Преодолеть вакуум. Как работают логистические центры в зоне АТО

Корреспондент.net,  15 октября 2015, 07:22
💬 60
👁 6741

Купить дешевые продукты, попасть в банк, Пенсионный фонд или паспортный стол - такие услуги предоставят логистические центры в АТО

Однако пока реализации идеи мешают бюрократия и некомфортные условия для бизнеса, пишет Анастасия Алёшина в в №40 журнала Корреспондент от 9 октября 2015 года.

У пенсионерки Анны родная сестра осталась в занятом сепаратистами Луганске, а сама она живёт в посёлке Новотошковское Попаснянского района Луганской области, расположенном на Бахмутской трассе и контролируемом украинскими властями. Сестёр разделяют 50 км по большей части оккупированной земли. Чем ближе к линии разграничения, тем опаснее: тут повсюду минные поля, а «Бахмутка» простреливается с восточной стороны, подконтрольной сепаратистам.

Анна говорит, что общается с родными из Луганска только по телефону. Но если в посёлке откроют гуманитарно-логистический центр, возможно, сёстры смогут встретиться. В этом случае с «нулевого» 29-го блокпоста жителей оккупированных территорий будут отвозить на автобусе в Новотошковку. Там они смогут не только купить дешёвые продукты, но и получить и обналичить пенсии, а также решить любой организационный вопрос, обратившись в расположенную в центре службу или учреждение.

Родные руины

Посёлок Новотошковское — последний форпост ВСУ перед Кировском, Первомайском и другими городами и сёлами, расположенными к юго-востоку от Бахмутской трассы. Новотошковка после интенсивных обстрелов прошлой зимой оказалась единственным населённым пунктом в области, где были разбиты все системы жизнеобеспечения. До начала военных действий тут проживали 2,5 тыс. человек. Зимой в посёлке решились остаться не более 300, среди них 15 детей. Остальные предпочли переждать интенсивные боевые действия в более спокойном месте.

Руководство посёлка выехало в Попасную, и долгое время за связь с внешним миром отвечал единственный автобус, который курсировал из Новотошковского в райцентр и обратно раз в неделю. Местная школа и детсад также сильно пострадали — взрывной волной в зданиях выбило окна, от школьной крыши из-за двух прямых попаданий снарядов 152-го калибра почти ничего не осталось.

Весной, когда стало потише, люди начали возвращаться. Многие — на руины, чтобы попытаться начать жизнь практически с нуля. Когда сюда начали завозить гуманитарку — не только продукты, но и стройматериалы, — жители сами взялись за восстановление своих домов.

Сегодня на улицах довольно чисто, и хотя на фасадах по-прежнему видны следы осколков, окна во многих квартирах уже заменены. Школа, которая ещё весной представляла собой жалкое зрелище с разваленными стенами, снова работает. С 1 сентября тут учатся дети — около 60 человек. В сад ходят 17 детей. Взрослых в посёлке насчитывается порядка 800.

Новотошковское выбрали для обустройства гуманитарно-логистического центра из-за близости к линии разграничения. По словам местных чиновников и самих новотошковцев, «на той стороне» цены, мягко говоря, кусаются. За 1 кг сала просят 250 грн, за кило мяса — от 250 до 300 грн.

«Люди в Луганске просто плачут: мне недавно звонили, говорили, что бутылка подсолнечного масла стоит 90 грн. Это просто геноцид», —рассказывает Корреспонденту Сергей Кривошапка, заместитель руководителя военно-гражданской администрации Новотошковского.

Анна на расспросы, как на той стороне при таких ценах живётся её сестре, отвечает предельно политкорректно.

«Там продуктов мало, говорят, стоят в два раза дороже, но мы наверняка не знаем, не хотим брехать, — утверждает она. — Откроют центр, может, и мы сможем туда ходить. Что той пенсии? Вон я окна поставила у себя, а остальное на лекарства потратила. На что жить?»

Фото Анастасии Алешиной
Анна из Новотошковского (слева) надеется встретиться с родной сестрой из Луганска 

Однако пенсионерка довольно скептично смотрит на не полностью отремонтированное здание будущего центра и вспоминает, как зимой тут собрались люди, чтобы получить гуманитарку, и в этот момент начался обстрел Градами.

«Человек 10-15 получили [продукты], а потом все «получили» — как ударили Градом, попадали на асфальт, поразбивали себе все лица, — вспоминает Анна. — Вот такая гуманитарка была, мы её наелись. Они пока построят [логистический центр], нам ещё один Град пришлют».

Впрочем, вдоль линии разграничения сегодня тихо. И эта тишина может стать главным условием, которое решит судьбу будущего гуманитарно-логистического центра.

Играй, гармонь

А пока центр и правда далёк от сдачи в эксплуатацию. На входе висит его проект и карта местности с указанными на ней Новотошковским, 29-м блокпостом и маршрутом следования автобуса, который должен курсировать в посёлок и обратно три раза в день. Время работы центра — с 8:00 до 16:00.

Работающими тут выглядят только отделение Ощадбанка и один банкомат. Второй стоит с потухшим экраном. В будущем здесь планируют открыть филиал ещё одного финучреждения — скорее всего, ПриватБанка, говорят местные чиновники.

