Комментарий: Потрясающая готовность немцев помочь
Люди, спасаясь от притеснений, бегут в Германию. Лучшего комплимента стране быть не может.
Германия - страна иммигрантов. Она - страна надежд для людей с Ближнего Востока, из Африки, Азии, балканских государств. Для людей, которые бегут - от войны, тирании, пыток, преследований, угнетений, дискриминации, бедности, безнадежности. Они бегут сотнями тысяч, зачастую в опасных для их жизни условиях и практически всегда подвергаясь преступному произволу группировок, нелегально перевозящих людей через границу. Они бегут в страну, где большинство людей относятся к беженцам с сочувствием, заботой, великодушием и с достойной подражания готовностью помочь. Это эмоционально потрясает.
Однако Германия и сама потрясена. Кажется, что всё вокруг утратило силу: нет ни правил, ни законов, ни норм, ни уверенности. Все возможные опасения и тревоги выносятся за скобки либо отбрасываются. 800 тысяч беженцев - это задача, которую немцы берут на себя и даже обязаны взять на себя. Беженцев рассматривают как шанс, а не как нагрузку или непосильное бремя.
Новая немецкая добродетель
И действительно, в настоящий момент немцы, похоже, относятся к беженцам с других континентов, носителям других культур с симпатией, любопытством и потрясающей готовностью помочь. Все почти недоуменно смотрят на этих новых немцев, которых канцлер ФРГ Ангела Меркель призвала к совершенно новой немецкой добродетели - гибкости. Говоря иначе, к способности позволить всему идти своим чередом и смотреть, что из этого получится.
Откуда взялась эта трогательная готовность принимать иностранных беженцев, не требовать от них наличия тех или иных квалификаций, как это делает самим собой разумеющимся образом любая страна иммигрантов? Это - тень "третьего рейха", передаваемая из поколение в поколение память об опыте сотен тысяч немцев, вынужденных эмигрировать и пытавшихся обосноваться в Великобритании, США, Франции, Швейцарии или Шанхае. Это - память об одиссее тех многих немцев, которым не удался побег, которые в отчаянии покончили с собой, которых во время побега арестовали, депортировали или убили.
Общественная ДНК Германии
Итогом этих событий стала после Второй мировой войны уникальная во всем мире статья о политбеженцах в Основном законе ФРГ, которая предоставляет людям, преследуемым по политическим мотивам, право на политическое убежище. Закон об убежище - это отнюдь не акт милосердия, а юридическое и моральное обязательство. И хотя 20 лет назад он был изменен и ослаблен, его суть сохранилась. Он является частью политической, общественной ДНК Германии.
В Будапеште закрыли вокзал из-за наплыва мигрантов
Подавляющее большинство немцев, в том числе представители здешних элит, выполняет это моральное обязательство. Однако немногочисленное меньшинство, к сожалению, ведет себя по отношению к беженцам грубо и проводит демонстрации против них. Это, несомненно, некрасиво, но все же речь идет именно о ничтожно малом меньшинстве.
Однако не следует исключать и того, что потрясающая готовность помочь в итоге может привести к обществу, не справляющемуся со своими проблемами. Что симпатия перерастет в неприязнь. Поэтому политикам необходимо перейти наконец к действиям. Заявить о том, чего они хотят, что считают допустимым, а что - неприемлемым, как на национальном, так и на общеевропейском уровне. У нас - чрезвычайное положение, в котором государство выглядит слишком перегруженным. Во всяком случае, пока в большей степени, чем его граждане.
Автор: Александр Кудашефф, главный редактор DW