Украсть и прикрыться армией. Как новые власти продают топливо Курченко
Конфискованные нефтепродукты реализовываются через одну фирму, по заниженным ценам и без выгоды для государства.
В последние недели в Украине набирает обороты скандал по поводу незаконной продажи новой властью конфискованных нефтепродуктов.
Так народные депутаты Сергей Соболев и Дмитрий Добродомов публично обвиняют своего коллегу, депутата от партии “Народный фронт” Сергея Пашинского в участии в незаконной продаже нефтепродуктов, изъятых у бизнесмена Сергея Курченко, и нанесении ущерба государству на миллионы долларов.
По данным СМИ сделками вокруг конфискованной нефти уже заинтересовались и в СБУ.
А тем временем Пашинский отрицает свою вину, а продажу нефтепродуктов пытается скрыть за популярной сегодня отговоркой – “на нужды армии”.
Корреспондент.net разбирался в махинациях вокруг конфискованных нефтепродуктов.
Цена вопроса
По данным издания "Украинская правда", Служба безопасности Украины передала в Генпрокуратуру "материалы уголовного правонарушения", посвященные незаконному присвоению и продаже более 85 тысяч тонн нефтепродуктов, находившихся под арестом.
85 тысяч тонн – это 1 770 железнодорожных цистерн. Вместе они могут составить поезд длиной в 25 километров
Государственное предприятие "Укртранснафтопродукт", которому правительство поручило проводить аукцион по конфискованным нефтепродуктам, продавало их одной компании, фактически без конкурса и по цене ниже рыночной.
Например, дизельное топливо по договору продавалось по 15 500 грн за тонну. В то время как на момент продажи средняя рыночная цена составляла 18 540 грн/т.
Бензин А-92 продавали по 16 800 гривен за тонну при средней рыночной цене 20 900 грн.
Бензин А-95 Евро – по 16 900 грн/т при средней рыночной стоимости 21 020 грн/т.
При этом, купившая топливо компания, реализовывала его по вполне рыночным ценам.
Еще около 14 тысяч тонн нефтепродуктов, по данным СБУ, были вообще оформлены, как "нетоварное вещество желтого цвета", списаны и проданы.
Всего убытки государства составили 250 миллионов гривен, что по нынешнему курсу – более десяти миллионов долларов
Как работала схема
Согласно справке, сопровождающей материалы уголовного правонарушения, которая оказалась в распоряжении "Украинской правды" , следствие предполагает, что в преступную схему были вовлечены бизнесмен Сергей Тищенко, глава парламентского комитета по вопросам нацбезопасности Сергей Пашинский и экс-заместитель министра внутренних дел Виталий Сакал.
Для начала в июне 2014 года сменили директора госпредприятия "Укртранснафтопродукт", которое продавало конфискованное топливо. Его новым руководителем стал бизнесмен Владимир Гаврилов.
Назначен он был директором ответственного департамента Минэнерго Андреем Бойчуком, который работал инженером-ремонтником госпредприятия "Укртрансгаз", а во время Евромайдана стал одним из сотников Самообороны Майдана.
В справке указывается, что свою должность Бойчук получил по "квоте Пашинского". Сам депутат в интервью “Украинской правде” подтвердил, что причастен к назначению Бойчука на должность.
Гаврилова, в свою очередь, следствие называет "менеджером, подконтрольным группе компаний "Фактор" бизнесмена Сергея Тищенко".
Практически сразу после назначения Гаврилова "Укртранснафтопродукт" обратилось в МВД с просьбой передать им "на ответственное хранение" арестованное имущество Курченко.
Нефтепродукты, которые МВД отнесло к собственности компаний бизнесмена, хранились в трех разных местах: на территории Одесского НПЗ, Херсонского нефтеперевалочного комплекса и нефтебазе в Василькове под Киевом.
В начале октября 2014 года Приморский суд Одессы удовлетворил ходатайства по имуществу, которое находилось в Херсоне и Киевской области.
Далее должна была состояться длительная церемония оценки, описи и передачи нефтепродуктов, но МВД поступило проще – обе базы были попросту захвачены батальоном территориальной обороны "Киев", находящимся в подчинении МВД
15 октября 2014 года "Укртранснафтопродукт" документально обязался передать одной из компаний группы "Фактор" – "Укройлпродукт" все арестованные в Херсоне "вещественные доказательства". Без всяких аукционов и конкурсов, все – единому покупателю.
В итоге "Укртранснафтопродукт" продал нефтепродукты компании Тищенко по цене ниже рыночной.
И вместо сотен миллионов доходов государство получило в бюджет только 1,85 миллионов гривен – ничтожно малую сумму налога.
Уйти от налоговых обязательств за реализацию нефтепродуктов "Укртранснафтопродукту" позволила элементарная схема: все полученные деньги якобы были истрачены на нужды госпредприятия
Приведенный в аналитической справке СБУ пример таков: при официальной реализации нефтепродуктов "Укройлпродукту" в размере 400 млн грн, "Укртранснафтопродукт" приобрело товаров и услуг у компании Тищенко на 387 млн грн.
