Марсианин из Житомира. Украинец прошел отбор в проект Mars One
Космическая радиация, мороз в -120 ˚С по ночам и горы высотой 27 км.
Так через десять лет может выглядеть место обитания Сергея Якимова – единственного украинца, прошедшего отбор в проект Mars One, пишет Анна Климко в №29 журнала Корреспондент от 24 июля 2015 года.
Сергей Якимов просыпается, завтракает и приступает к работе. Сперва он проверяет системы, обеспечивающие жизнедеятельность станции. Записав показатели, отправляется в оранжерею собирать урожай – овощи и фрукты, которые выращивают для себя члены марсианской колонии.
Потом он выходит на поверхность, чтобы очистить солнечные батареи от пыли. Дело в том, что притяжение на Марсе слабее земного, вот ветры и поднимают частицы грунта в атмосферу. Пыльные бури здесь привычное явление,
Покидать станцию без специального скафандра опасно для жизни: он защищает от космической радиации, давления и перепадов температуры. А перепады на Марсе не сравнить с земными: днём температура на поверхности может достигать 20 ˚С, а ночью упасть до -120 ˚С. Атмосфера планеты очень тонкая, и тепло быстро улетучивается в космос.
Случайному слушателю рассказ о буднях марсианских колонизаторов может показаться шуткой или главой из фантастического романа о межпланетных путешествиях. Но для Якимова всё серьёзно: в обозримом будущем 27-летний инженер из Житомира действительно может оказаться на Марсе. И он уверен: несмотря на космическую радиацию, разряжённую атмосферу, сильнейшие ветры и горы почти втрое выше земных недружественную планету можно покорить. Главное быть одержимым этой идеей.
А уж одержимости Якимову не занимать: космос увлекал его с самого детства. Школьником он занимался в кружке астрономии и космонавтики, в университете изучал системы управления летательными аппаратами, после окончания вуза несколько лет работал в Институте космических исследований. А в 2013 году детская мечта о космосе стала приобретать реальные очертания - он узнал о проекте Mars One и решил стать его участником.
«Это не было трудным решением. Мне кажется, я готовился к проекту с детства и всё просто идет своим чередом. Я много читал о Mars One, отслеживал новости о нём и наконец написал его организаторам», – вспоминает Якимов.
Так он оказался в числе 200 тыс. желающих, которые подали заявки на участие в полуфантастическом, но в то же время амбициозном проекте колонизации Марса. Автор идеи, голландец Бас Ландсдорп, оценивает его в $ 6 млрд (притом что, по подсчётам NASA, колонизация этой планеты обойдётся в $ 100 млрд).
Реализовывать идею Ландсдорп планирует за деньги, вырученные от трансляции реалити-шоу, которое будет показывать все этапы отбора кандидатов, подготовку и отправку их на Марс. Освоение Красной планеты планируют проводить в несколько этапов. В 2018-м будет запущен первый спутник для налаживания связи. В следующие четыре года будет доставлено необходимое для создания и жизнедеятельности колонии оборудование.
В 2024 году на планету отправятся первые поселенцы – двое мужчин и две женщины. Каждые четыре года их колония будет увеличиваться на четыре человека, пока не достигнет 24. Первые жители Марса должны быть психологически и физически выносливыми людьми – предполагается, что они никогда не вернутся на Землю. Поэтому будущим переселенцам предстоит серьёзный отбор.
24 из 200 тыс.
Чтобы попасть в проект, необязательно иметь специальные знания по физике, астрономии или медицине.
«За восемь лет подготовки можно обучиться всему необходимому. Кандидат должен гореть этой идеей – вот главное требование», – рассказывает Якимов о своём участии в отборе.
Он успешно прошёл два тура и оказался в сотне претендентов на полёт.
В первом туре участникам нужно было заполнить анкету, выложенную на сайте проекта. Часть вопросов была психологическим тестированием, часть освещала жизнь самого кандидата - его убеждения, интересы, увлечения.
Кроме того, претенденту надо было записать видеообращение к организаторам Mars One, в котором объяснить, почему он считает себя подходящим кандидатом для полёта, и дать ответ на вопрос, есть ли у него чувство юмора. Якимов ответил на него просто: «Я люблю шутить».
Участники проходили медицинское обследование по месту проживания и высылали организаторам результаты на специальном бланке. Вторым этапом стало собеседование, проходившее по скайпу. Содержание беседы остаётся тайной: кандидаты не имеют права рассказывать об этом.
Третий тур станет испытанием на психологическую выносливость, умение уживаться с разными людьми и работать над общей задачей. Сотня участников будет разделена на группы по 10-15 человек разных национальностей и возрастов. Группы будут изолированы в отдельных модулях, где им предстоит работать в условиях стресса.
«На протяжении пяти дней по итогам дня будут кого-то отсеивать, пока не останутся 40 человек. Следующие девять дней будут испытания в замкнутом пространстве, а затем четырёхчасовое собеседование», – делится Якимов.
