Сессионный залп. Как повлияет на ситуацию трагедия под Радой
Новая Конституция, взрывы под Верховной Радой, десятки раненых и минимум трое погибших – так начался новый политсезон в Украине.
Возле Верховной Рады – крики «Зрада!». В сессионном зале – «Ганьба!». Так начинался процесс внесения изменений в Конституцию Украины, пишет Евгения Вецько в №35 журнала Корреспондент от 4 сентября 2015 года. Ещё с утра понедельника, 31 августа, президиум заблокировали депутаты из фракции Олега Ляшко. А вот трибуну после переговоров оставили свободной, что дало возможность спикеру Владимиру Гройсману пусть и с двухчасовым опозданием, но всё же открыть внеочередное заседание ВРУ.
Ещё накануне было понятно, что, несмотря на протест части коалиции – Радикальной партии, Батьківщини и Самопомочі, – необходимое количество голосов для поддержки президентской инициативы есть. Итог длительных переговоров – кнопку За согласились нажать депутаты от Оппозиционного блока, групп Відродження и Воля народа, несколько представителей Самопомочі и внефракционных.
И после того как лидеры парламентских фракций поупражнялись в красноречии (сын командира УПА Романа Шухевича, член фракции Радикальной партии Юрий Шухевич даже цитировал Ленина), на табло высветилась цифра 265 голосов – результат, который мало кого удивил.
Более значительным оказалось то, что начало происходить вне стен парламента. Пока депутаты пели государственный гимн в честь закрытия сессии, под Радой начались первые стычки, которые привели к смерти троих человек.
Три буквы закона
«Це не зрада!» – заявил Гройсман в первую секунду после голосования.
«Это договорняк», – перешёптывались некоторые депутаты, выходя из сессионного зала.
Среди главных нововведений – финансовая и политическая децентрализация регионов и специфический порядок местного самоуправления «в отдельных районах Донецкой и Луганской областей»
Но, так или иначе, закон о внесении изменений в Конституцию в первом чтении принят. Среди главных нововведений – финансовая и политическая децентрализация регионов и специфический порядок местного самоуправления «в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».
И хотя последний пункт вызвал бурную реакцию у противников предложенного Президентом проекта конституционных преобразований, а первый представители власти называли чуть ли не победой над олигархическими планами, сам по себе проголосованный документ не имеет слишком большого политического значения. По крайней мере пока.
Во-первых, принят он только в первом чтении и Администрации Президента придётся приложить немало усилий, чтобы дотянуть до конституционного большинства – 300 голосов. Тем более что депутаты уже выдвигают условия, чаще всего почти невыполнимые.
«Это остановка войны и обстрелов, вывод российской армии с территории Украины и третье, самое важное, - это восстановление контроля над всей Украиной линии государственной границы», – объясняет представитель фракции Народный фронт Остап Семерак.
Голосование за законопроект в целом состоится, скорее всего, ближе к Новому году.
«Окончательное принятие изменений – не раньше конца года, после выборов и только после выполнение сепаратистами условий минского договора», – добавляет его коллега по фракции Леонид Емец.
Те, кто за изменение Конституции не голосовал, настроены ещё более категорично. Самопоміч уже начала собирать подписи депутатов, чтобы добиться переголосования законопроекта.
Порошенко и члены его фракции неоднократно заявляли, что особый статус Донбасса – весьма относительное понятие. Речь идет об особом режиме самоуправления в контексте децентрализации
Во-вторых, сам Пётр Порошенко и члены его фракции неоднократно заявляли, что особый статус Донбасса – весьма относительное понятие. Речь идет об особом режиме самоуправления в контексте децентрализации. Нынешние «руководители» самопровозглашённых ЛНР и ДНР не будут легализированы, террористы не станут депутатами или губернаторами – на них не распространяется действие амнистии.
В-третьих, норма об особом статусе в Конституции уже есть – ст. 92, п. 16. Правда, пока там речь идёт только о городах.
Скелет в шкафу
Тем не менее последствия принятия законопроекта хоть и не столь очевидны, но очень важны для будущего страны. И России, и Украине принципиально важно, чтобы именно противник нарушил свою часть соглашения. Благодаря голосованию в понедельник формальное преимущество пока на нашей стороне.
«В случае срыва процесса внесения изменений в Конституцию весьма вероятным будет возобновление боевых действий. Так как Украина обязалась внести правки в Основной закон, подписывая минские соглашения», - считает политтехнолог, директор компании Berta Communications Тарас Березовец.
Голосованием за законопроект № 2217а, отмечает эксперт, Украина выполняет свою часть обязательств.
«Россия же тем временем постоянно нарушает соглашения, как, впрочем, и сами террористы. В результате Европейский союз совместно с США вынуждены сохранять режим санкций. Более того, вынуждены их усиливать», – добавляет Березовец.