К слову, все деньги, заработанные госпредприятием, по закону, должны были оказаться на специальном счете "Укртранснафтопродукта", для определения их дальнейшего использования в судебном порядке.
Вместо этого, выручка легла на счета в "Фортуна-Банк", который также входит в состав группы "Фактор".
Давние знакомые
Бизнесмен Сергей Тищенко в интервью "Украинской правде" заявил, что его предприятие подписало контракт с госкомпанией вне конкурса, потому что больше никто его подписывать не хотел.
Схему реализации нефтепродуктов Сергей Тищенко считает "абсолютно прозрачной".
От бизнес-связей с Сергеем Пашинским Тищенко открестился. Он утверждает, что их связывает только взаимное уважение. "Если есть какая-то правильная идеология, я с ним (Сергеем Пашинским) советуюсь или, как минимум, обращаюсь и говорю: "Владимирович, есть смысл в этом направлении работать".
Вместе с тем, бизнесмен подтвердил факт своего давнего знакомства с главой парламентского комитета по обороноспособности.
По словам Тищенко, отец Пашинского был директором школы, которую он заканчивал, и потом они вместе работали на Виктора Ющенко на президентских выборах 2004 года в Житомирской области.
Также известно, что в прошлом году бывшая жена Тищенко – Елена была устроена на работу в администрацию президента Украины, возглавляемую на то время Сергеем Пашинским.
В 2006 году Тищенко возглавлял скандальное ГП "Укрспецпостач", которое тогда ОБЭП и ГПУ подозревали в контрабанде 7,4 тысяч тонн сахара-сырца на более чем 3 миллиона долларов.
Эта компания работала в тесной связке с другой госкомпанией - "Укррезерв". Ею в 2005-2007 годах руководил Сергей Пашинский.
Сам Пашинский подтвердил свое знакомство с Тищенко и отметил, что “время от времени с ним общается”.
“Сергей Тищенко не является моим подчиненным и каждое утро о проделанной работе не отчитывается. Вот и все. У него есть какие-то вопросы - он может обратиться”, - подчеркнул нардеп.
При этом Пашинский признал, что Тищенко обсуждал с ним покупку нефтепродуктов Курченко у "Укртранснафтопродукта". Депутат говорит, что он посоветовал знакомому бизнесмену только оплатить налоги с этой покупки в полном объеме.
А что же еще мог посоветовать честный депутат?
Пашинский все отрицает
Пашинский считает, что против него и его политической силы “Народный фронт” идет заказная пиар-кампания, связанная с активностью политиков по раскрытию преступлений бывшей власти.
Депутат заявил, что подал в суд на своих коллег, обвинивших его в участии в незаконной продаже нефтепродуктов.
Если действительно подтвердятся факты, указанные господами Соболевым и Добродомовым, я сам попрошу вас лишить меня всех полномочий, поскольку в условиях войны это очень серьезно
В интервью “Украинской правде” Пашинский рассказал, что в апреле 2014 года, когда еще занимал должность главы Администрации президента, он заинтересовался нефтепродуктами Курченко.
“Я вышел с инициативой, чтобы Кабинет министров принял соответствующее постановление, которое бы дало возможность продать эти нефтепродукты и передать деньги армии, это можно найти в архивах Кабмина”, - утверждает нардеп.
По его словам, просто передать бензин армии необходимости не было, а вот в “живыхденьгах для финансирования других программ” нужда была. Но после реакции общественности о том, что конфисковать имущество до решения суда нельзя, Пашинский говорит, что на этом его контакты с нефтепродуктами Курченко закончились.
Притом, что депутат, якобы к нефтепродуктам больше не имел никакого отношения, далее он пытается обосновать целесообразность их продажи.
«Я задавал вопрос: почему эти нефтепродукты вообще надо было продавать? Потому что там есть ограниченный срок хранения. Падает качество топлива, октановое число. Эксперты кроме того объяснили, что при температуре 30-35 градусов на улице идут потери, поскольку они легкие. Более того, по полученной мной информации как раз только светлые нефтепродукты и проданы, а все остальные остались на местах хранения», - отмечает Пашинский.
На воре и шапка горит
Как мы видим, Пашинский упорно утверждает, что он никакого отношения к продаже по заниженным ценам своему знакомому конфискованных нефтепродуктов не имеет.
Но после возникновения скандала он пишет письмо президенту Петру Порошенко, в котором предлагает, оставшиеся, еще не проданные, нефтепродукты Курченко передать армии на бесплатной основе.
«Пашинский уже пишет, что эти нефтепродукты не совсем испортились - и их надо отдать армии бесплатно. Спрятав таким образов все концы своей аферы в воду. Точнее, в бензин. Думаю, пора Шокину писать новое представление на привлечение к уголовной ответственности еще одного народного депутата», - прокомментировал действия своего коллеги депутат Сергей Лещенко.
Реализовав часть нефтепродуктов частной структуре по заниженной цене, теперь после скандала политик пытается сохранить лицо и спрятаться за помощью армии.