Недетские игры. Как советская пропаганда воспитывала детей

Корреспондент.net,  6 ноября 2015, 09:47
💬 220
👁 10195

Дети 1930-х годов находились в постоянном информационном поле советской пропаганды.

Участие в политической агитации и военной подготовке были неотъемлемой частью жизни молодого поколения, пишет Роман Клочко в №42 журнала Корреспондент от 23 октября 2015 года.

Оля Балыкина, разоблачившая своего отца и вместе с ним группу воров колхозного хлеба. Мотя Потупчик, которая, несмотря на угрозы недобитого кулачья, смело продолжает вести работу в пионерском отряде Павлика Морозова. Митя Борцов, Петя Иваньковский и Маруся Николаева, являющиеся примером в деле исключительного отношения к воспитанию колхозного молодняка (телята, поросята, жеребята).

Постановлением Центрального комитета ВЛКСМ от 12 июня 1934 года эти и другие юные граждане СССР, «проявившие образцы исключительной сознательности в охране социалистической собственности, в борьбе с классово враждебными элементами», получали награду за свои труды. Комсомольское руководство решило одобрить предложение Центрального бюро юных пионеров и премировать полуторамесячным отдыхом во всесоюзном детском лагере Артек 200 лучших пионеров Советского Союза.

В книге Артек, выпущенной к 15-летию лагеря в 1940-м, приводятся подвиги и других малолетних героев, вошедших в пионерский топ-200. Ваня Бачериков, разоблачивший шайку воров колхозного имущества у себя в деревне. Митя Гордиенко, Коля Леонов, Вася Шмат, Вагар Саркисьян, показавшие образцы сознательности в охране колхозного урожая. Саша Катаев, предупредивший крушение поезда.

Раскулачивания крестьян в конце 1920-х и начале 1930-х годов привело к голоду

Книга иллюстрирована красивыми рисунками и фотографиями улыбающихся детей. Вот только ни одного фото «дозорников» – так называют авторы этих сельских ребят – в ней нет. Зато описываются их подвиги.

В частности, деяния бдительного пионера Шмата из станицы Выселки в Азово-Черноморском крае (нынешние Краснодарский край и Ростовская обл. России). Его бригада разоблачила так называемых парикмахеров – крестьян, подстригавших колоски на колхозном поле.

В середине июля 1934 года «дозорники» оказались в Москве, откуда после экскурсии по местным достопримечательностям поехали в Артек. По-видимому, только в лагере многие из них осознали, что возвращаться им уже некуда: в голодных сёлах их вряд ли встретят с распростёртыми объятиями.

От скаутов к пионерам

С первых дней своего существования советская власть уделяла пристальное внимание пропаганде коммунистических идей среди подрастающего поколения. В начале 1920-х годов следом за комсомолом, охватывавшим тех, кому уже стукнуло 14 и больше лет, как грибы после дождя стали возникать детские организации – пионерские отряды. В октябре 1922-го они объединились в структуру под названием Юные пионеры им. Спартака, а в январе 1924-го объединение стало называться Всесоюзной пионерской организацией им. Ленина.

Идеологи пионерского движения не были первооткрывателями. Ещё до революции в Российской империи действовало немало скаутских организаций. Структура, формы работы, лозунги и частично символика – всё это было взято у скаутов по инициативе Надежды Крупской, которая в ноябре 1921 года предложила комсомольцам создать детскую организацию – «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию».

Деятельность же самих скаутов запретили ещё за два года до этого. К середине 1920-х пионеры с комсомольцами остались и без остальных конкурентов. Все детские и молодёжные организации на территории УССР (как и в других советских республиках) были распущены.

Наиболее отличившихся на ниве служения партии премировали путевками в Артек 

Численность пионеров в Украине быстро росла: если на 1 декабря 1924 года организация насчитывала 200.470 членов, то к концу 1925-го пионерами были уже 350.000 ребят. Тогда же было принято решение и об организации ячеек при школах – пионерских форпостов, члены которых должны были оказывать «пионерское влияние» на своих сверстников. При форпостах действовали различные кружки по интересам, работали зимние площадки для физического воспитания.

А с конца 1920-х годов стала действовать программа Для работы по-новому, ведущим направлением в которой считалась общественно-полезная деятельность - помощь в индустриализации и коллективизации, борьба за новый быт, трудовое воспитание, ликвидация неграмотности, экономическая защита детей и т. п.