Если и Украина не будет выполнять минские соглашения, отмечает он, Запад может оставить нас с агрессором один на один.
Что касается внутренней политики, то главное, что показали события 31 августа, - это нестойкость нынешней парламентской коалиции. Конституцию поддержали Блок Петра Порошенко, Оппозиционный блок и Народный фронт. Тогда как Самопоміч, Батьківщина и Радикальная партия Ляшко фактически перешли в оппозицию. Последний сделал это уже официально.
Впрочем, о полноценном создании широкой коалиции (по-народному – «ширки») пока говорить рано, считает политолог Юрий Романенко.
Ляшко и Тимошенко торгуются, поскольку на следующее голосование ставка будет выше. Оппозиционный блок делает то, что просит Москва. Плюс им нужно вернуть свои электоральные поля. БПП и НФ просто делают то, что им говорит Запад. Самопоміч играет в ценностную позицию
«Вопли о новой «ширке» бессмысленны. У нас есть факт голосования, где все действовали исходя из своих меркантильных интересов. Уверен, что Ляшко и Тимошенко торгуются, поскольку на следующее голосование ставка будет выше. Оппозиционный блок делает то, что просит Москва. Плюс им нужно вернуть свои электоральные поля. БПП и НФ просто делают то, что им говорит Запад. Альтернативной стратегии у них нет. Самопоміч играет в ценностную позицию. По факту имеем ситуативную коалицию, ситуативный парламент, ситуативную оппозицию», – объясняет эксперт.
Но главный результат внеочередного заседания 31 августа – происходившее вне стен парламента.
Свобода убивать
К Верховной Раде люди стали подтягиваться еще к девяти часам утра. Самыми многочисленными и активными были представители Свободы, Радикальной партии, Укропа и Правого сектора. Первые столкновения начались после того, как толпа узнала об успешном голосовании за изменения в Конституцию.
Особенно активными оказались сторонники Олега Тягнибока. Атаковав первую линию обороны, они отобрали у бойцов Национальной гвардии щиты и резиновые дубинки. В дело пошли дымовые шашки, слезоточивый газ. А затем и граната, убившая троих и ранившая несколько десятков человек. Именно на Свободу возложил ответственность за произошедшее министр внутренних дел Арсен Аваков.
«Я прямо обвиняю Тягнибока и его партию Свобода в преступлении. Гранату бросил член партии Свобода и боец батальона Січ, находящийся в отпуске. Я считаю, что это преступление, а не политическая позиция. Тягнибок привёл под Верховную Раду не протестующих, Тягнибок привёл бандитов, которые убивали и калечили наших солдат», – написал Аваков на своей страничке в Facebook.
Болеетого, политики обвиняют свободовцев не в преступной халатности, а в провокации в интересах Кремля.
«Это работа ФСБ России. Руками Свободы. Свобода с самого начала была российским проектом. Реакцией Путина на победу оранжевой революции. Свобода играет роль детонатора для раскола общества», – считает Тарас Стецькив, бывший народный депутат, один из организаторов Майдана-2004.
Сам же Тягнибок события под Верховной Радой считает политической расправой и провокацией. Такой же версии придерживается и другой организатор митинга под Радой – Ляшко.
«У меня уже нет никаких сомнений: кровавые события под Радой – спланированная спецоперация, цель которой – попыткадискредитации властью противников кремлёвских изменений в Конституцию, отвлечение внимания от антиукраинской измены и создание в парламенте новой «ширки» вместе с регионалами», – заявил лидер радикалов.
Никому из собравшихся на ул. Грушевского не выгодна кровь, убеждён Семён Семенченко,один из лидеров Самопомочі. По его словам, люди, организовавшие провокацию, выделялись в толпе. Крометого, некоторых из них уже привлекали внимание силовиков и не раз участвовали в подобных акциях. Как и сторонники Конституции, поспешившие обвинить в кровопролитииТягнибока, он уверен:произошедшее играетна руку именно Кремлю. И ни в коем случае не противникам изменения Конституции.
Человек, подозреваемый в броске гранаты, арестован. Им оказался 21-летний боец добровольческого батальона спецназначения Сiч Игорь Гуменюк. А пока идёт расследование, политики и политологи гадают, не приведёт ли трагедия в третьему Майдану. Учитывая приближение местных выборов, разжигание протестных настроений в обществе выгодно многим политическим силам. Но выльется ли оно в массовые акции?
«Для того чтобы протест был действительно большим и стал мощной движущей силой, необходимо совпадение нескольких факторов, – говорит политолог Владимир Фесенко. – По моему мнению, это могло бы быть разгромное поражение на фронте и экономический коллапс, например падение курса гривни вдвое за несколько дней».
Нагнетание ситуации в ином случае эксперты считают искусственным.
***
Этот материал опубликован в №35 журнала Корреспондент от 4 сентября 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.