Берлин ищет новый подход к Москве
Берлин выступает за согласованные с Москвой действия Запада в Сирии. Но можно ли при этом сохранять санкции в отношении страны?
Последняя неделя ноября сулит стать едва ли не решающей в усилиях по формированию международной коалиции для борьбы с так называемым "Исламским государством". Инициатором выступает французский президент.
В понедельник, 23 ноября, Франсуа Олланд встретился в Париже с британским премьер-министром Дэвидом Кэмероном, во вторник в Вашингтоне встретится с президентом США Бараком Обамой. В среду в Париж отправится канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel), в четверг Франсуа Олланд - в Москву. Российский президент Владимир Путин в свою очередь вел в этот понедельник переговоры в Тегеране.
По единодушному мнению немецких наблюдателей, по-настоящему действенной такая коалиция может стать только с участием России. Но есть по меньшей мере две проблемы.
Перемирие с Асадом, мир - без него
Во-первых, Москва выступает в Сирии на стороне Башара Асада, с которым страны Запада иметь дело не желают. Во-вторых, можно ли иметь в составе международной коалиции страну, против которой другие ее участники удерживают режим санкций?
Роль Асада - одна из тем переговоров в Вене. Страны Запада уже отошли от их прежней непримиримой позиции и теперь не требуют немедленной его отставки. Новая формула такова: "В Сирии невозможно перемирие без Асада, но и долговременный мир с ним тоже невозможен".
Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) в минувшие выходные призвал все конфликтующие в Сирии стороны, однозначно включая армию Асада, сплотиться в борьбе с ИГ.
Запад, судя по всему, готов смириться с тем, что на протяжении какого-то длительного переходного периода Асад будет играть существенную роль, может быть, он даже останется президентом какой-то части Сирии - той, которая станет своего рода протекторатом России. Лишь бы остановить поток сирийских беженцев в Европу и получить возможность хотя бы часть из них вернуть обратно.
В любом случае, считает Штайнмайер, "Россия не заинтересована в том, чтобы изнашиваться в Сирии и оказываться все глубже втянутой в войну". Поэтому, приходит он к выводу, "и Россия в действительности ищет выход из сирийской катастрофы".
Точку зрения немецкого министра разделяют в Европе не все. В Варшаве, например, многие считают, что сирийскую операцию Кремль затеял исключительно для того, чтобы заставить Запад с собой считаться, чтобы выйти из международной изоляции и отвлечь внимание от конфликта на Украине. "Пока еще эта брутальная сделка не заключена - поддержка Запада в Сирии в обмен на его равнодушие по отношению к Украине, - пишет польская Gazeta Wyborcza. - Но Путин может ждать".
Восстановление G8?
Как бы то ни было, в Берлине не видят альтернативы согласованным с Россией действиям Запада в Сирии. Впрочем, не только в Сирии. "Запад не должен быть долговременно заинтересован в том, чтобы исключать Россию из регулярных консультаций ведущих западных стран", - заявил Штайнмайер в воскресенье, 22 ноября, в интервью газете Bild am Sonntag.
Министр имеет в виду восстановление формата G8, из которого Россию исключили за ее действия на Украине. Но как тогда быть с санкциями? Срок действия тех ограничений, что ввел Евросоюз против приближенных к Кремлю чиновников и коммерческих структур летом 2014 года, формально истекает уже через два месяца - в конце января будущего года.
Но, как сообщают некоторые источники, еще неделю назад в кулуарах саммита G20 в турецкой Анталье ведущие страны ЕС и США договорились продлить санкции как минимум до июля 2016 года. Допускает ли министр иностранных дел Германии участие России в группе G8 или в международной коалиции по Сирии в условиях, когда ее партнеры сохраняют режим санкций, спросил корреспондент DW в понедельник, 23 ноября, официального представителя МИД ФРГ.
Берлин и санкции
"Трудно ответить на ваш конкретный вопрос, - заметил Мартин Шефер (Martin Schäfer), - поскольку существует много взаимосвязанных политических обстоятельств, но я разделяю ваши сомнения в том, что проблематично представить себе в определенном кругу доверительные консультации между участниками, поддерживающими режим взаимных санкций".
В МИД ФРГ продление санкций до лета будущего года не считают делом решенным. Мартин Шефер не опроверг информацию о том, что речь об этом в кулуарах G20 шла, но подчеркнул, что окончательное, согласованное решение должны принять 28 стран-членов ЕС, среди которых, продолжал он, существуют различные оценки состояния дел на востоке Украины и степени реализации минских договоренностей.
Предварительные консультации на этот счет, по его словам, уже ведутся. "Я убежден, что в конечном итоге это будет единодушное решение, отвечающее интересам наших отношений с соседями России, положению на мировой арене и поведению РФ, являющейся одной из сторон конфликта на востоке Украины", - дипломатично указала Шефер.
Но каким бы ни стало это решение, пояснил он, оно будет относиться только к тем санкциям, которые были введены в ответ на действия России на востоке Украины. "Санкции же за аннексию Крыма, - констатировал Шефер, - будут наверняка продлены".