Место проведения третьего тура пока неизвестно. Варианта два: арктическая пустыня в Канаде или песчаная в Арабских Эмиратах.
В последнем туре примут участие команды из четырёх человек. Их первая тренировка будет проходить на макете базы, которую планируют построить на Марсе. После этого 24 счастливчика пройдут восьмилетний цикл подготовки к полёту. Будущим поселенцам Марса будут выплачивать зарплату.
Для полёта на Красную планету используют транспортный модуль, состоящий из жилого, двигательного отсеков и летательного аппарата. Компания Mars One не занимается производством космических технологий, привлекая к сотрудничеству исполнителей и поставщиков. Сейчас идёт работа над системами жизнеобеспечения скафандров, подготовкой первой автоматической миссии и запуском первого спутника связи.
Контракты на создание космического корабля ещё не заключены, рассказывает Якимов. Тем не менее он активно готовится к предстоящим испытаниям - изучает психологию и улучшает физическую форму. Здоровье он укрепляет в горных походах, работая инструктором по туризму.
Один к четырём – таковы его шансы оказаться в числе потенциальных покорителей Марса. Правда, победа в отборочных турах ещё не гарантия того, что мечта о Красной планете станет реальностью.
Полёты во сне
Mars One стал объектом критики с первого дня своего существования. В марте 2015 года к хору скептиков присоединился один из участников, профессор из Ирландии Джозеф Роше. В своей статье, опубликованной на платформе Medium, он говорит о том, что у Лансдорпа нет средств на реализацию проекта. Мол, кандидатов заставляют жертвовать собственные деньги, покупать фирменные сувениры и продавать право на интервью.
На это Якимов с улыбкой отвечает, что его не заставляли ни покупать сувениры, ни жертвовать личные деньги проекту. Да и интервью Корреспонденту он дал совершенно бесплатно.
Но у профессора Роше есть и другие претензии к организаторам марсианской высадки, которые, по его мнению, относятся к проекту несерьёзно. Ирландец уверен, что заполненной анкеты, видеообращения, справки от местного врача и скайп-интервью, которое длилось всего десять минут, явно недостаточно, чтобы получить какие-то реальные представления о кандидате.
Следующие его слова звучат вообще разгромно – кандидатов было не 200 тыс., как было заявлено, а в 100 раз меньше. Лансдорп опроверг почти всё, сказанное Роше, согласившись лишь с тем, что у проекта действительно нет денег. Но это не отменяет других многочисленных заявлений о том, что проект недоработан и в данный момент неосуществим.
Мы пока технически не готовы осуществить такой полёт. Запустить в космос металл – нет проблем. Но для того, чтобы запустить людей, нужно решить множество вопросов
«Мы пока технически не готовы осуществить такой полёт. Запустить в космос металл – нет проблем. Но для того, чтобы запустить людей, нужно решить множество вопросов», – рассуждает украинский космонавт Леонид Каденюк.
В частности, нужно понимать, как обеспечить пролёты радиационных поясов, решить проблему приземления, продумать систему жизнеобеспечения. Такие проекты не может осуществить частное лицо. Более того, они не под силу даже одному государству, а только объединению нескольких космических стран, которые внесут свою лепту в развитие программы, уверен космонавт.
С коллегой согласна и биолог Надежда Адамчук, которая проходила подготовку для полётов в космос в США. По её мнению, пока не будет отработана достаточная защита организма человека в условиях полёта вне магнитосферы Земли, такие проекты нереальны. Один из решающих факторов – космическая радиация. Если организм человека попадает в поток заряженных тяжёлых частиц, он превращается в мешок с костями.
Даже если участникам проекта всё же удастся добраться до поверхности Марса, непонятно, как им адаптироваться к гравитации. Марс – это горы высотой до 27 км, сильнейшие ветры, которые сносят всё на своём пути и провоцируют бури. Модули, которые организаторы планируют установить на поверхности Красной планеты, окажутся закопанными под слоем грунта, добавляет космонавт.
Якимов с мнением Каденюка и Адамчук знаком.
«Они имеют на него право. Кто-то считает, что проект неосуществим, а кто-то считает его реальным и ищет возможности для реализации», – комментирует он слова оппонентов.
Участник проекта добавляет, что финансирование на дальнейшее развитие MarsOneуже найдено, но из-за проблем с документацией сроки его реализации подвинулись на два года. Пока неизвестно, когда состоится третий отборочный тур. Но Якимов надеется справиться с ним и в итоге оказаться в числе колонизаторов Марса.
Если украинцу это удастся, ему смогут позавидовать земляне, которые жалуются, что в сутках всего 24 часа. Марсианский день длиннее земного: в распоряжении колонизаторов Красной планеты будет на 39 минут и 35 секунд больше, чем у жителей Земли.
***
Этот материал опубликован в №29 журнала Корреспондент от 24 июля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.