Трагедия изоляции. Как побороть исламский фундаментализм

Корреспондент.net,  23 апреля 2015, 17:37
💬 7
👁 1703

Почему исламисты могут взять на себя функцию социальной справедливости в Экваториальной Африке и основать там свой халифат.

Исламский терроризм появился на Ближнем Востоке вовсе не из-за фанатичной религиозности мусульман, пишет Андреас Крейг, профессор политики Королевского колледжа в Лондоне, в колонке, опубликованной в №15 журнала Корреспондент от 17 апреля 2015 года. Это случилось в ответ на неспособность арабских режимов в Ираке и Леванте [историческая область, куда входят Сирия, Иордания и Ливан] обеспечить социальную справедливость и безопасность для своих граждан.

Идеология Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) нашла благодатную почву в постреволюционном хаосе Сирии и Ирака, но может легко распространиться и на другие части мира. Есть несколько движений, которые уже признали себя последователями идей халифата в «чёрной Африке», и Боко Харам было первым.

Сейчас исполняется год с того момента, когда террористы Боко Харама похитили более 1.000 девушек, чтобы продать их замуж. Несмотря на широкий резонанс и помощь западного мира, большинство из них так и не были найдены. Это показывает, насколько движение сильно в Африке и как быстро мир забывает о проблемах этого региона.

В кризисных зонах Африки очень хорошо видны «пылесосы социальной справедливости и безопасности» – системы, когда под знамёна идеологического ислама встают, чтобы получить гражданские права и бороться с коррумпированным режимом

В кризисных зонах Африки очень хорошо видны «пылесосы социальной справедливости и безопасности» – системы, когда под знамёна идеологического ислама встают, чтобы получить гражданские права и бороться с коррумпированным режимом. Эти системы идеологически эксплуатируют местные мусульманские народы.

Исламистам и джихадистам нужны определённые условия для того, чтобы процветать – среда социальной изоляции, маргинализации и распада государства обеспечивают им безопасность. И сегодня многие мусульманские общины в Африке оказались в сложных условиях и чувствуют себя отстранёнными от жизни государства.

Это приводит к радикализации. Такие радикальные группы могут принять идею ИГИЛ или даже открыть новую франшизу в данном направлении. Существующие движения, такие как Аль-Каида в странах Магриба, Ансар-аль-Шариат в Ливии, Боко Харам в Нигерии или Аль-Шабаб в Восточной Африке, уже вдохновились идеями джихадизма.

В прошлом эти организации просто использовали нестабильность общества как средство для совершения террористических актов, идя в русле идеологии Аль-Каиды и ожидая глобального джихада. ИГИЛ обеспечивает новую идеологию для террористов, в результате чего они пытаются установить квазигосударственные образования в вакууме власти. Боко Харам и Аль-Шабаб уже приняли эту идею. Они назвали себя лидерами исламистских эмиратов.

К примеру, в ливийском городе Дерне ИГИЛ строит собственную джихадистскую ячейку при помощи террористов из Ирака. В этом заключается ещё одна опасность: в будущем сотни африканских моджахедов, воюющих за ИГИЛ в Ираке или Сирии, могут вернуться домой. И принести свою идеологию и опыт построения халифата или религиозного эмирата в этих странах.

Часть территории Сомали, Ливии или Нигерии уже находится под контролем джихадистов. Как правило, государства не в состоянии ничего с этим сделать. В будущем и другие африканские страны могут стать жертвой такой идеологии. Наиболее вероятной будет Центрально-Африканская Республика.

Ещё одна большая опасность в том, что террористы уже не полагаются на поддержку со стороны щедрых доноров из стран Персидского залива. Движения Аль-Шабаб и Боко Харам создали собственные военизированные экономики

Ещё одна большая опасность в том, что террористы уже не полагаются на поддержку со стороны щедрых доноров из стран Персидского залива. Движения Аль-Шабаб и Боко Харам создали собственные военизированные экономики, которые позволяют им финансировать себя. Похищения, контрабанда и торговля незаконно произведёнными ресурсами (нефтью, драгоценными камнями и ценными металлами) даёт им гораздо больше доходов, чем могут дать спонсоры на Ближнем Востоке.

Из-за неспособности местных органов власти контролировать свои территории это движение джихадистов более прибыльно, чем где-либо в мире. Кроме того, данные африканские правительства не имеют международной поддержки в ​​борьбе с терроризмом. Миру попросту неинтересны события, происходящие там, ведь они напрямую не влияют на нефтяные цены. Поэтому африканским правительствам придётся справляться самим.

Для того чтобы побороть терроризм, необязательно воевать с ним. Главное интегрировать мусульманские общины в общество. Они должны приносить пользу и в равной степени получать часть богатств своих стран

Для того чтобы побороть терроризм, необязательно воевать с ним. Главное интегрировать мусульманские общины в общество. Они должны приносить пользу и в равной степени получать часть богатств своих стран. Те же африканские правительства, которые не в состоянии обеспечивать социальную справедливость, рискуют, что ИГИЛ или Боко Харам возьмут эту функцию на себя, навербуют миллионы сторонников и однажды войдут в столицу на танках.

***

Этот материал опубликован в №15 журнала Корреспондент от 17 апреля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: Африка тероризм джихад Исламское государство Ирака и Леванта