Вице-президент ЮКОСа: Мне предлагали свободу в обмен на показания против Ходорковского
Бывший исполнительный вице-президент НК ЮКОС Василий Алексанян, которого суд оставил в СИЗО, отказав в возможности лечиться от СПИДа стационарно, заявил, что следствие предлагало освободить его из-под стражи в обмен на показания против Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.
По словам Алексаняна, следователь требовал от него "дополнительные доказательства, подтверждающие вину Ходорковского и Лебедева".
"28 декабря 2006 года меня под предлогом ознакомления с материалами дела увезли в здание Генпрокуратуры. Следователь Салават Каримов сказал мне: "Руководство Генпрокуратуры понимает, что вам необходимо лечиться, может быть, даже не в России. Нам нужны ваши показания, устраивающие нас, и тогда мы вас выпустим", - заявил Алексанян в Верховном Суде РФ.
"Я отказался. Я не могу быть лжесвидетелем, оговорить невинных людей. Я не могу так покупать свою жизнь", - сказал обвиняемый. По его словам, после его отказа условия содержания его в СИЗО "стали ухудшать". "Я побывал во многих камерах, которые еще Берия помнят. Там плесень, стафилококк съедают вашу кожу заживо", - подчеркнул Алексанян.
Исполнительный вице-президент ЮКОСа заявил в суде, что за время содержания в следственном изоляторе ему добавились три тяжелых диагноза. "Это натуральная пытка, узаконенная. Они хотят создать традицию для того, чтобы им не надо было ничего доказывать против Ходорковского и Лебедева", - заявил бывший исполнительный вице-президент НК ЮКОС.
Он отметил, что после отказа дать показания ему еще дважды поступали предложения от следствия аналогичного характера. "Мне неизвестно ни о каких преступлениях, совершенных в компании ЮКОС или сотрудниками ЮКОСа, - отметил Алексанян. По словам исполнительного вице-президента компании, его "ограничивали в лекарствах, снимающих боль". "Меня держали в камерах, где 2-3 градуса. Я год в одежде спал", - подчеркнул Алексанян, добавив, что просит обеспечить ему проведение лечения.
Верховный суд РФ оставил до 2 марта под стражей бывшего исполнительного вице-президента НК ЮКОС Василия Алексаняна.
Алексанян подчеркнул, что никогда не отказывался от лечения в СИЗО, как от ВИЧ-инфекции, так и от других заболеваний. "Я хочу снять грязные инсинуации по поводу отказа мной от лечения. Тому, кто так говорит, я бы хотел отдать свое тело на десять минут, чтобы он испытал те муки адовые, которые испытываю я. Чтобы он на стенку от боли лез и не помогали никакие лекарства", - заявил Алексанян.
Он попросил судебную коллегию вынести справедливое и гуманное решение. "Я не знаю, какое-нибудь лекарство мне поможет или нет от тех проблем, которые я заработал в СИЗО. Покажите, что в России есть правосудие, и не надо заставлять российских граждан умирать на ступенях Европейского суда", - заявил Алексанян.
В свою очередь, его адвокат Елена Львова отметила, что заболевание Алексаняна перешло в ту стадию, когда необходимо стационарное лечение. "Европейский суд в последнем указании сказал, что в том случае, если возникнет летальный исход, то будет поставлен вопрос о нарушении права на жизнь и применении пыток", - пояснила адвокат.
Она подчеркнула, что ее подзащитному в 2006 году в СИЗО был поставлен диагноз ВИЧ, и содержаться под стражей он мог лишь при условии обязательного лечения, которое "ему не проводится по сей день". "Кроме того, он в СИЗО был заражен туберкулезом, и при таком иммунодефиците это близкая смерть", - отметила адвокат. По мнению защитников, никаких оснований для дальнейшего содержания Алексаняна под стражей нет.
Напомним, о том, что Алексанян тяжело болен, стало известно на прошлом заседании Верховного суда РФ 16 января при рассмотрении жалобы его защиты на продление срока содержания под стражей. Об этом сообщил в суде прокурор, однако после этого суд не стал рассматривать вопрос об освобождении Алексаняна из-под стражи, отложив процесс.
Напомним, что экс-глава компании ЮКОС Михаил Ходорковский, который уже отбывает восьмилетний срок заключения по первому уголовному делу, может получить еще около двадцати двух с половиной лет колонии по второму уголовному делу против него.