Борьба за поколение

На рубеже 1920-1930-х годов советские дети стали объектом борьбы между семьёй и государством. Власть стремилась вырвать их из-под семейного влияния, сделав своими союзниками в проведении новой политики. Особенно ярко это проявилось на селе, где пионеров привлекали к участию в хлебозаготовительных кампаниях.

Страницы пионерской прессы 1930-1934-х пестрели сообщениями о школьниках, помогавшим взрослым в изъятии хлеба у кулаков. Доносительство на односельчан открыто называлось делом чести

Страницы пионерской прессы 1930-1934-х пестрели сообщениями о школьниках, помогавшим взрослым в изъятии хлеба у кулаков. Доносительство на односельчан открыто называлось делом чести.

Например, в 1933 году журнал На роботі пропагандировал опыт пионеров села Краснополье. Юным читателям рассказывали о пионере Шуре Чобитке, который сообщил в горком партии о месте, где кулаки спрятали 15 кг украденной пшеницы, и призывали брать с него пример.

Его односельчанин, пионер Герасим Покулитый, заставил мать сдать государству 26 пудов хлеба, пригрозив, что никогда не будет сыном подкулачницы. Кроме того, ребята организовали «галерею злостных несдатчиков хлеба» и обнаружили пять ям со спрятанным зерном. В том же году их рекорд побили школьники из 49-й харьковской фабрично-заводской семилетки, которые в подшефном селе Прудянка вскрыли десять ям с зерном во время хлебозаготовок.

Как относились к такой деятельности в голодающих селах, догадаться нетрудно. Та же пионерская пресса на всю страну трубила о детях, убитых обозлёнными односельчанами, – Мите Гордиенко, Никите Слепко, Наде Рынде и других, призывая комсомольцев и пионервожатых воспитывать на их примере подрастающее поколение.

Такую активность проявляли далеко не все. Нередки были случаи, когда семейное окружение оказывало на детей большее влияние, чем пионерский галстук

Конечно, такую активность проявляли далеко не все. Нередки были случаи, когда семейное окружение оказывало на детей большее влияние, чем пионерский галстук. В феврале 1933 года на Всеукраинском совещании по вопросам коммунистического детского движения сообщалось о случаях, когда «дети целыми группами, школами голосовали против коллективизации (Киевщина, Мелитопольщина») <…> во время волнений на селе, наблюдавшихся в некоторых округах в связи с извращением партийной линии <…>. Некоторые группы детей наряду с женщинами играли весьма активную роль – били в колокола, шли во главе антисоветских демонстраций, разбивали окна в сельсоветах, разбирали вместе со взрослыми инвентарь, семена, лошадей (Бердичевщина, Шепетовка, Тульчин)».

Поэтому детей, отличившихся в деле охраны колхозного урожая, чествовали на высшем уровне. 31 августа 1933 года на встрече членов ЦК комсомола республики с пионерами и лучшими ударниками охраны урожая присутствовал и второй секретарь республиканской парторганизации Павел Постышев.

Больше всего в разговорах с маленькими гостями его интересовало, сколько воров они поймали. Те с гордостью называли цифры – от 2 до 16 человек, – рассказывали, как вырывали сноп из рук женщины, преследовали маленького сына кулака, срезавшего колоски, а зал встречал их бурными аплодисментами и одобрением.

Вовлечение детей в общественную деятельность не ограничивалось хлебозаготовками и охраной колхозных полей. Начиная с 1929 года их активно вовлекали в предвыборные кампании. Об участии детей в подготовке к выборам писала пионерская пресса, а с 1934-го за помощью в агитации к маленьким жителям республики стали обращаться и первые лица.

Например, перед выборами в Верховный Совет СССР 1937 года к ребятам обратился глава Всеукраинского центрального исполнительного комитета (ВУЦИК) Григорий Петровский.

«Агитируйте за кандидатуры, достойные быть избранными в Верховный Совет, за кандидатуры тех, кто будет честно и преданно трудиться, будет высоко держать знамя Великого Октября <…>. Агитируйте, чтобы в наши советы депутатов трудящихся не прошли подонки бывшей буржуазии, националисты, петлюровцы, троцкисты, правые и другие предатели народа, готовые потопить в крови Страну Советов и восстановить старый буржуазно-помещичий строй».

