КіноКраїна: Нью-Васюки или Голливуд по-украински

Корреспондент.net,  27 июля 2015, 15:15
💬 19
👁 4424

В Киеве презентовали новую революционную модель развития украинского сериального и кинопроизводства.

Цифры, на которые за пять лет планируют выйти участники новосозданной инициативной группы #КіноКраїна, впечатляют. При условии, что государство вложит в развитие отрасли $ 250 млн, а частные продюсеры - $150 млн, они готовы выдать на гора 75 кассовых украинских фильмов и 5 тыс. эпизодов сериалов, пишет Анна Давыдова в №28 журнала Корреспондент от 17 июля 2015 года.

Что эти обещания не пустой звук, подтверждает тот факт, что #КіноКраїна объединила крупнейших отечественных производителей контента: StarLightMedia(СТБ, ICTV, Новый канал и пр.), InterMediaGroup (Интер, НТН, Мега, К1, К2 и др.), Медиа Группа Украина (Украина, НЛО TV и пр.), киностудии Film.ua, StarMedia и ProTV. Их инициативу поддерживают и профильные чиновники – вице-премьер и министр культуры Вячеслав Кириленко и глава Госкино Филипп Ильенко.

«Поскольку парламент будет работать без каникул, у нас есть шанс после общественного обсуждения и адаптации внести законопроект на рассмотрение уже летом, чтобы осенью он был окончательно доработан и новый проект госбюджета в плане финансирования кино формировался на его основе», - заявил на презентации оптимистично настроенный Кириленко.

Что же это за законопроект?

Отставить прокатный сбор

Как известно, долгие годы Украина носилась с сомнительной идеей прокатного сбора. В частности, одним из её сторонников был и Ильенко.

«Это европейская практика — например, так заведено во Франции. Важно уточнить: сбор — это не налог для граждан или бизнеса. Это сбор с иностранного продукта, работающего на нашем рынке. Он должен поступать со следующих позиций: билеты на иностранные фильмы; телереклама, демонстрируемая во время показа зарубежных картин; кабельные сети, демонстрирующие аналогичный контент; интернет-провайдеры. Речь идет о 2-5%, то есть это не повлияет существенно на цену билета или доходы компаний. Небольшие суммы, но если их сложить, то этого хватит, чтобы финансировать насущные потребности украинского кино», - говорил Ильенко в интервью Корреспонденту в августе прошлого года, сразу после своего назначения на должность, акцентируя также на необходимости введения налоговых льгот для кинопроизводителей и увеличении возможного участия государства в финансировании проектов (сейчас закон допускает 50%).

Тем не менее каналы и кинодистрибьюторы явно не считают эти суммы незначительными. Особенно в условиях «просевшего» в четыре раза рынка телерекламы, наличия в стране всего лишь 410 кинозалов (для сравнения: на душу населения это в 2,3 раза меньше, чем в соседней Польше), а также процветающего пиратства (привыкшие к торрентам украинцы ходят в кино вдвое реже, чем те же поляки, и в семь раз реже, чем законопослушные американцы).

Так или иначе, свершилось: от идеи сбора наша страна окончательно отказалась - об этом на презентации официально заявил вице-премьер. Что же вместо?

Проект нового закона о государственной поддержке кинематографии действительно предполагает ряд принципиальных изменений. Вот некоторые наиболее важные.

Главное революционное новшество – налоговое. Проект закона предполагает возвращение зарубежным продюсерам до 25% средств, потраченных на съёмки в Украине, а также до 10% от суммы гонораров иностранным звёздам

И, наконец, главное революционное новшество – налоговое. Проект закона предполагает возвращение зарубежным продюсерам до 25% средств, потраченных на съёмки в Украине (хотя отечественные производители хотят, чтобы эта норма касалась и их), а также до 10% от суммы гонораров иностранным звёздам.

Больше заплатишь – больше вернётся

Понятно, что эти нормы требуют разъяснений. Так, по поводу господдержки финансирования съёмок Кириленко объяснил, что она касается только национальных фильмов.

«Обсуждается механизм, определяющий, какой фильм может считаться национальным. Ведь может и какая-то профанация подаваться, претендуя при этом на десятки миллионов бюджетных средств. Поэтому, говоря по-простому, нужны предохранительные методы против мошенников, и они могут быть внедрены с помощью системы рейтингов или баллов», - рассказал вице-премьер.

То есть это должно быть не чьё-то субъективное мнение, а чёткий список критериев, по которым претендующий на госденьги проект должен набрать определённую сумму балов.

А вот смысл самого непонятного для неспециалистов пункта, о возврате средств, продюсерам пояснил Владимир Котенко, партнёр, руководитель налоговой и юридической практики компании Ernst & Young в Украине.

Котенко рассказал о программах налоговой поддержки кинопроизводства, действующей в разных странах Европы. Ключевых механизмов три: такс-шелтеры – возможность высчитывать расходы с объекта налогообложения быстрее, чем обычно; ребейты – прямое возвращение части трат (именно этот метод хотят ввести у нас), а также налоговые кредиты – по сути то же возвращение трат, но с другой системой администрирования.

