленность требует всё меньше рабочей силы. Кризис стал значительным толчком для того, чтобы сократить сотрудников и заменить их новыми станками.
Подросшее поколение, где слишком много людей имеют высшее образование, само не готово мириться со средним доходом. Напротив, оно желает пробиться на самый верх и согласно жертвовать семьёй или жить с родителями
Есть и обратная сторона медали: подросшее поколение, где слишком много людей имеют высшее образование, само не готово мириться со средним доходом. Напротив, оно желает пробиться на самый верх и согласно жертвовать семьёй или жить с родителями, но только не потерпеть неудачу. По мнению Стюарт, у этих людей была довольно высокая начальная база, они понимают, что могут не нуждаться в жилье или еде, и хотят большего.
В политике это означает требование реформ и большей открытости. В 2008 году именно молодые американцы подержали Барака Обаму в ходе президентской гонки. Но он не смог изменить систему власти, и они перешли к стихийным протестам. Движение OccupyWall-streetбыло создано молодыми людьми, которые не могут найти работу.
С постепенным выходом экономики из кризиса в США ситуация немного сгладится. Молодёжь сможет расплатиться с кредитами и начать копить на собственное жильё. Но таких всё же будет немного – остальные же, наоборот, больше будут думать о том, как преуспеть.
Деклассированные
Общественная эволюция в развитых странах вскоре станет заметна невооружённым глазом. Эти люди будут до 35-40 лет жить с родителями (более половины европейцев уже сейчас поступают именно так), не решатся создавать семьи. Но при этом будут иметь значительно больше социальных контактов через интернет.
В среднем этот человек будет менять работу раз в несколько лет и полностью сосредоточится на карьере, так как не захочет мириться со средними доходами. Или же замкнётся в социальных сетях и станет озлобленным неудачником. При этом у него будет возможность не работать, так как базовые потребности ему обеспечат родители и государство.
Такая жизнь приведёт к уменьшению количества полных семей в развитых странах и падению рождаемости. По данным ООН, уже сейчас прирост населения там если и поддерживается, то в основном за счёт мигрантов
Такая жизнь приведёт к уменьшению количества полных семей в развитых странах и падению рождаемости. По данным ООН, уже сейчас прирост населения там если и поддерживается, то в основном за счёт мигрантов.
В политическом плане эти молодые люди, разочарованные традиционными партиями, будут делать ставку на политиков с громкими обещаниями, так как стабильность для них не является ценностью. Во многом этим можно объяснить и всплеск национализма в Европе, а также кризис идеи единого союза.
В итоге, по прогнозу Чилардуччи, общество будет всё больше поляризоваться на богатых и бедных. Это не означает, что развитые страны ждёт социальный взрыв. Скорее речь идёт об апатии и углублении в себя молодых представителей среднего класса, которые больше не живут идеалами своих родителей.
***
Этот материал опубликован в №12 журнала Корреспондент от 30 марта 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.