Проблемы для России. Что принесет выход Ирана на энергорынок
Снятие санкций с Ирана может иметь глобальные экономические и геополитические последствия.
Соглашение по иранской ядерной программе в мире называют историческим и уже предрекают его возможные последствия.
Значительным образом снятие санкций с Ирана повлияет на мировой энергетический рынок, куда вернется иранская нефть и газ.
Одни эксперты в связи с этим предрекают падение цен на энергоресурсы и серьезный удар по позициям России на этом рынке. Другие отмечают, что на восстановление экономики Ирана понадобятся большие средства и немало времени, так что о серьезных последствиях для энергорынка говорить еще рано.
Американский журнал Foreign Policy проанализировал возможные экономические и политические последствия возвращения Ирана в большую игру.
Корреспондент.net приводит перевод статьи об энергетических перспективах Ирана.
Пока Иран отстает
Ядерная сделка, заключенная между Ираном и Западом, постепенно введет на мировой энергетический рынок нового крупного игрока. Но не стоит ожидать радикальных перестановок на палубе, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, хотя Тегеран может стать большой проблемой для крупных энергетических игроков.
Нефтяная инфраструктура Ирана на десятилетия отстает от других нефтяных держав, таких как Россия, Саудовская Аравия и США, но благодаря потенциалу его ресурсной базы (считается, что иранские резервы больше, чем у каждого из трех упомянутых выше энергетических гигантов), некоторые фирмы горят желанием это изменить.
Сара Вакшури, бывший советник National Iranian Oil Company International, говорит, что Ирану понадобится довольно значительная помощь извне, чтобы достичь стоящей перед ним цели - вырабатывать 5 млн баррелей в день к 2020 году.
"Для достижения этой цели Ирану потребуется 70 миллиардов долларов инвестиций в его нефтяные и газовые месторождения", - указывает Вакшури, которая ныне является президентом SVB Energy International.
Если данная оценка верна, то Ирану потребуется так много денег и времени для совершенствования инфраструктуры, что это может подорвать критические аргументы противников сделки, в числе которых Израиль и Саудовская Аравия: по их словам, после отмены санкций Иран быстро получит миллиарды долларов, которые передаст своим союзникам, вроде сирийского диктатора Башара Асада, или марионеткам, вроде "Хизбаллы".
Схватка за Иран
Эмма Эшфорд, эксперт по энергетике из Института Катона, отмечает, что Иран увеличит свою рыночную долю, благодаря чему цены будут оставаться низкими для всех.
"Иран сидит на целых 10% мировых запасов нефти", - говорит Эшфорд. "Он нуждается в большой модернизации и инвестиционном толчке. Компании могут быть готовы сделать это".
По ее информации, Exxon Mobil, которая недавно ушла с российского энергетического рынка, является главным кандидатом. Другие компании, в том числе европейские фирмы, такие как Total, BP, Royal Dutch Shell, Eni тоже будут соревноваться за то, чтобы получить в свои руки иранскую нефть.
Глава Shell Бен ван Берден заявил в июне, что Иран является "замечательной страной с фантастической ресурсной базы." Генеральный директор Патрик Пуян добавил: "Нам нравится Иран".
Низкая цена на нефть надолго
Вакшури утверждает, что Иран может увеличить свою добычу нефти и конденсата до 800 000 баррелей в день в течение следующих 6 -12 месяцев.
Конечно, это не принесет Ирану столько денег, как могло бы несколько лет назад.
Наводнение уже перенасыщенного мирового рынка нефти новыми поставками будет служить очередному падению цен.
Тем не менее это хоть что-то, ведь ранее Иран был почти полностью отрезан от рынка нефти. Любая прибыль, даже маленькая, лучше, чем ничего. С 2012 года, Иран экспортировал около 1,1 миллионов баррелей в день. До санкций, Иран экспортировал около 2,5 миллионов баррелей в день.
Негатив для России
Длительное сохранение низких цен на нефть может повлечь за собой важные геополитические последствия. У России, экономика которой, изнемогает под тяжестью западных санкций и сильно зависит от энергетики, теперь может появиться новый региональный соперник.
"Это не слишком хорошо для Москвы, - полагает Эшфорд. - Рубль падает даже сегодня утром, так как люди предполагают, что из-за происходящего доходы России уменьшатся".
Вакшури отметила, что это ставит президента России Владимира Путина перед трудным выбором: сотрудничать или пострадать.
"Если геополитическая напряженность на Ближнем Востоке не приведет к перебоям поставок, то рынку и производителям нефти - главным образом, ОПЕК и России - придется либо согласиться на урезание объемов производства, либо... начать ценовую войну", - считает эксперт.