Новые крымские. Несколько историй украинских переселенцев на полуострове

Корреспондент.net,  2 июля 2015, 13:03
💬 116
👁 18876

Богатые и бедные, идейные и не очень, из Донецка и Черновцов – Корреспондент выяснил, кто переезжает в Крым с материковой Украины.

Супруги Светлана Лихт и Денис Левин переехали в Симферополь из Донецка, вынужденно бросив там своё жильё, пишет Ольга Дорогань в №25 журнала Корреспондент от 26 июня 2015 года. 

Сперва они искали временное убежище в континентальной Украине, но не нашли его. Причиной этого супруги, активисты левого объединения Боротьба, называют постоянные преследования за «открытый протест против войны, политическую оппозицию, борьбу с несправедливостью».

«Мы приехали в Крым, чтобы территориально быть ближе к Донбассу и вскоре вернуться домой, – объясняет Корреспонденту Лихт. – Официально как беженцы в органах ФМС [Федеральной миграционной службы РФ] мы не регистрировались. Есть переселенцы с детьми, пенсионеры, раненые, которые острее нуждаются в помощи. А мы молодые, сами справимся».

Поскольку дончане не встали в Крыму на учёт, они не могут получить вид на жительство в России и патент на работу. Однако пара не отчаивается. Кормит семью Левин, сварщик четвёртого разряда. Он неофициально устроился работать на стройке. Лихт по образованию юрист, но её квалификация не позволяет работать в российском правовом поле, а переучиваться пока нет возможности.

Количество переехавших с континентальной Украины в Крым подсчитать сложно. По оценкам крымских властей, в конце января 2015 года на полуострове их находилось около 300 тыс. 

Количество переехавших с континентальной Украины в Крым подсчитать сложно: как Лихт и Левин, далеко не все переселенцы регистрируются. По оценкам крымских властей, в конце января 2015 года на полуострове их находилось около 300 тыс.

Среди переселенцев – уроженка Одессы Мария Симикчи, которая живёт в Крыму уже больше года. Из родного города студентка сбежала сразу же после трагедии 2 мая 2014-го, когда в результате уличных столкновений и пожара в Доме профсоюзов погибли 48 человек.

«Я видела весь тот ужас своими глазами, – вспоминает Симикчи кровавые события. – На тот момент я работала помощницей депутата Одесского областного совета Алексея Албу, который баллотировался на пост мэра Одессы от Антимайдана. Именно он пытался руководить людьми, укрывшимися в Доме профсоюзов. В то время мы как раз начали активную предвыборную кампанию».

На глазах Симикчи погиб её друг, замертво падали другие бойцы Антимайдана. Сама она чудом уцелела, спасаясь от летящих в неё бутылок с коктейлем Молотова. После 2 мая участников трагедии вызывали на допрос в СБУ, молодые люди прятались в городе по съёмным квартирам.

«У наших домов дежурили какие-то подозрительные люди, приходили ко мне в общежитие, к родителям. А как только мы узнали, что готовится наш арест, тут же бежали в Крым, – рассказывает Симикчи. – На нас открыли уголовные дела, обвинили в том, что мы якобы сами себя подожгли. Произошедшее назвали «несанкционированной акцией», а меня и других ребят причислили к её организаторам. Наших родителей и близких запугивали, меня отчислили из вуза, в общежитии, где я жила, устроили обыск».

Возвращаться домой было опасно, но и в Крыму сторонников Албу с распростёртыми объятиями никто не ждал. Рассчитывать нужно было только на свои силы. Активисты одесского Антимайдана держались вместе, впятером снимали квартиры в Симферополе – беженцам неохотно сдают жильё. Несколько месяцев не могли найти работу, накопленные сбережения быстро таяли.

Симикчи повезло: её, болгарку по национальности и активного общественного деятеля, пригласили на ТРК Крым вести передачу Болгарские встречи. На телевидении она познакомилась с членами болгарской диаспоры в Крыму, где сегодня и работает. Правда, неофициально, поскольку у не имеет российских документов. Но зарплатой она довольна. Параллельно трудоустроена ведущим специалистом Украинского отделения Института инновационного развития (Москва), так что на самостоятельную жизнь в её 21 год Симикчи хватает.

