Бюро против коррупции. Интервью с Виктором Чумаком
Виктор Чумак, замглавы парламентского комитета по предотвращению и противодействию коррупции, ответил на 5 вопросов Корреспондента
Он рассказал о своем видении работы Национального антикоррупционного бюро. Материал размещен в №17-18 издания от 1 мая 2015 года.
1. Сможет ли создание бюро решить все связанные с коррупцией проблемы Украины?
— Для эффективного противодействия коррупции должны работать несколько инструментов. Бюро — только один из них. Причём не самый эффективный. Это инструмент преследования высокопоставленных коррупционеров. Оно не будет заниматься фактами коррупции в детском саду, милиции, на первичных должностях, в бизнесе.
У той же Национальной комиссии по борьбе с коррупцией будет гораздо больше полномочий и возможностей. Если бюро фокусируется на преступлениях, то правила антикоррупционной политики будет вырабатывать комиссия.
Для эффективной борьбы с коррупцией нужна система, и она выстраивается.
2. Считаете ли вы состоявшийся конкурс на должность главы бюро прозрачным и честным?
— Конкурсная процедура была выписана так, чтобы чиновники не могли влиять на выбор. Но на людей могли. И, судя по всему, на некоторых повлияли, приняли самое правильное решение — утвердили самого молодого и неопытного кандидата [назначенному главой бюро Артёму Сытнику 35 лет] и дали ему сильного заместителя.
Гизо Угулава [первый замглавы бюро] — это не пришлый человек. Он приехал и серьёзно работает с Администрацией Президента уже семь месяцев. Он будет неформальным лидером бюро.
Таким образом, АП будет иметь карт-бланш политического влияния. Если у Администрации действительно есть желание и политическая воля идти против коррупции, то ничего в этом страшного нет. А если это попытка сделать бюро органом для борьбы с оппонентами, то это совсем другая история.
3. Как предотвратить попадание в структуру бюро вируса коррупции, которым поражены госструктуры Украины?
— В бюро только заместителей можно назначать без конкурса. Остальных — на конкурсной основе. Конкурс, детектор лжи, различное специализированное тестирование. Всё это есть. И если использовать эти инструменты, то коррупции можно избежать на 98%.
Сможет контролировать процесс и Верховная Рада. Через год мы назначим человека для аудита бюро. Понятно, что за это время трудно добиться существенного результата, но если будут признаки политического давления, то мы это увидим. И аудит будет неудовлетворительный.
4. Когда бюро сможет добиться результата?
— Если бы директор сохранил 90% самостоятельности, жёсткости и проработал три-пять лет, то это сильно изменило бы ландшафт политической жизни Украины.
5. То, что начало работы ведомства отсрочили на полгода, это техническая остановка или попытка свернуть процесс?
— Бюро уже заработало. Но там пока только два человека. Нужно набрать людей, научить, найти помещение, потом технические процессы. Поэтому полгода — это нормальный срок для того, чтобы данный орган заработал.
***
Этот материал опубликован в №17-18 журнала Корреспондент от 1 мая 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.