Консервация ПР. Теневой Кабмин создан из людей Ахметова
Экс-регионалы создали теневой кабмин. Интересны не столько его планы на будущее, сколько то, кого туда позвали, а кого нет.
Борис Колесников во вторник представил членов теневого правительства. Со стороны могло показаться, что на дворе 2007 год, регионалы снова в оппозиции и снова критикуют оранжевую власть за безработицу и девальвацию гривни, загоняющую украинцев за черту бедности, пишет Дмитрий Москаленко в №13 журнала Корреспондент от 3 апреля 2015 года.
По словам участников пресс-конференции, оппозиционный кабмин будет следить за деятельностью правительства настоящего, указывать на его ошибки и предлагать свои варианты решения проблемы. То есть пообещали то же, что собирались делать все предыдущие теневые правительства, которые бывали в политической истории Украины.
Является это очередным рядовым пиар-проектом под выборы или оппозиционеры все-таки решили не давать властям спуску, можно попытаться понять, изучив персональный состав теневиков.
Доска почёта
«Премьерство»Бориса Колесникова – самое предсказуемое назначение. Один из стратегов всех последних избирательных кампаний Партии регионов, он и к этому проекту подходит системно и комплексно. То, с каким задором он взялся за оппозицию, лишь подтверждает слухи об окончательной консервации ПР. Не исключено, что затею с “правительством” он рассматривает как альтернативный политтехнологический проект возвращения в активную политическую жизнь.
Присутствие Михаила Добкина в роли “вице-премьера” по реформе местного самоуправления выглядит довольно иронично, учитывая, что он сам проходил по делу о сепаратизме. Возможно, чтобы избежать развития этой истории, экс-губернатор Харьковщины и рискнул уйти в публичную плоскость.
“Вице-премьер” по социальным вопросам и пенсионной реформе Наталья Королевская – участница всех избирательных кампаний как самостоятельный персонаж. Поэтому удивительным стало её появление в правительстве Николая Азарова на должности министра соцполитики. Тогда же говорили о том, то её пролоббировал Ринат Ахметов.
С богатейшим украинцем связывали и бывшего “настоящего” вице-премьера, Алексанра Вилкула. На прошлых парламентских выборах он серьёзно оппонировал кандидатам от группы Приват. Теперь на посту “вице-премьера” по индустриализации и восстановлению Донбасса у него будет достаточно поводов покритиковать власть.
Единственным нерегионалом является Вадим Рабинович. Один из спикеров Оппозиционного блока, он резко критикует в том числе и своих коллег. Его присутствие в должности “вице-премьера” по правоохранительной деятельности является очень удачным приобретением теневого правительства – остроумные комментарии, эмоциональность и открытость пользуются популярностью у публики.
Из узнаваемых лиц в теневом кабмине можно выделить ещё Михаила Папиева (“министр” соцполитики) и Константин Грищенко (“глава” МИДа). Это как раз те кандидаты, которых в принципе заменить некем: слишком короткая скамья запасных у оппозиционеров в упомянутых сферах.
Остальные члены «правительства» подобраны скорее по принципу личной преданности. “Министр” здравоохранения Игорь Шурма длительное время после ухода из Верховной Рады работал советником Добкина. Ещё один харьковчанин, Евгений Мураев, стал “министром” экономики.
“Министр” транспорта Владимир Шемаев считается близким к Колесникову (кстати, экс-министру инфраструктуры). “Министр” финансов Виктор Скаршевский работал в структурах Ахметова. В фонде последнего трудилась “министр” образования Елена Колесникова. “Министр” юстиции Юрий Котляров возглавлял юридический отдел Укртелекома. Из правительства регионалов к теневикам перекочевали экс-министр экономики Владимир Макуха и глава Госэкоинспекции Павел Жила. Оба устроились по профилю.
Ядро оппозиционного “кабмина” составляют не столько бывшие регионалы, сколько депутаты, близкие к Ахметову в той или иной степени
Ядро оппозиционного “кабмина” составляют не столько бывшие регионалы, сколько депутаты, близкие к Ахметову в той или иной степени. В последний год он один из немногих, кто умудрился не мелькать в заголовках новостей, хотя внимание к его персоне поддерживалось постоянно.
Иногда складывалось впечатление, что богатейший украинец полностью ушёл из политики, сосредоточившись на спасении своего бизнеса. Особенно подчеркивает ориентацию на предпринимателя и отсутствие в списке представителей других оппозиционных групп.
Не позвали
В глаза бросается отсутствие целой группы регионалов – так называемых младореформаторов (Сергея Арбузова, Виталия Захарченко, Александра Клименко), ориентировавшихся непосредственно на тогдашнего президента Виктора Януковича. Их не включили даже в качестве консультантов или комментаторов, хотя с нового года они развернули активность в соцсетях, российских и украинских СМИ. В ходе представления теневиков не было сделано даже жеста вежливости, хотя того же Азарова рядовые регионалы до последнего времени представляли как экономического гуру.
Их отсутствие вполне ложится в тот поток критики, который звучал из уст многих высокопоставленных регионалов в адрес бывшего президента. И чаще всего это говорили политики, ориентированные на альтернативные центры влияния в ПР. А анонс отдельных фамилий членов “кабмина” за несколько дней до представления был не столько способом заинтересовать СМИ, сколько сигналом политическим беженцам не пытаться напрашиваться в проект.
Кроме того, не очевидна до конца роль Сергея Лёвочкина, который ранее выступал с идеей создания на базе Оппозиционного блока отдельной партии. Недавно он заявил о намерении ОБ принять участие в местных выборах на Донбассе.Непонятно только, единая ли это позиция ОБ или же личная инициатива экс-главы Администрации Януковича.
В одни ворота
Все параллельные правительства, существовавшие прежде, были фактически однопартийными. Партии словно спешили первыми застолбить идею для целей собственной пропаганды. Это говорит как о договороспособности партий, избегавших любые попытки объединения с потенциальными союзниками, так и об их отношении к самой идее системной работы оппозиции как таковой.
Оппозиционный кабмин Павла Лазаренко (1997)
Вставший на тропу войну с Кучмой Лазаренко пытался по любым поводам прорвать информационную блокаду. Рядом в то время была и Юлия Тимошенко. Однако политическая карьера экс-премьера в Украине быстро оборвалась, а вместе с этим и история первого оппозиционного правительства.
Теневой кабмин Виктора Януковича (2007-2010)
Идея создания теневого правительства была частью долгой кампании по возвращению Партии регионов к власти, которая завершилась победой Януковича на выборах президента. Альтернативным правительству Тимошенко этот кабмин не стал. Его заседания превращались лишь в повод для очередных осуждающих заявлений.
Правительство Сергея Соболева (2010)
Это правительство было организовано с подачи Тимошенко, которая лишилась всех официальных постов после поражения на выборах и была буквально загнана оппонентами в рамках уголовного дела. “Премьер” Соболев честно отрабатывал в телеэфирах свое теневое звание, но идея была похоронена с заключением лидера Батьківщинив колонию.
Правительство народной инициативы (2013)
Возникло на базе ВО Свобода. Периодически партийный сайт сообщал о проведении заседаний, которые мало чем отличались от других заседаний провода партии.
***
Этот материал опубликован в №13 журнала Корреспондент от 3 апреля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.