Женский триумф. Главные призы Одесского кинофестиваля достались женщинам
Лучшими режиссёрами VI Одесского международного кинофестиваля стали женщины.
Тот самый «женский тренд», о котором организаторы ОМКФ говорили накануне открытия фестиваля, себя оправдал, пишет Анна Давыдова в №29 журнала Корресподент от 24 июля 2015 года.
Напомним, что в этом году 30% заявок, поданных на участие в международном конкурсе, были от женщин-режиссёров, и в результате 4 из 12 отобранных картин – «женские». В национальном конкурсе их доля была ещё выше - 10 из 24 фильмов.
«Это очень высокий показатель гендерного равновесия, которого так не хватает крупным международным кинофестивалям вроде Берлинале и Канна, где всё чаще поднимают острые вопросы о равноправии женщин в киноиндустрии», - акцентировала президент фестиваля Виктория Тигипко.
Фильм украинского режиссёра Евы Нейман Песнь песней стал лучшим как в международном, так и в национальном конкурсах
Был у «женского лобби» и свой человек в верхах – главой жюри международного конкурса в нынешнем году стала сценарист, режиссёр, актриса и продюсер Жанн Лабрюн. И вот – что за совпадение - в «женском» конкурсе с главой жюри - женщиной побеждает опять-таки женщина. Фильм украинского режиссёра Евы Нейман Песнь песней стал лучшим как в международном, так и в национальном конкурсах.
Впрочем, шутки шутками, а сторонники разнообразных «теорий заговора» всё-таки могут расслабиться: к Гран-при фестиваля, который получил Мустанг турчанки Дениз Гамзе Эргювен, жюри-то уж точно не имеет никакого отношения – главный приз ОМКФ традиционно вручается по результатам зрительского голосования.
Свадьбы не будет
Действие Песни песней, снятой по одноимённой книге Шолом-Алейхема, разворачивается в начале ХХ века. Это своего рода роман о романе - о любви, самой первой, самой пронзительной и главной.
«Начало, начало наипечальнейшее лучше самого радостного конца», - говорит главный герой Шимек, вспоминая чудесные времена, когда «наш дом — дворец. Я — принц. Бузя — принцесса… это наше небо, наш ветерок, наши птички — все наше, наше, наше!». Но, как это часто бывает, принц не сумел удержать свою принцессу, так как слишком поздно понял, что на самом деле она для него значит.
Песнь песней, пусть она и написана в прозе, называют одним из самых поэтичных произведений еврейской литературы, а фильм Нейман, в свою очередь, многие характеризуют как продолжение традиций украинского «поэтического кино». Но рассматривать такое сравнение как комплимент или как критику – вопрос спорный: некоторым картина показалась затянутой.
Впрочем, как пояснил на итоговой пресс-конференции член международного жюри, режиссёр Сергей Буковский, Песнь песней стала своеобразным компромиссом: «Мы совещались шесть часов, и однозначного лидера не было. Я голосовал не против Евы Нейман - я просто голосовал за другие фильмы: мне показалось, что главная мысль и тема Песни песней закончилась намного раньше, чем сам фильм».
С другой стороны, его коллега по жюри, режиссёр, продюсер и актёр Шарунас Бартас отметил, что «в наше время нужно обладать кинематографической храбростью, чтобы снять медленное кино».
Возможность составить своё мнение о картине у широкого зрителя, вероятно, появится довольно скоро: Песнь песней снята 1+1 Production телеканала 1+1, который вряд ли оставит свой проект без дальнейшей поддержки.
Для Эргювен её Мустанг, кроме Гран-при получивший также приз за лучшую режиссуру, стал полнометражным дебютом
Если для Нейман Песнь песней – третья картина, то для Эргювен её Мустанг, кроме Гран-при получивший также приз за лучшую режиссуру, стал полнометражным дебютом. Фильм о проблемах типичных, казалось бы, лишь для исламских стран, неожиданно нашёл очень большой отклик у украинского зрителя.
