Мнение: Реформа сферы занятости как смена таблички
Новый закон о занятости предполагает много изменений, однако не отвечает на вопрос как обеспечить работой с достойной зарплатой.
Совсем скоро с нами случится ещё одна реформа «по-новому»: министр Павел Розенко объявил выходе в свет законопроекта о Национальном агентстве занятости, пишет Нина Потарська, директор Центра социальных и трудовых исследований, в колонке, опубликованной в №40 журнала Корреспондент от 9 октября 2015 года. Лично я напрягаюсь, едва заслышав об очередной реформаторской инициативе, и дело тут не в природной вредности, а в выработанном годами рефлексе (особенно в социальной сфере). Внутренний Станиславский не верит, а внутренняя Баба Яга на всякий случай против, и частенько оказывается, что не просто так.
Не секрет, что экономика в кризисе, с занятостью - кризис, с легальной занятостью тоже кризис. Слово «кризис» повторяется несколько раз для удобства подмены на более подходящее в зависимости от степени вашего негодования: почти четверть населения страны живет в бедности, проблемы очевидны, и их уже невозможно игнорировать.
На все вышеперечисленные сложности чиновники наконец обратили внимание и нашли решение — нужно реформировать службу занятости. К ней, по словам министра, уже нет доверия, кредит исчерпан, поэтому первым делом её переименуют в Национальное агентство занятости. Министр утверждает, что это не просто смена вывески и законопроект призван решить задачу «усиления институциональной способности службы, введения новых подходов к работе на рынке труда с усилением социальной ответственности и социальной справедливости». Но, к сожалению, что имел в виду Розенко, неясно ни из его цитаты, ни из текста закона.
В документе есть пункт о запрете дискриминации при трудоустройстве, где среди прочих — сексуальная ориентация. Это в наше время уже победа, но каким образом будут наказаны злостные дискриминаторы, непонятно.
Предлагают внедрить информационные технологии, поощрять самозанятость и принуждать к общественным работам путём невыплаты пособия. Тут беспокоит, в первую очередь, сама идеология в подходе к преодолению безработицы: основная проблема, судя по всему,— в пассивности и лени населения. Только работы от этого больше не становится, лишь растут ставки в «голодных играх».
К примеру, получать пособие на уровне 70% от заработка вы сможете, отработав свыше 20 лет, то есть в два раза больше, чем требуется сейчас. Расчёт пособия производится на основании средней зарплаты, а она, как правило, минимальная, в итоге выходит порядка 600-1.000 грн в месяц в зависимости от страхового стажа. Соискатели станут значительно чаще посещать центр занятости, но не потому что там будет настолько интересно и хорошо: закон обяжет приходить каждые 15 дней вместо сегодняшних 30, иначе можно потерять пособие.
Многие уже привыкли, что ради торжества новых реформ кое-кому придётся кое-чем пожертвовать. В этот раз жертвовать будут молодые работники — стажёры. Сейчас на условиях стажировки нанимаются студенты, получающие следующий квалификационный уровень. Согласно законопроекту, стажировка также распространится на молодёжь, которая окончила вузы или уволилась с военной службы. Теперь уволить их будет проще - без выходного пособия, без срока предупреждения, а также невзирая на наличие детей или беременность.
Инициатива реформаторов в целом хорошая. Действительно, стоит обновить подходы в работе службы по поиску вакансий и сделать её, как это модно говорить, клиентоориентированной
Несмотря на всю критику, инициатива реформаторов в целом хорошая. Действительно, стоит обновить подходы в работе службы по поиску вакансий и сделать её, как это модно говорить, клиентоориентированной - оснастить компьютерами, создать базы возможных платных и бесплатных курсов, дать возможность получить психологическую консультацию. Плюс мотивировать работодателей искать работников именно через единую базу соискателей на основании прозрачных требований и взаимных гарантий.
Одним из недостатков работы центров занятости является и тот факт, что они предлагают работу в бюджетном секторе. Зачастую это вакансии со скромными зарплатами, и соискатели приходят сюда не за работой, а за переквалификацией (бесплатные курсы вождения, английского языка и многое другое) и хотя бы минимальной поддержкой в виде пособия.
На сайте trud.gov.ua около 100 вакансий по Киевской области с зарплатой выше 10 тыс. грн — более чем из 5,5 тыс. предложений. Основная масса объявлений предлагает зарплаты в районе минимальной, но зато это белая, официальная зарплата. Большая часть предложений от бизнеса — зарплата в конвертах. И именно на таких условиях трудятся приблизительно двое из трёх работников в нашей стране. Остаётся непонятным, как нынешняя реформа может побудить бизнес оформлять работников официально или подавать вакансии через Национальное агентство занятости.
В итоге, как и обычно, мы имеем простое математическое выражение, где от перестановки слагаемых сумма не меняется, и проблема занятости не решается сменой названия, поскольку новые рабочие места не возникают сами по себе.
***
Этот материал опубликован в №40 журнала Корреспондент от 9 октября 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.