Под угрозой дефолта. Курс гривны снова начал падать
Заявления правительства о возможном дефолте, призванные надавить на кредиторов, спровоцировали резкий скачок курса валюты на рынке
В начале месяца в Сети появилась видеозапись sms-переписки депутатов Верховной Рады во время заседания, проходившего 2 июля. Как поспешили написать многие СМИ, в этой переписке парламентарии якобы обсуждали грядущий дефолт по государственным облигациям внешнего займа и способы сохранить денежные накопления после резкой девальвации гривни, пишет Елена Романюк в №28 журнала Корреспондент от 17 июля 2015 года.
В частности, по информации Юрия Полунеева, заместителя председателя совета Национального банка Украины, наиболее вероятная дата украинского дефолта — 17 июля 2015 года, а «позитивный» обвал курса гривни по отношению к доллару США — 45-60 грн за $ 1 в первые три-пять дней после его объявления.
При этом собеседники Полунеева, один из которых — народный депутат от Блока Петра Порошенко Сергей Лещенко, пришли к выводу, что вариантов спасти сбережения немного — перевод накоплений в североамериканскую валюту и инвестиции в ценные бумаги.
Как и следовало ожидать, скандальная видеозапись спровоцировала очередную панику среди населения — за первую неделю июля продажа доллара на чёрном рынке преодолела отметку 24 грн, а торги на межбанке показали движение курса к 22 грн за $ 1.
При этом никто даже не удосужился разобраться, о чём действительно писали депутаты, — уж слишком велики глаза у страха, который вот уже несколько месяцев вызывают у населения заявления чиновников о возможном дефолте.
На самом же деле народные избранники обсуждали не Украину.
«Переписка депутатов по sms в парламенте — это липа. Её неправильно интерпретировали. Курс 45-60 — это курс рубля к доллару. Об инвестициях же говорили на бирже в Москве. Там речь шла об Уралкалии — это эмитент из РФ», — объяснил Виталий Шапран, главный финансовый аналитик РА Эксперт-Рейтинг.
Неподъёмная ноша
Впрочем, объявления дефолта Украины эксперты всё-таки не исключают, правда, не 17-го, а 24 июля. Именно на эту дату, по их словам, назначена выплата процентов по внешним долгам Украины — $ 120 млн.
«Этой суммы недостаточно для начала судебных процессов, инициированных кредиторами, и для Минфина это очень удобный момент, чтобы объявить технический дефолт», — считает Шапран.
Не исключает возможности объявления дефолта 24 июля и независимый финансовый эксперт Владимир Ланда.
«Украине, помимо платежей МВФ, ожидаемых на уровне 650 млн грн в пересчёте на доллары до конца года, 23 сентября необходимо погасить облигации на сумму $ 500 млн, 13 октября — на € 600 млн и, наконец, 20 декабря — на $ 3 млрд. Без внешней помощи, если не осенние выплаты, то декабрьский платёж наверняка окажется неподъёмным для Украины. А поэтому, возможно, и не стоит пытаться тянуть эту заведомо неподъёмную ношу. В случае неизбежности дефолта лучше объявить его пораньше, чтобы сохранить больше средств в распоряжении государства», — считает эксперт.
«Если дефолт объявят 24 июля, то он будет техническим, и его объявят, чтобы оказать давление на кредиторов. Если же дефолт объявят в сентябре, когда идёт погашение основной суммы долга, то это уже будет выходить за рамки понятия технического дефолта», — дополняет слова коллеги Шапран.
В любом случае, как считает Александр Жолудь, старший аналитик Международного центра перспективных исследований, дефолт по внешним долгам для Украины не очень опасен. Основная его опасность для стран заключается в том, что они просто не могут выходить на внешний рынок частных заимствований.
«А Украина сейчас всё равно не выходит на этот рынок и работает исключительно с международными организациями, в том числе с МВФ», — отмечает Жолудь.