В центре сюжета – пять сестёр-подростков, живущих в турецкой провинции. Однажды, возвращаясь из школы в компании приятелей-мальчишек, они устраивают совершенно невинные игры на пляже: ну подумаешь – вымокли до нитки, только всё ведь более чем в рамках приличий. Но то, что кажется совершенно естественным для Запада, оказывается совершенно недопустимым на Востоке. Разгневанные бабка и дядя запирают девочек дома: вместо школы - обучение домашнему хозяйству, вместо вымечтанных планов на будущее – спешно организованные свадьбы. Но самая младшая из сестёр, бунтарка Лале, находит в себе силы и мужество дать отпор оказываемому на неё давлению.
«Мустанг - фильм о том, как быть женщиной в Турции, на эту тему сейчас ведётся много дискуссий. Что меня больше всего волнует в Турции, так это постоянная и чудовищная сексуализация женщин. Она начинается очень рано - девочек готовят так, чтобы они стали подходящими для мужчин женщинами. Как и Лале в моем фильме, я была младшей из сестер и прекрасно знаю, о чём идет речь. Признаться, я считаю, что все эти ограничения, которые оправдывают моралью, на самом деле никак не связаны с невинностью. Потому что в стране женщины представлены чрезмерно сексуально», - говорит режиссёр.
И о том, что объективация женщин – проблема актуальная, далеко не надуманная и, более того, характерная не только для турецкой глубинки свидетельствует не только признание со стороны обычных зрителей и жюри ОМКФ, но также и главный приз престижной программы Двухнедельник режиссёров, который ранее Эргювен получила в Канне.
От Байды до Бандеры
ОМКФ – это не только конкурс, но ещё и множество разнообразных программ и активностей. Одна из наиболее интересных – питчинги, где можно увидеть презентацию новых украинских кинопроектов, готовящихся к съёмкам и находящихся в поисках дополнительного финансирования.
Среди представленных фильмов очень много исторических лент, так или иначе связанных с темой Второй мировой войны и её последствий. Это Червоний Ахтема Сейтаблаева по одноимённому роману Андрея Кокотюхи о двух украинцах, заключённых ГУЛага, один из которых в войну был лётчиком Красной армии, а второй - воином УПА, но оба выступают против тирании Сталина. Проект в духе Побега из Шоушенка планируют выпустить в январе-марте 2017-го.
Ещё – Доктор Константина Коновалова, основанный на реальной истории молодого военного врача, который в 1942 году переплыл Черное море в лодке с ранеными, 36 дней пробыв без еды и лекарств, и в итоге оказался единственным выжившим. Украинский ответ голливудскому Несломленному Анджелины Джоли должен выйти в мае 2017 года. А также Фросина любовь Екатерины Кучер - история первого чувства, такого, казалось бы, неуместного в разорённой и голодающей послевоенной Украине (запланированный выход – апрель 2016-го).
Особняком стоит проект Зазы Буадзе Любовь убийцы. Киллер из названия – это агент КГБ Богдан Сташинский, работавший в конце 1950-х в ГДР как Йозеф Леман. Он ведёт обычную жизнь законопослушного бюргера, женится по любви на прелестной немке, парикмахерше Инге. Но та и не подозревает об истинном роде занятий её мужа, который совершает по заданию КГБ два политических убийства – Льва Ребета и Степана Бандеры.
Любовь убийцы - копродакшен с Германией, также к проекту планируют подключиться другие страны. По словам продюсеров, из-за неоднозначности фигуры Бандеры деньги на кино, выход которого планируется в 2018 году, в Европе оказалось найти проще, чем в Украине. Хотя режиссёр уверяет, что снимает вовсе не политический фильм, а шпионский триллер и лавстори, где главную роль, к слову, уже согласился сыграть британский актёр Сэм Райли (Контроль, На дороге, Малефисента).