Нежеланные гости

Отношение у крымчан к «понаехавшим» неоднозначное. Всё потому, что беженцы очень разные. Одни приехали на полуостров без гроша в кармане, но не хотят работать и считают, что им должен весь мир. Они брюзжат и выражают крайнее недовольство теми условиями, которые им временно предоставили крымские власти. К примеру, прошлым летом чиновники открыто возмущались наглостью некоторых переселенцев, требовавших разместить их поближе к морю в комфортабельных гостиницах.

Молодёжь с востока Украины упрекают в том, что, вместо того чтобы защищать свои дома, они едут в Крым в поисках лучшей жизни. Есть и те, кто перебрался на полуостров на своих лексусах и мерсах, но прибедняются не хуже малообеспеченных.

«К тем, кто реально остался без дома, работы, средств к существованию и ищет помощи в Крыму, примазываются и остальные, – негодует жительница Симферополя Анастасия. – Что прикажете - встречать всех с улыбкой?»

Тем не менее Анастасия уверяет, что агрессивного настроя со стороны местных жителей к переселенцам нет.

«Хотя столица [Крыма] сейчас превращается в муравейник, пробки на дорогах раздражают», – добавляет она.

Некоторые крымчане не любят гостей за то, что беженцам якобы предоставляются лучшие условия, чем коренным жителям полуострова.

«Почему-то местные думают, что для тех, кто выехал из Донбасса в Крым, здесь горит зелёный свет, но это не так, – уверяет Лихт. – Хотелось бы пожелать властям Российской Федерации ввести льготную процедуру по легализации беженцев из Украины».

Дело в том, что Управление ФМС России по Республике Крым запретило продлевать льготный режим пребывания на территории полуострова граждан Украины и юридически приравняло их к иностранцам. По новым правилам, вступившим в силу 14 января 2015 года, беженцы с Донбасса не могут находиться на территории полуострова дольше трёх месяцев в течение года. Однако срок этот можно продлить.

«Для этого гражданам Украины необходимо до истечения 90 дней с момента въезда на российскую территорию обратиться в подразделение ФМС России по месту временного пребывания. Срок временного пребывания будет продлеваться неоднократно на последующие периоды в 90 дней», – говорится в сообщении ФМС.

Эти меры будут действовать до 1 августа. Распространяются они на всех граждан Украины и не связаны с получением статуса беженца.

Также с Нового года желающие жить и работать в Крыму в обязательном порядке сдают комплексный экзамен по русскому языку, основам истории и права. Заявление на предоставление временного убежища в РФ и признание лица беженцем (это является основной формой предоставления защиты иностранным гражданам в России) рассматривается от одного до трёх месяцев. За это время проверяют сведения об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельства прибытия на полуостров.

Лихт считает, что приезжие не заслуживают хамского отношения.

«Поверьте, в Крым едут квалифицированные специалисты, готовые официально работать, платить налоги, помогать крымчанам, не отнимая их хлеб, – говорит она. – Читая же отзывы в сообществах украинских переселенцев, вижу, что чаще всего приезжие сталкиваются на полуострове с хамством и не знают, где искать поддержку».

Симикчи подавала документы на предоставление временного убежища в Крыму и признание её беженцем. Но ей отказали, сославшись на то, что в Одессе уже спокойно и можно возвращаться обратно. Однако домой она не спешит: несмотря на все трудности, одесситке в Крыму нравится.

Здесь у неё появились друзья, её приглашают выступать на творческих вечерах и фестивалях – Симикчи хорошо поёт. В начале года она участвовала в национальном конкурсе красоты и культуры Крымская красавица и блеснула кулинарным талантом: её болгарское блюдо заняло первое место среди 23 кушаний других конкурсанток.

 «Конечно, я скучаю по семье, друзьям, но не вижу смысла уезжать из Симферополя. Здесь я чувствую себя в безопасности. и мне так спокойнее, – говорит с улыбкой одесситка. – Жизнь налаживается, и рядом есть те, кто окажет поддержку в любое время».