Солидарен с коллегой Роман Шпек, председатель совета Независимой ассоциации банков Украины.
«Угроза моратория [дефолта] — это только инструмент усиления переговорной позиции, а не самоцель для Украины, которая, по прогнозам МВФ, уже через два года должна вернуться на рынок внешних заимствований. Даже если этот инструмент, мораторий, придётся применять, то есть на несколько недель или месяцев объявить краткосрочный дефолт государства по внешним долгам, это также будет только механизмом ускорения переговоров, а не свидетельством банкротства государства, как это пытаются представить некоторые», — пишет Шпек в своём блоге на Украинской правде.
По словам финансиста, дефолт использовали 70% стран, которые реструктурировали свои долги. Поэтому в случае его применения дефолт просто станет прелюдией к окончательной реструктуризации долгов, а не началом долгосрочной экономической изоляции Украины.
В общих интересах
В то же время Financial Times утверждает, что европейское сообщество не допустит дефолта Украины.
«Да, Евросоюз не готов сражаться за Украину. Однако не допустить дефолта Киева в интересах Брюсселя», — считают авторы газеты.
По их мнению, дефолт Украины для Евросоюза страшнее греческого, поскольку разрушение экономики государства немалых размеров, находящегося под боком у ЕС, вызовет такой поток мигрантов, в сравнении с которым количество беженцев из Северной Африки покажется мизером.
«Дефолт — это будет триумф политики Путина и фиаско не только существующей украинской власти, но и Евросоюза, и США, — считает Александр Савченко, экс-заместитель главы НБУ, ректор Международного института бизнеса. — Это будет говорить о том, что Украина не может жить в западной цивилизации. Что здесь у нас московско-православная цивилизация и поведение наших переговорщиков такое, видите, византийское».
Эксперт уверен: украинской стороне пора раскрыть все карты перед кредиторами и сесть за стол переговоров.
«Я считаю, что предложение кредиторов пролонгировать кредиты и снизить процентные ставки намного эффективнее, нежели списание тела кредитов, как того хочет Министерство финансов. То есть по сути это одно и то же. Но списание тела — это уже клеймо дефолта, и если не официального, так неофициального точно. Реструктуризация же позволит этого избежать», — уверен Савченко.
К слову, все как один эксперты, надеются также на поддержку Украины со стороны Международного валютного фонда. Ведь в случае если он выделит второй транш по программе расширенного финансирования EFF ($ 1,7 млрд), нашей стране будет чем рассчитаться по своим обязательствам.
Эксперт: Нам необходимо получить очередной транш от МВФ до сентября. Потому что до этого месяца Украина должна выплачивать по внешнему долгу только проценты, и они не такие большие
«Нам необходимо получить очередной транш от МВФ до сентября. Потому что до этого месяца Украина должна выплачивать по внешнему долгу только проценты, и они не такие большие. А вот в сентябре мы должны выплатить основную сумму долга», — объясняет доктор экономических наук, профессор Алексей Плотников.
В связи с этим, по словам профессора, скорее всего, даже продлят сессию Верховной Рады, так как депутатам придётся принять ряд законопроектов, на которых настаивает МВФ.
Вот только интересно, что, вместо того чтобы принимать документы, угодные Международному валютному фонду, депутаты планируют проголосовать на этой неделе за фискальные законопроекты, уже вызвавшие его осуждение. Ведь главное изменение, которое предусматривают документы, — это увеличение расходов госбюджета в 2015 году на 2% ВВП, а в 2016-м — на 3,5% ВВП.
«Эти законопроекты делают невозможными мероприятия, осуществлённые в контексте поддержанной МВФ программы, в области пенсионной реформы, реформы энергетического сектора и рационализации расходов», — поспешил заявить директор европейского департамента МВФ Пол Томсен.
