Сетевая плата. Интернет-торговля в Украине получила первый закон

Корреспондент.biz,  22 октября 2015, 12:21
💬 31
👁 15192

После трёх лет обсуждений и дискуссий в Украине наконец приняли закон об электронной коммерции.

Однако вряд ли он гарантирует покупателям полную защиту от недобросовестных онлайн-торговцев, пишет Ксения Портная в №41 журнала Корреспондент от 16 октября 2015 года.

На одном из юридических форумов пользователь, назвавшийся Markiz, пытался выяснить, как ему вернуть предоплаченные деньги за невысланный товар: «Заказал в интернет-магазине футбольный мяч. Оплатил заказ. Прошло два месяца. Товар до сих пор не доставлен. Сначала меня перекидывали с одного менеджера на другого. Затем вовсе перестали отвечать на мои звонки. В итоге ни денег, ни мяча».

Было бы неправдой сказать, что таких случаев в украинской практике электронной торговли очень много. Тем не менее они есть. Пользователи жалуются в лучшем случае на несвоевременную доставку товара, в худшем — на её отсутствие как таковой или на непригодность приобретения.

В 2011-м юридическая фирма Cai & Lenard провела исследование, которое показало: с 2006 по 2011 год в Украине было зафиксировано около 990 судебных исков от потребителей, недовольных работой интернет-магазинов. Это примерно 9% всех разбирательств, так или иначе связанных с интернетом.

Средняя сумма покупки, которая становилась поводом для обращения в суд, составляла 3,8 тыс. грн, а причиной чаще всего (в 73% случаев) служило наличие какого-либо существенного недостатка товара. Причём суды первой инстанции в 100% случаев удовлетворяли требования истца. Другое дело, что онлайн-торговцы часто подавали апелляцию и нередко добивались сокращения размера компенсации.

«Несмотря на бурное развитие интернет-магазинов, отдельного закона, регулирующего онлайн-торговлю в Украине, долгое время не было. Рынок e-commerce развивался стихийно. Продавать в интернете мог любой желающий, не прилагая для этого особых усилий: не требовалось ни офиса, ни персонала, ни бухгалтерского учёта. Это привело к появлению недобросовестных интернет-магазинов-однодневок, которые вели фиктивную деятельность, нарушая при этом права рядовых покупателей», — объясняет ситуацию Наталия Мисник, старший юрист ЮФ Гвоздий и Оберкович.

И вот после нескольких лет дискуссий и обсуждений соответствующий документ был принят. Закон об электронной коммерции, разработанный при участии представителей ведущих компаний отрасли — Prom.ua, Rozetka.UA, modnaKasta, Internet Invest и др., — вступил в силу 30 сентября, и с этого момента онлайн-торговля в Украине де-юре «регулируема».

Право в цифре

Согласно закону приобретение товара через интернет отныне приравнивается к «обычной» покупке, а электронная форма сделок — к письменной. Все сделки в Сети должны совершаться с использованием «одноразового идентификатора» — цифро-буквенного кода, который присылается покупателю на почту или мобильный телефон и используется для верификации сделки.

Закон обязывает продавца предоставить покупателю подтверждение электронной сделки (квитанцию, товарный или кассовый чек, талон и т. п.), а также указать полную информацию о себе: наименование, месторасположение, адрес электронной почты, код ЕГРПОУ и пр.

«Цель закона — чтобы все те, кто сегодня использует средства электронной коммерции, могли действовать в правовом поле, получать инвестиции и привлекать покупателей, а покупатели имели доверие к этому бизнесу и защиту своих прав», — отметила в эфире телеканала Рада одна из авторов закона, народный депутат от Блока Петра Порошенко Ольга Белькова.

По словам парламентария, очень нередки случаи, когда потребитель заказывает через интернет товар, ориентируясь на известный бренд, а получает его с чеком неизвестного частного предпринимателя, который не даёт никаких гарантий. Принятый же закон меняет эту ситуацию.

«Когда человек покупает товар через интернет, он должен понимать, по украинскому ли законодательству будет эта сделка», — подчеркнула Белькова.

Кроме того, добавила депутат, раньше в ходе судебного решения спора судья не принимал к рассмотрению электронные документы.

«Теперь одной из норм закона предусмотрено, что электронный договор, заключённый путем обмена электронными сообщениями, приравнивается к договору, заключённому в письменной форме. То есть теперь судья, принимая к рассмотрению определённые показания и документы, не может дискриминировать участников процесса на основании того, что это не письменный договор», — рассказала о важности норм документа Белькова.

Революция отменяется

Сами участники рынка e-commerce особой эйфории по поводу вступления в силу закона не испытывают, хотя и признают, что его принятие — факт безусловно положительный.

«В целом, несмотря на скепсис от действия законов в Украине вообще, принятие этого закона — положительный момент. Наконец государство осознало, что есть такой вид торговли», — отмечает Иван Марченко, член правления Ассоциации участников электронного бизнеса Украины.

«Подписание закона об электронной коммерции говорит о том, что мы находимся в начале хорошего пути, — соглашается Игорь Горин, директор компании Portmone.com. — Радует, что было оформлено понятие электронной коммерции в юридическом поле. Это поможет эффективнее решать юридические вопросы».

В то же время кардинального изменения ситуации на рынке e-commerce, по словам экспертов, ждать не стоит.