Симикчи собирается заново поступать в вуз. Ей жаль потерянного учебного года, ведь документы из Одесской межрегиональной академии управления персоналом, где она оканчивала третий курс по специальности Учёт и аудит, ей так и не вернули.

Тяга к югу

В Крым переезжают не только из Восточной Украины, но и из Западной. К примеру, 21-летний Алексей Большаков перебрался из Черновцов в Севастополь этой зимой. В родном городе работал грузчиком на Новой почте, учился на историческом факультете, но грезил о жизни в Крыму. Жена Большакова идею поддержала, а новость о том, что въезд в Крым могут закрыть для украинских граждан призывного возраста, поторопила пару с переездом.

«Знакомый из Донецка рассказывал, как по дороге на полуостров останавливают автобусы, заставляют пассажиров кричать глупые лозунги, на украинско-российской границе «шмонают», приходится давать взятку минимум $ 100, – вспоминает Большаков. – И я ему верил, ведь он сам не раз ездил в Крым. А в интернете пугали, что на границе могут заставить снять с себя золотые кольца и серьги».

Но не с чем подобным пара не столкнулась и благополучно добралась в Севастополь. На первое время Большаковы сняли номер в убогой гостинице за 14 тыс. рублей в месяц, но вскоре нашли недорогую квартиру в пяти минутах ходьбы от моря.

Супруги отмечают, что в пересчёте на гривни в родных Черновцах можно было за такую цену снимать две отличные квартиры в центре города. Но трудности пару не пугают: муж и жена как могут зарабатывают на жизнь. Большаков занимается раскруткой и наполнением специализированного сайта, расклеивает объявления, а его жена мастерит украшения на продажу – официально трудоустроиться в Крыму по украинским документам очень сложно. Вместе зарабатывают около 20 тыс. руб. в месяц – на жизнь хватает.

Помимо украинских приезжих, Крым заполняют и жители материковой России. Как отмечают сотрудники местных кадровых агентств, особенно активны бухгалтеры, предприниматели, бизнес-консультанты, госслужащие и юристы. Последние помогают крымчанам интегрироваться в российское законодательное поле. Также республика привлекает молодёжь без образования и профессии, которая просто мечтает жить возле моря.

Отсюда и повышенный спрос на жильё, и дорогая аренда квартир, на которую жалуются местные жители. Зарабатывать в среднем 15 тыс. руб. в месяц и отдавать половину этого за комнату (не квартиру) далеко не в лучшем районе Симферополя, согласитесь, обидно. А уборщики, дворники, сторожа, вахтёры, грузчики получают и того меньше – до 10 тыс. руб. Причём от беженцев владельцы жилья обычно хотят получить предоплату сразу за три-четыре месяца.

В 2014-м работодатель, который хотел устроить гражданина Украины официально, ехал вместе с ним в местное подразделение ФМС, где заключал договор. После Нового года мигранту или беженцу необходимо купить временное разрешение на работу, которое стоит несколько тысяч рублей.

С родственниками переселенцы общаются по скайпу – все украинские мобильные операторы в режиме 2G в Крыму отключены. Чтобы купить стартовый пакет, нужен российский паспорт либо миграционная карта. Всевозможные банковские операции с гривней проделать затруднительно. Даже найти обменный пункт, где гривню можно поменять на рубли или наоборот, стало настоящей проблемой.

Зато судьбой крымчан озаботились международные юристы, составив Руководство по защите прав человека. Согласно информации, предоставляемой различными правозащитными организациями (Human Rights Watch, Atlantic Council, Freedom House и Украинским Хельсинским союзом по правам человека), жители Крыма каждый день сталкиваются с грубыми нарушениями своих экономических, социальных и культурных прав.

В документе даются рекомендации по улучшению текущей ситуации для украинского и российского правительств, а также международного сообщества и гражданского общества. Руководство на крымско-татарском, украинском и русском языках доступно на сайте razomforukraine.org/crimeareport.

***

Этот материал опубликован в №25 журнала Корреспондент от 26 июня 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: Украина Крым работа переселенцы