Эксперты считают, что подобное двойственное поведение власти вполне объяснимо. С одной стороны, она успокаивает народ - говорит, что деньги есть, а социальные стандарты будут вскоре повышены, - с другой, правительство давит на кредиторов, сообщая, что денег нет и без списания основной части долга ну никак не обойтись.
И правительство, и Президент понимают: на сегодняшний день принимать законы, которые не будут поддерживаться МВФ, довольно опасно
Впрочем, Плотников надеется, что и правительство, и Президент понимают: на сегодняшний день принимать законы, которые не будут поддерживаться МВФ, довольно опасно. Поэтому такие законы будут либо не проголосованы (сейчас и у Петра Порошенко, и у Арсения Яценюка достаточно большие фракции в парламенте), либо, в случае принятия, ветированы Президентом.
Косвенное влияние
Ну а пока в СМИ активно обсуждают заявления министра финансов Натальи Яресько о дефолте и его вероятные последствия, в стране активно дорожает валюта. На сегодняшний день доллар значительно вырос на межбанке, в банках и на наличном рынке.
Только за первую неделю июля покупка доллара повысилась с 21 до 22,5 грн за $ 1. По состоянию же на 14 июля доллар покупали по 24,4 грн. Естественно, из-за этого снова под угрозой оказался финансовый сектор.
Эксперт: Нельзя исключать панику среди физлиц, способную быстро положить на лопатки переживающую не лучшие времена банковскую систему
«Поскольку украинские банки не являются держателями внешнего долга страны, то фундаментальные предпосылки к ослаблению гривни из-за возможного дефолта, с одной стороны, ограничены, а с другой, уже частично учтены в курсовой динамике последних недель. Однако нельзя исключать панику среди физлиц, способную быстро положить на лопатки переживающую не лучшие времена банковскую систему», — говорит Ланда.
«Слухи о дефолте — они ведь не только слухи. Именно они привели к тому, что поток валюты в Украину замедлился, а выход усилился. Таким образом, слухи подкреплены материальными движениями валюты. Кроме того, на поверхности ещё и опыт Греции, показавший, что дефолт на самом деле не безобидная вещь, о которой говорят министр финансов и экономический блок правительства, а намного серьезнее. Всё это и порождает реальное падение курса гривни», — считает Савченко.
Гривня остаётся под давлением и в силу других факторов - скандального закона о реструктуризации валютных ипотечных кредитов, который пока находится в подвешенном состоянии, и политической нестабильности
Кроме того, по наблюдениям экспертов, гривня остаётся под давлением и в силу других факторов - скандального закона о реструктуризации валютных ипотечных кредитов, который пока находится в подвешенном состоянии, и политической нестабильности, причём уже не только в силу агрессии с востока, но и вследствие мукачевских событий.
Единственным фактором, способствующим стабилизации национальной валюты, стала, по словам Ланды, почти нулевая инфляция, однако и она бессильна против суммарного влияния ряда отрицательных факторов.
«Поэтому в ближайшие недели умеренное падение гривни вряд ли станет неожиданностью. В то же время «американских горок», как в феврале, мы в этом году, скорее всего, уже не увидим», — прогнозирует Ланда.
«Радикальных скачков курса в ближайшее время не будет. Колебания 23-24 грн за $ 1 будут тянуться довольно долго. Каких-то резких рывков не будет - нет ресурсов, за счёт чего расти», — полагает Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.
У бизнеса и населения сейчас нет ресурсов, которые бы привели к ажиотажному спросу на валюту
По мнению эксперта, у бизнеса и населения сейчас нет ресурсов, которые бы привели к ажиотажному спросу на валюту.
«Попытки раскрутить курс были, но нет гривни для ажиотажного спроса. И если бы Яресько не сделала заявлений о дефолте, то курс, возможно, не менялся бы. Будет очередное заявление - курс опять взлетит, но потом просядет», - предполагает Охрименко.
***
Этот материал опубликован в №28 журнала Корреспондент от 17 июля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.