Корреспондент: Неугодная МКС. Россия потеряла интерес к проекту
Всё больше стран хотят строить собственные орбитальные станции.
Экономические потери и сомнительная ценность этих проектов для науки их не пугают — имидж превыше всего, пишет Павел Сивоконь в №13 журнала Корреспондент от 3 апреля 2015 года.\
Конец марта был богат космическими новостями. Вначале Россия заявила, что скорее всего покинет проект Международная космическая станция (МКС). Политические разногласия привели к тому, что Москва заявила о готовности построить собственную исследовательскую лабораторию на орбите. Более того, согласно новой программе по освоению космического пространства, Россия к 2030 году должна запустить многоразовый корабль на Луну и начать строить там базу для путешествий в далёкий космос.
В свою очередь США говорят о том, что смогут обслуживать МКС до 2024 года и сами. А также приглашают Китай и Индию принять участие в проекте. В NASAзаявили, что готовят специальный корабль, способный в обозримом будущем слетать на Марс и начать колонизацию Красной планеты. Для этого в ближайшие годы финансирование космических программ планируют увеличить на 10%.
«Этого, конечно, мало, но деньги позволят решить хотя бы проблему отсутствия у нас многоразового корабля», – говорит Корреспонденту Эрик Стерн из Вашингтонского университета.
По мнению ученого, для Штатов было очень странно много лет не иметь своего корабля, после того как программа Шаттл была закрыта в 2011-м. За каждый запуск грузов к МКС приходилось платить России более $ 20 млн и надеяться, что ракета с кораблём Союз не взорвётся на старте. Теперь ситуация должна измениться: США рассчитывают сами вернуться к покорению космоса.
Одновременно в Китае заявили, что хотят расширить свою орбитальную платформу, Тяньгун, сделать её важной исследовательской станцией. Для этого Пекин намерен инвестировать в космическую программу более $ 50 млрд за следующие четыре года. В эту программу также войдёт освоение других планет и строительство базы на Луне.
Наконец, Индия и Бразилия заговорили о том, что и им нужно построить собственную станцию, которая обеспечит их новым данными из космоса. Реальные шаги пока сделали только индийцы — они подкрепили свои планы финансовыми вливаниями и готовятся разработать тяжёлую ракету для заброски грузов на дальние расстояния. В Дели также говорят о Луне как промежуточной базе.
Эксперты считают, что такой интерес к космосу пробудился по трём причинам.
Во-первых, экономический кризис в США постепенно заканчивается, и страна может больше внимания уделить науке, в отличие от последних лет, когда ассигнования на исследования космоса постоянно снижались.
Во-вторых, страны развивающегося мира постепенно накопили достаточно материальных ресурсов для того, чтобы задуматься о собственной программе по исследованию космоса.
Наконец, Россия показывает всё большее стремление к независимости от других государств и хочет также возродить программу, на этот раз по заселению Луны.
Другое дело, что значительная часть этих проектов, по мнению экспертов, будет носить только политический характер. Строительство полноценных станций стоит слишком дорого для отдельных стран, и поэтому они могут оказаться лишь пустыми металлическими контейнерами, в которых астронавты будут доказывать всему миру, что их родина – великая космическая держава.
Большая и маленькие
В начале 2015 года судьба МКС была неопределённой. Тогда Россия заявила, что не готова продолжать обслуживание своих модулей, которые составляют более 40% станции. Это означало, что в 2018-м, когда истечёт срок действия агрегатов станции без ремонта, её придётся затопить.
«Конструкция МКС исключает возможность отключения одних модулей и использования других. Нам бы пришлось закрывать всё», – говорит Джанет Стивенс из Космического фонда (США).
В Белом доме действительно обсуждали возможность затопления станции, так как не было понятно, выделят ли американские власти на неё деньги
В Белом доме действительно обсуждали возможность затопления станции, так как не было понятно, выделят ли американские власти на неё деньги. В Вашингтоне говорили, что станция пока не оправдала тех $ 20 млрд, что инвестированы в её работу. В NASA отвечали, что в мире нет другой площадки, где люди могут спокойно проводить эксперименты в условиях открытого космоса и невесомости, а также что она способна стать перевалочным пунктом для будущего освоения далёкого космоса.
Американцев также смущала высокая цена за запуск российских ракет, которые оставались единственным способом доставки грузы и людей на орбиту. А также их ненадёжность: по данным Европейского космического агентства, за последних десять лет более трети всех запусков с Байконура закончились аварией, причём по большей части из-за несовершенства ракет.
Но к 2015 году ситуация начала постепенно меняться. Частные компании, к примеру SpaceX, создали несколько кораблей многоразового использования, которые начали летать к МКС и стоили намного дешевле. А главное, для того чтобы использовать их, не нужно договариваться с государством, обвиняемым в агрессивной политике в Европе.
Поэтому к марту США заявили, что МКС будет получать деньги из бюджета до 2024 года. А уже после этого и Россия согласилась чинить свои модули до этого срока, но сразу заявила, что строит собственную станцию. По словам экспертов, этот призыв – чистая политика.
«МКС обошлась в $ 20 млрд, китайский Тяньгун стоил немногим меньше, хотя расходы по нему не разглашаются», – говорит Корреспонденту Брэд Биддингтон из Австралийской ассоциации космической промышленности.
По его мнению, в нынешней экономической ситуации Россия вряд ли сможет построить станцию. Разговоры о Луне и её колонизации эксперт считает и вовсе фантастикой: пока это могут сделать только Китай или США, где есть колоссальные финансовые резервы государства и развитая авиакосмическая промышленность. Но даже тогда это будет весьма нелегко.
Что по силам Москве, так это вывести на орбиту несколько модулей, где будут жить космонавты. Но из-за небольших размеров заниматься исследованиями они там вряд ли сумеют
Что по силам Москве, так это вывести на орбиту несколько модулей, где будут жить космонавты. Но из-за небольших размеров заниматься исследованиями они там вряд ли сумеют. По похожему принципу работала и первая станция Тянгун, поэтому она и не оставила заметного следа в науке.
Примерно на то же самое рассчитывают Индия и Бразилия. Обе страны начали конкурс проектов станций с жилыми модулями, но при этом лабораторные комплексы станции очень малы. Эксперты считают, что сейчас государства попытаются доказать свои политические амбиции в космосе и заговорят о ещё более масштабных проектах, таких как поселение на Марсе. Хотя ничего общего с действительностью и наукой это иметь не будет.
***
Этот материал опубликован в №13 журнала Корреспондент от 3 июня 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.