У входа насыпан битый кирпич, на фасаде белыми пятнами на сером фоне выделяются листы утеплителя. В коридорах сложены мешки с отделочными материалами и пластиковые трубы, на этажах стоят строительные леса, под лестницей — тачки, вёдра и мётлы.

В одной из комнат на первом этаже сложены коробки с давно пожухлыми атрибутами праздничных выступлений, у стены составлены старые плакаты с поздравлениями, написанными красными буквами в пролетарском стиле: С Днём шахтёра, С праздником Победы и т. д. У стены напротив стоят, сиротливо прижавшись друг к другу, два покрытых пылью пианино. Рядом трюмо с потемневшим от времени зеркалом и забытый кем-то самовар. Всё это напоминание о временах, когда в этом здании был клуб шахты Пролетарская.

На закрытых дверях в коридоре можно встретить надписи на бумажках: Зрительный зал и Ход на сцену. Пройдя через тёмный зрительный зал во внутренний дворик и спустившись в бомбоубежище, построенное, как говорят местные, ещё по советским стандартам, можно обнаружить шесть комнат, где при необходимости могут спрятаться от обстрелов до 300 человек. Если осадное положение затянется, для них местная администрация подготовила индивидуальные пакеты: фонарик, полотенце, свечи, зубную щётку и прочие гигиенические принадлежности, а также набор продуктов и воду.

«В случае обстрела мы можем с площади загрузить сюда весь народ, и они тут спокойно пересидят четыре дня», — рассказывает Кривошапка.

Для местных жителей предусмотрено другое бомбоубежище, в школе.

На втором этаже будущего центра Кривошапка показывает помещения для ОВИРа, фискальной службы, Пенсионного фонда, отдельные кабинеты для сотрудников ПРООН и ОБСЕ. Дверей пока нигде нет, стены стоят в ожидании покраски, повсюду следы незаконченного ремонта, который, кажется, в лучшем случае продлится ещё пару месяцев.

По словам главы местной военно-гражданской администрации Сергея Шакуна, на восстановление клуба из бюджета области они просили 2,5 млн грн. Дали, правда, только 1,1 млн. Однако новотошковская администрация настроена оптимистично и уверяет: до конца октября центр заработает. Уже в ближайшее время периметр на площадке перед зданием должны оснастить системой видеонаблюдения; тут также будут нести службу бойцы с собаками из специальной кинологической службы, обученными искать взрывчатые вещества.

По словам замначальника ГУМВД Украины в Луганской области, полковника милиции Юрия Пасичника, перед приездом гостей — журналистов и чиновников области — кинологи в течение нескольких часов обходили дома, чтобы убедиться, что на территории посёлка всё чисто, ведь в этом районе по-прежнему активно работают диверсионно-разведывательные группы.

Фото Анастасии Алешиной
Центр охраняют военные с собаками, обученными находить взрывчатку 

«Повесили бы на дерево МОН 50, МОН 100 [противопехотные осколочные мины направленного поражения], вся эта толпа там бы и легла, — указывает Пасичник на собравшихся у здания местных жителей. — Поражение колоссальное. Мина срабатывает от нажатия кнопки, а радиус управления может быть существенный, сколько хватит кабеля».

Пасичник говорит, что в окнах домов, стоящих по периметру вокруг здания клуба, в целях безопасности на время приезда гостей разместили снайперов. Когда центр откроют, охранять его территорию будет выделенный для этого батальон ВСУ.

По словам Шакуна, список предприятий, которые будут продавать товары в логистическом центре, администрация уже передала для проверки в СБУ. Он не уточняет, по какому принципу отбирали претендентов, но согласно веяниям нового времени заявляет, что российские компании и их продукция тут будут строго-настрого запрещены.

Его помощник Кривошапка раскрывает другие секреты здешних порядков: в посёлке создана община, которая решает социальные и гуманитарные вопросы. А жителей, поскольку с работой в Новтошковском дела по-прежнему обстоят очень плохо, приучают к общественно полезному труду.

«Каждый день кто-то возвращается, видят, что тихо-мирно. Мы договариваемся с людьми следующим образом: если молодое и трудоспособное население в жизни посёлка не участвует, то гуманитарку мы не выдаём», — говорит Кривошапка.

Продуктовые туристы

В зоне АТО было запланировано несколько гуманитарно-логистических центров между контрольными пунктам въезда-выезда (КПВВ) и блокпостами первого рубежа («нулевые» блокпосты сил АТО перед въездом на территорию сепаратистов). Электронные или бумажные пропуска для посещения центров изначально не требовали, достаточно было предъявить паспорт и получить от пограничников одноразовый талон на посещение. Было также установлено ограничение — вывозить не более 50 кг товаров стоимостью не более 5 тыс. грн.

