Доход в обход. Как украинские компании отреагируют на российское эмбарго
В случае введения Россией эмбарго украинцы либо откажутся от этого рынка, либо будут экспортировать в РФ через Белорусь.
В конце ноября в украинско-российской торговой войне начался период резкого обострения, пишет Андрей Свирид в №47 журнала Корреспондент от 27 ноября 2015 года. Запрещать ввоз украинских товаров на свою территорию наша северная соседка начала ещё в 2013 году. Тогда «под раздачу» в разное время попадали почти все продовольственные товарные группы - кондитерка, молочные и мясные продукты, овощи и фрукты и пр.
В большинстве случаев российская сторона мотивировала запреты ненадлежащим качеством и небезопасностью украинской продукции. Но в Украине считали, что это не более чем экономический шантаж властей РФ, направленный на то, чтобы надавить на официальный Киев и не допустить евроинтеграции нашей страны.
И вот 18 ноября министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев заявил о решении правительства ввести продуктовое эмбарго в отношении Украины с 1 января 2016 года.
«Поскольку Украина присоединилась к санкциям против Российской Федерации — экономическим, финансовым, — мы приняли решение о введении защитных мер в виде продовольственного эмбарго», — не стал скрывать Улюкаев.
Премьерская перепалка
Скупое заявление Улюкаева на следующий день значительно расширил российский премьер-министр Дмитрий Медведев.
«Мы отсрочили введение этих санкций только потому, что наши правительства (РФ и Украины) находятся в переговорах при участии Европейского союза по адаптации подключения Украины к зоне свободной торговли ЕС. Мы договорились с европейцами, что мы год будем работать. Сейчас эта работа завершается. Результат работы — зеро, ноль, ничего пока нет», — констатировал он.
Более того, по словам Медведева, вероятность достижения приемлемых для всех сторон договорённостей по этому вопросу крайне низкая. Тем не менее российская сторона согласна «добросовестно ждать» вплоть до 1 января 2016 года. А там уже поминайте, как звали.
Впрочем, наш премьер-министр тоже за словом в карман не полез.
«Российские угрозы о введении эмбарго против украинских товаров с 1 января получат аналогичный, зеркальный ответ украинской власти», — заявил Арсений Яценюк на внеочередном заседании правительства 23 ноября. «На каждое российское решение об установлении эмбарго против Украины будет аналогичное украинское решение об установлении эмбарго против России», — пригрозил он.
О том, что стороны пока не желают договариваться, свидетельствует и то, что оба премьера занялись подсчётом убытков. По оценкам Яценюка, из-за российского торгового эмбарго украинские экспортёры потеряют в 2016-м около $ 600 млн
О том, что стороны пока особо не желают договариваться, свидетельствует и то, что оба премьера занялись подсчётом убытков от грядущих торговых ограничений. По оценкам Яценюка, из-за российского торгового эмбарго украинские экспортёры потеряют в 2016-м около $ 600 млн.
«Напомню, что мы сократили зависимость Украины от российского рынка в три раза. Если три года назад такая зависимость была в среднем 35%, то сегодня наша зависимость — 12,5%», — успокоил премьер.
А вот по оценкам Медведева, «убытки украинской экономики достаточно значительные».
«Некоторые украинские коллеги их подсчитывают «на коленке», называют какие-то цифры. Я думаю, что их довольно сложно подсчитать. Даже несмотря на уменьшение товарооборота между РФ и Украиной, это всё равно сотни и сотни миллионов долларов. Как мне представляется, эти продукты питания - их как минимум не ждут в одном месте — в Евросоюзе», — съязвил Медведев.
Белорусский сценарий
Арифметику подсчётов украинского премьера пояснили в отечественном Министерстве экономического развития и торговли. Там прогнозируют, что само по себе эмбарго на экспорт украинских товаров из российского санкционного списка (туда вошли все виды мясомолочной и плодовоовощной продукции) потянет за собой убытки в размере $ 140-205 млн.
РФ ликвидирует ещё и режим льготной торговли с Украиной в соответствии с соглашениями СНГ и вводит на остальные украинские товары обычные пошлины
При этом РФ ликвидирует ещё и режим льготной торговли с Украиной в соответствии с соглашениями СНГ и вводит на остальные украинские товары обычные пошлины. Это введение таможенных тарифов на нашу продукцию, в свою очередь, будет стоить экспортёрам ещё $ 167-239 млн.
«Сейчас мы заканчиваем межведомственный анализ возможных дальнейших ограничений нашего экспорта товаров в РФ и других возможных ограничений. Результаты такой работы лягут в основу дальнейших действий и решений Кабинета Министров Украины. Предварительно моё предложение КМУ сводится к следующему. В случае если один торговый партнёр выходит из преференционного режима торговли и дополнительно вводит эмбарго с нарушением всех принципов международного торгового права, другой партнёр, соответственно, не может и дальше продолжать добросовестно работать в этом режиме», — заявила торговый представитель Украины, замминистра экономического развития Наталья Микольская.
Иными словами, предложение ведомства сводится к вводу ответных зеркальных мер в виде возможного эмбарго и установления таможенных пошлин.
Также Микольская напомнила, что в конце октября Украина подала жалобу в Всемирную торговую организацию против России по поводу торговых ограничений в отношении украинских вагонов и стрелочных переводов. Она подчеркнула, что это стало первой из претензий, которые сейчас готовит украинская сторона в ВТО.
С оглядкой на историю российских запретов, большинство украинских производителей уже сами отказались от рискованного и непрогнозируемого рынка РФ
Нужно сказать, что, несмотря на грядущие потери в сотни миллионов долларов, опрошенные Корреспондентом эксперты украинского сельхозрынка смотрят в будущее со сдержанным оптимизмом. С оглядкой на историю российских запретов, большинство украинских производителей уже сами отказались от рискованного и непрогнозируемого рынка РФ.
«С имплементацией всех требуемых в рамках ассоциации с ЕС документов, касающихся качества выпускаемой украинскими предприятиями продукции, нашим производителям будет намного легче выходить на другие, не только европейские рынки. Рынок России для большинства стал перевёрнутой страницей, возвращаться к которой экспортеры уже не хотят», — полагает руководитель аналитического департамента консалтингового агентства ААА Мария Колесник.
Кроме того, по мнению эксперта аграрных рынков Украинского клуба аграрного бизнеса Александры Ковальчук, уже имеющийся опыт работы российского эмбарго на европейские продукты питания позволяет предположить, что и украинское продовольствие будет попадать на рынок РФ в виде реэкспорта через ту же Беларусь.
«Мы не исключаем такого сценария для украинских агропроизводителей. Уместно ли напоминать о «производстве» морепродуктов и хамона в Беларуси в 2014 году? Также успешным вариантом ввоза продовольственных товаров в РФ был якобы их транзит через саму Российскую Федерацию в страны Средней Азии, которые так и не доезжали до своего финального пункта назначения, а значит, продавались на российской территории», — говорит Ковальчук.
По словам эксперта, скорее всего, для украинских производителей будет экономически выгодно экспортировать через Беларусь фрукты, ягоды и, возможно, ранние овощи. А наработка таких схем — лишь вопрос времени.
***
Этот материал опубликован в №47 журнала Корреспондент от 27 ноября 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.