«Куда больше на отрасль влияют потенциальные изменения Налогового кодекса, попытки введения обязательного использования РРО [кассового аппарата] со второго полугодия 2015 года, некая монополизация рынка логистических услуг, а также особая, отличная от Европы и США культура оплаты заказов при получении [в развитых странах сначала проводится онлайн-платёж, а потом осуществляется доставка]. И не закон об электронной коммерции регламентирует эти вещи», — замечает Константин Черепинский, руководитель проектов Sokol.ua.

Мелкие интернет-магазины отныне вынуждены будут стать более открытыми для потребителя. Но все крупные игроки рынка и сегодня делают это, так что существенных изменений в данном контексте никто не почувствует

Эксперт соглашается, что мелкие интернет-магазины отныне вынуждены будут стать более открытыми для потребителя. Но все крупные игроки рынка и сегодня делают это, так что существенных изменений в данном контексте никто не почувствует, а введение понятия электронного договора между покупателем и продавцом — изюминка закона — едва ли отразится на поведении сторон.

«Очень тяжело себе представить, что интернет-магазины воспользуются своим правом оказывать юридическое влияние на недобросовестного клиента, ведь в условиях жёсткой конкуренции привлечение нового и удержание постоянного клиента стоит немалых денег. Поэтому на сегодняшний день факт остается фактом: закон принят, но значимого воздействия на отрасль он не окажет», — говорит Черепинский.

Солидарна с коллегой по рынку и Юлия Лифинец, руководитель юридического департамента компании Comfy.

«До принятия закона об онлайн-продажах мы исходили из норм и правил Гражданского кодекса и закона о защите прав потребителей, регулирующих взаимоотношения с ними. Новый документ всего лишь облёк существующие взаимоотношения в законную форму и узаконил электронную торговлю, прировняв её к офлайн-торговле», — отмечает Лифинец.

Виртуальная реальность

Эксперты не скрывают, что новый законимеет ряд недоработок и в первую очередь они касаются реальной защиты потребителя.

«Столь долгожданный закон об электронной коммерции получился сырой и имеет ряд существенных недостатков: сложность идентификации продавца, отсутствие регламентации особенностей защиты прав потребителей, а также завершённого правового механизма реализации предложенных норм», — комментирует учредитель и управляющий партнёр юридической компании Правовая гильдия ВикториАл Виктор Мороз.

По мнению юриста, это может привести к определённым правовым коллизиям и перегибам в применении норм закона. К тому же наличие вышеперечисленных пробелов противоречит требованиям регламентов Европейского союза, и после вступления в силу договора об ассоциации с ЕС по ним и некоторым другим вопросам необходимо будет вносить правки.

«Терминология закона несовершенна, вопрос об услугах, которые предоставляются в электронном виде, пока не решён. Также существует проблема соотнесения этого документа с законом О защите прав потребителей — необходимо определить точки их соприкосновения. Думаю, ни у кого нет сомнений, что закон требует дальнейшей доработки и внесения правок, но работать уже есть с чем», — отмечает Горин.

По прогнозам Украинской ассоциации директ-маркетинга, в 2015 году объём рынка e-commerce в долларах сократится примерно на 45% — с $ 1,6 млрд до $ 1,1 млрд. Однако в гривневом эквиваленте его оборот всё же вырастет на 25% (учитывались только продажи новых товаров конечным покупателям, по среднегодовому курсу НБУ 11,87 грн за $ 1).

«При условии стабилизации ситуации мы ожидаем, что на уровень 2013 года рынок выйдет в середине 2018-го», — прогнозирует Валентин Калашник, президент ассоциации.

Его коллега Марченко менее оптимистичен. Эксперт считает, что по итогам текущего года объём рынка электронной коммерции в гривнях останется на уровне прошлого и только в 2016-м немного вырастет.

«Развитие рынка сейчас зависит от развития страны. Если начнут применяться реальные реформы, будут введены послабления для ведения коммерческой деятельности и будет проводиться реальная борьба с коррупцией, то рынок станет развиваться более активно», — объясняет Марченко.

Эксперт: Для более активного развития принципиально важно изменить сам подход к регулированию отрасли: чтобы регулирование рынка происходило не задним числом, чтобы законы не догоняли рынок, а наоборот, были локомотивом перемен

«Для более активного развития принципиально важно изменить сам подход к регулированию отрасли: чтобы регулирование рынка происходило не задним числом, чтобы законы не догоняли рынок, а наоборот, были локомотивом перемен, — считает Ростислав Троценко, директор по коммуникациям WebMoney.UA. — И для этого нет необходимости изобретать велосипед. Достаточно совершить два стратегических шага - имплементировать в Украине законодательство ЕС в сфере электронной коммерции и наладить эффективную коммуникацию с рынком».

Троценко прогнозирует, что в ближайшее время большинство офлайновых ритейлов перейдут в онлайн-сферу, снижая затраты на аренду, персонал и на привлечение клиентов.

«Кардинально будет меняться модель рынка, мелкие и средние магазины объединятся в классифайды, а крупные игроки e-commerce — в различные виды маркетплейсов», — рисует картину будущего специалист.

***

Этот материал  опубликован в №41 журнала Корреспондент от 16 октября 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь

ТЕГИ: Украина интернет торговля закон электронная коммерция