В Администрации Президента посчитали, что центры могли бы в какой-то степени решить вопрос контрабандного провоза продуктов и отчасти прекратить спекуляции, в результате которых цены по ту сторону фронта оказались завышены в два-три раза

В Администрации Президента посчитали, что центры могли бы в какой-то степени решить вопрос контрабандного провоза продуктов и отчасти прекратить спекуляции, в результате которых цены по ту сторону фронта оказались завышены в два-три раза. Поскольку немалая часть тех, кто пересекает границу, — так называемые продуктовые туристы, такие площадки могли бы уменьшить очереди на КПВВ.

На деле всё оказалось не так просто. Первый гуманитарно-логистический центр заработал 28 августа возле КПВВ Зайцево под Артёмовском (Донецкая обл.). Однако, по словам волонтёров из организации Донбасс-SOS, сейчас продавцов там мало, а после обеда центр и вовсе закрыт.

Волонтёры отмечают неудобное расположение этой площадки. Чтобы туда попасть, надо не один час выстоять в очереди на КПВВ, а дорога только в одну сторону из близлежащих населённых пунктов с территории самопровозглашённой республики стоит не меньше 100 грн. В ВСУ соглашаются с тем, что Зайцево пока работает не так, как планировалось, причём не только для покупателей, но и для продавцов.

Цены на продукцию должны быть на порядок ниже, чем в супермаркетах. А так получается, что хлеб, масло и чай дешевле на 2-3 грн, а выбора как такового нет

Офицер ВСУ, отвечающий за организацию работы логистического центра

«Поставщикам стало невыгодно привозить и торговать там продуктами, — отмечает один из офицеров ВСУ, отвечающий за организацию работы центра. — Я не экономист, могу лишь предположить, но, чтобы доехать до центра, поставщику нужно потратить деньги на бензин. И хотя за место торговцы не платят, им также нужна специальная передвижная лавка и продавец. Чтобы всё заработало, я думаю, нужны преференции для этих людей. В то же время цены на продукцию должны быть на порядок ниже, чем в супермаркетах. А так получается, что хлеб, масло и чай дешевле на 2-3 грн, а выбора как такового нет. То есть человеку из Енакиева или Горловки выгоднее поехать в тот же Славянск и купить все в АТБ или Сільпо и вернуться назад. Да и выбор там больше».

Офицер уверен, что добираться в центр удобно: на подъезде к нему сделали новую дорогу и разметку. Однако благодаря затишью очереди на «нулевых» блокпостах только растут. Проверка машин времени много не занимает, но на каждую всё равно уходит по несколько минут. Нередко на блокпостах действительно приходится стоять не один час.

В Донецкой области, помимо Зайцева, открыт ещё один логистический центр — Бугас, под Волновахой. Но он, по словам волонтёров из Донбасс-SOS и офицера ВСУ, пользуется ещё меньшей популярностью. Тем не менее третий центр в области пока планируют запустить в районе Курахова. По словам офицера ВСУ, там попытаются учесть все ошибки и недостатки предыдущих площадок.

Что касается Луганской области, то чиновники там рассчитывают открыть до конца октября хотя бы новотошковский центр. Глава военно-гражданской администрации области Георгий Тука также объявил о том, что до 10 октября заработает временный пеший пункт пропуска в Станице Луганской. Такое решение глава ВГА принял, поскольку администрация пока не получила разрешения на работу логистических центров от СНБО. По сути, Тука решил открывать пеший пункт пропуска с нарушением всех норм, поскольку разрешения в администрации области ждут уже более двух месяцев. По каким причинам не дают добро, Тука сказать не может.

Обычно процедура получения разрешения выглядит так. Местные власти, к примеру районный совет, пишут письмо на имя главы областной ВГА с предложением запустить новый КПВВ и логистический центр в связи с тем, что обстановка в районе улучшилась и обстрелы прекратились. Глава ВГА ставит подпись, и письмо идёт в СНБО, где должны принять поправки в решение о количестве и местах расположения пунктов въезда-выезда в зоне АТО.

В СНБО делают запрос в штаб АТО, где подтверждают, действительно ли в указанном районе тихо и безопасно. Военные выезжают на место, чтобы проверить обстановку, а затем доложить в штаб. Штаб отправляет отчёт в СНБО. После этого совет может внести изменения в решение о количестве КПВВ в зоне АТО. На каком этапе застряло разрешение для новых КПВВ Луганской области, знают только в самом СНБО, однако на момент сдачи номера ответ на запрос из этого госоргана Корреспондент не получил.

Пеший КПВВ в Станице Луганской, который самовольно открывает Тука, будет расположен примерно в 1,5 км от линии разграничения. Его главный минус глава ВГА может назвать уже сейчас — поток людей, которые будут заходить со стороны сепаратистов, никто не сможет контролировать.

«А вот центр в Новотошковке не предназначен для сквозного прохода. Ты пришёл, закупился, тебя увезли», — поясняет он.

Администрация области же заинтересована в создании хотя бы пешего перехода.

«Люди с той стороны будут приходить и своими глазами видеть, что здесь идёт нормальная мирная жизнь, никто не умирает с голоду, цены намного ниже. И это будет работать как контрпропаганда», — рассказывает о своих далеко идущих планах Тука.

***

Этот материал опубликован в №40 журнала Корреспондент от 9 октября 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.  

ТЕГИ: Украина продукты население услуги АТО