Интересный фильм ближе к дню сегодняшнему - Танк Максима Ксенды, действие которого разворачивается в украинском городке, где ключевой источник дохода местного населения – разворовывание умирающего завода. Режиссёр обещает представить свой проект в духе криминальных драм Гая Ричи в феврале 2017-го.
И, наконец, нельзя не сказать о Байде Виктора Андриенко - анимационном фэнтези-проекте для детей и подростков, рассказывающем о казаке, вернувшемся с войны и оказавшемся в центре властных интриг. Авторы проекта ставят амбициозную цель - создание нового героя, на которого будут ориентироваться дети. Ориентировочная дата релиза - 2017 год.
Фестиваль и город
В этом году на ОМКФ было много хорошего кино, но не слишком много известных широкой публике гостей. Главной звездой стал режиссёр Реквиема по мечте и Чёрного лебедя Даррен Аронофски, прилетевший дать мастер-класс и получить почётного Золотого Дюка.
«Это большая честь - получить награду из рук режиссёра, которого я очень уважаю, - сказал Аронофски, принимая приз от «нашего кино-всего» Мирослава Слабошпицкого. – Теперь, когда я получил приз за вклад в кинематограф, я уйду на пенсию, перееду в Одессу, куплю дом на пляже и буду устраивать вечеринки следующие 40 лет. У вас прекрасная страна и город, и я счастлив, что у меня есть украинские корни».
Увы, кинофорум не обошёлся без неприятного инцидента. В ночь с 18 на 19 июля, после церемонии закрытия, в районе пляжа Отрада и одноимённого клуба, где происходила финальная вечеринка ОМКФ, директора фестиваля Сергея Ященко сбил водитель, находившийся, по свидетельствам очевидцев, в состоянии опьянения. Прибывшие на место активисты Самообороны доставили виновника аварии в Приморский РОВД, где, по словам коллег Ященко и свидетелей ДТП, инцидент долго отказывались оформлять, объясняя тем, что не справятся без ГАИ.
«Насколько я знаю, в милиции сейчас идёт служебное расследование по поводу того, что сотрудники некачественно оформляли, или, скажем так, пытались не оформить это происшествие. В отделении его не оформляли, не освидетельствовали на факт опьянения – это продолжалось часов пять или шесть. Потом приехали сотрудники ГАИ, и его забрали: куда и что дальше с ним сделали, неизвестно», - рассказал Корреспонденту исполнительный директор ОМКФ Александр Холоденко.
По словам пиар-директора фестиваля Александры Кравченко, 20 июля Ященко доставили в Киев, где ему сделали операцию.
«Угрозы жизни нет, но возможна серьёзная травма ноги» - говорит Кравченко.
Губернатор Одесской области Михаил Саакашвили пообещал взять дело под личный контроль.
«Местные милиционеры с первой минуты начали скрывать детали происшествия и заметать следы. Так, как это всегда происходило в прошлом. И я, и начальник УВД очень серьёзно настроены. Мы найдём преступника, а этих коррумпированных милиционеров посадим вместе с ним на скамью подсудимых. Не позволим отмазать, как это всегда происходило с мажорами до сих пор», - написал он в своем Facebook.
Вообще в этом году местные власти активно интересовались ОМКФ - губернатор даже пригласил команду фестиваля на приём, чего раньше не бывало. Ведь масштабный международный кинофорум работает на имидж города, его туристическую привлекательность.
«Фестиваль прошёл сложный путь, но мы не сомневаемся, что проведём его и в следующем году, и ещё много лет подряд. После испытаний последних двух лет нам уже ничто не сможет воспрепятствовать. Мы ищем пути, как развивать не только киносоставляющую. ОМКФ - это кинотуризм: нужна логистика, прямые рейсы в Одессу», - резюмировала на финальной пресс-конференции Тигипко.
***
Этот материал опубликован в №29 журнала Корреспондент от 24 июля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.