Ребейты – самая распространённая система, сейчас её практикуют 16 европейских стран. К примеру, Чехия: там киношникам возвращают до 20% средств, потраченных в стране, и чуть меньше за съёмки чешского фильма за границами государства. Причем иностранцев не так, чтоб особо балуют - как правило, ребейт касается в основном гонораров актёрам и членам продюсерской команды – нерезидентам Чехии. Тем не менее даже так Чехия очень привлекательна для зарубежных кинопроизводителей: прекрасные естественные декорации (а в Украине ведь ничем не хуже) и налоговые льготы сделали её одной из главных съёмочных площадок Европы. К примеру, именно здесь снимались Миссия невыполнима: Протокол Фантом, Казино Рояль и сериал Борджиа.

Механизм возврата трат стимулирует не уклоняться от уплаты налогов, а наоборот: больше задекларируешь – больше вернётся

За один только 2014 год в Чехии был снят 71 проект, а в казну кинопроизводство принесло € 32 млн. Всё просто – механизм возврата трат стимулирует не уклоняться от уплаты налогов, а наоборот: больше задекларируешь – больше вернётся.

Наш ответ «ментам»

«Но вся эта история не только про деньги. Это про ценности: кино – индустрия, которая несёт ценности и объединяет вокруг них страну. И второй, не менее важный момент – то, что называется национальный оптимизм, которого нам сейчас так не хватает», – акцентирует один из главных идеологов проекта #КіноКраїна, руководитель группы StarLightMedia Владимир Бородянский.

И речь идёт отнюдь не только об идейно-патриотических проектах. По сути, любой качественный национальный продукт – будь то комедия, мелодрама или даже «убойный» сериал – формирует какие-то общие смыслы, создаёт узнаваемых героев. Людям хочется смотреть о самих себе – видеть в кадре улицы своих городов, слышать о знакомых персонажах и проблемах. А тут, что называется, не было счастья, да несчастье помогло: в условиях запрета на демонстрацию сериалов страны-агрессора, составлявших львиную долю отечественного телеэфира, украинские продакшены активно взялись за собственное производство.

Так, уже осенью выйдет Владимирская, 14 – проект ICTV и Film.ua. Это классический «ментовский» сериал, к которым так привыкли зрители канала, но вместо Москвы и Питера в кадре родной послемайданный Киев, а главные герои – честные опера, пытающиеся вернуть милиции уважение и избавить город от преступности.

Ещё один тематический проект канала (совместно с ProTV) – Пёс, первый украинский 28-серийный детектив «про собачку», о так хорошо знакомой по голливудским полицейским фильмам трогательной смычке «коп и его верный четвероногий напарник».

Или взять готовящуюся к выходу авантюрную мелодраму канала Украина Клан ювелиров (95 серий!), съёмки которой проходят во Львове и Киеве. Да, в кадре все та же «любовь-морковь» (плюс немножко перестрелок), но та-дам! – и герой надевает на шею героине не что-нибудь, а что-то очень похожее на нашу знаменитую Скифскую пектораль.

А ещё - трогательный проект Film.ua под рабочим названием Мой друг робот: по кадрам, представленным на презентации, складывается впечатление, что это потенциально может быть такой себе украинский Альф.

Зачем же, если столько всего снимается, киношникам так нужна господдержка? Это Бородянский доходчиво объяснил на примере Скорой помощи – нового украинского сериала, снятого по легендарному американскому формату(100% финансирования StarLightMedia). В него вложено $ 1,6  млн, из них от продажи сериала в страны СНГ ожидают вернуть $ 1,1 млн, а доходы от показа на украинском телевидении (реклама) оценивают в $ 200 тыс. Очевидно, что производить качественный контент исключительно для Украины не просто невыгодно, а откровенно убыточно: съёмки слишком затратны, а рынок  слишком мал.

В идеале через пять лет работы программы члены инициативной группы хотят выйти на долю 25% украинских фильмов в бокс-офисе (против 2,5% сейчас), трёхкратное увеличение числа отечественных фильмов и сериалов в эфире, а также на привлечение $ 100 млн трат зарубежных продюсеров на территории нашей страны

В идеале, через пять лет работы программы члены инициативной группы #КіноКраїна хотят выйти на долю 25% украинских фильмов в бокс-офисе (против 2,5% сейчас), трёхкратное увеличение числа отечественных фильмов и сериалов в эфире, а также на привлечение $ 100 млн трат зарубежныхпродюсеров на территории нашей страны.

Звучит, конечно, очень заманчиво, но пока неизвестно, состоится ли в Украине этот «междупланетный шахматный конгресс» или всё закончится традиционным «говорили-балакали, сіли та й заплакали». Крупнейшие теле- и продакшен-боссы страны не остапы бендеры: их предложения вполне реальны и обоснованны.

Дальше слово за депутатами. Конечно, в ситуации войны кино далеко не в приоритете. Но, как акцентировал Бородянский, «государство просто обязано защитить себя в культурном пространстве».

***

Этот материал опубликован в №28 журнала Корреспондент от 17 июля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: Украина производство кино фильмы