Само собой, воззваниями дело не ограничивалось. Дети рисовали лозунги, украшали участки портретами вождей, проводили беседы со взрослыми, убеждая их голосовать за «правильных» кандидатов.

Кроме предвыборной агитации не менее популярным элементом пропаганды было широкое использование сюжета «власть и дети». Словосочетание «друг детей» регулярно мелькало на страницах прессы 1930-х годов, как и фото власть имущих в окружении мальчишек и девчонок.

Плакаты с изображением советских вождей в кругу детей стали типичным образцом пропаганды 

Главным «другом детей» был, разумеется, товарищ Сталин. Другие партийные деятели стремились от него не отставать. В Украине подобным званием пресса награждала наркомов образования УССР Николая Скрыпника и Владимира Затонского, а также секретаря ЦК КП(б)У Постышева. Последний инициировал многие детские проекты, часто встречался с пионерами и обращался к ним с призывами.

Осенью 1935-го газета На зміну, обращаясь к своим читателям, назвала Постышева инициатором открытия дворца пионеров в Харькове. Это он выступил с идеей отдать детям бывшее здание ВУЦИК, опустевшее после переноса столицы в Киев. На самом же деле с подобной идеей ещё 17 апреля 1934-го выступил секретарь ЦК ЛКСМУ Сергей Андреев, обратившись к тому же Постышеву.

Маленькие солдаты

Характерной чертой пропаганды 1930-х годов стала военизация воспитания. Ожидая новой войны в Европе, советское руководство старалось подготовить из молодёжи резервную армию.

В документах того времени появился термин «военно-физкультурная работа». В 1932-м на очередном съезде ВЛКСМ было принято решение о необходимости знакомить детей с элементарными навыками военного дела, которыми были признаны военно-воздушная оборона, топография, сигнализация, связь, маскировка и стрельба.

Военная пропаганда разворачивалась быстрыми темпами. В том же году в программу первой всеукраинской пионерской спартакиады были включены соревнования по стрельбе. Спустя два года центральным советом Осоавиахима были утверждены значки Юный ворошиловский стрелок, детской степени ГТО (Готов к труду и обороне), Будь готов к ПВХО (противовоздушная химическая оборона) и БГСО (Будь готов к санитарной обороне).

В августе 1934 года в Киеве состоялся Всеукраинский слёт юных друзей обороны, в котором приняли участие лучшие стрелки, авиамоделисты, санитары, связисты, кружковцы ПВХО. После него военная тематика всё чаще стала появляться на страницах украинской прессы. В детских изданиях предлагали новые военизированные игры (Освободи пленного, Военные вещи, Охрана флажков, Оборона лагеря и т. п.) и рассказывали о достижениях пионеров в обучении военному делу.

Обилие статей и фильмов на военную тематику не могло не влиять на детей. Взятые с экрана образы и сцены они часто пытались воплотить в игры между собой

Обилие статей и фильмов на военную тематику не могло не влиять на детей. Взятые с экрана образы и сцены они часто пытались воплотить в игры между собой – да так, что расхлёбывать последствия их игры порой приходилось взрослым.

В 1933-м школьники города Прилук Черниговской области стали играть в красных и белых. Обе «армии» превратились в «банды», состоявшие из учеников трёх школ, которые обзавелись не только самодельными финками и саблями, но и огнестрельным оружием – самопалами. Бои проходили ежедневно, в одном из них ученик получил ножевое ранение.

Ученики 7-й школы Глухова (Сумская обл.) в 1935 году под впечатлением от просмотра кинофильма Чапаев начали «бой» сразу же после сеанса. И разошлись так, что подожгли мост, который пришлось тушить пожарным.

А весной 1937-го «детские войны» взбудоражили Одессу. Больше 100 школьников начали игру в красных и белых. Под красным флагом выступили учащиеся городских школ, а под белым – ребята из предместья. «Боевые действия» с использованием самопалов и камней длились несколько дней, пока детей не остановила милиция.

Военизация воспитания приносила неоднозначные последствия. С одной стороны, она порождала агрессию, которая часто выплескивалась на окружающих. С другой, дисциплинировала детей и прививала им чувство ответственности. А военные навыки, полученные в ходе занятий, многим пригодились в начале 1940-х, когда вчерашние пионеры оказались на фронте, имевшем мало общего с кадрами из кинофильмов.

***

Этот материал опубликован в №42 журнала Корреспондент от 23 октября 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: Украина история дети пропаганда СССР воспитание