Признаны миром. Как украинки покорили Венскую оперу
В одной из самых престижных опер мира, Венской, сегодня работают немало украинок.
История началась в 1990-х с единиц, рискнувших петь в Европе и уже достигших мирового признания, пишет Юлиана Матусова в №46 журнала Корреспондент от 20 ноября 2015 года.
С солисткой Венской оперы украинкой Зоряной Кушплер мы встретились в кафе Opera, которое находится прямо в здании знаменитого театра. Начало сезона, работы как всегда невпроворот - новые партии разучивать, старые повторять. Кроме того, у Кушплер появились недавно и другие обязанности — она стала матерью, и это событие сейчас для неё самое значительное. Хотя о своей работе она тоже рассказывает с энтузиазмом и любовью.
Статная обладательница меццо-сопрано, уроженка Львова, она уже восемь лет является солисткой главной оперы Европы, но это не первый её заграничный опыт. Вначале была учёба в Германии, а затем контракты во многих театрах Европы, Америки и Азии. В Вену Кушплер попала почти случайно, но в этой профессии многие случайности неслучайны.
«Помню, я выступала в Валенсии, когда мне позвонил мой агент и сообщил, что в Венской опере ищут меццо-сопрано. Не раздумывая, я собрала вещи и полетела туда. И, как видите, всё получилось», — с улыбкой говорит теперь уже известная оперная дива.
Кушплер сегодня уже далеко не единственная украинская оперная певица, которая покинула родину ради поиска признания за границей, но это, конечно, не значит, что реализоваться в другой стране получается у всех.
Главный режиссёр Национальной оперы Украины Анатолий Соловьяненко говорит, что на протяжении более чем 20 лет независимости из Украины уехали множество людей искусства
Главный режиссёр Национальной оперы Украины Анатолий Соловьяненко подтверждает эти слова и говорит, что на протяжении более чем 20 лет независимости из Украины уехали множество людей искусства, в том числе оперных певцов и певиц.
«Подсчитать точное количество сложно, потому что уехали десятки, а вот по-настоящему именитыми стали единицы. Некоторые осели, например, в хорах, некоторые вообще забросили музыку», — объясняет Соловьяненко.
В одной только Вене учатся, живут и работают много начинающих и уже состоявшихся украинских певиц. Некоторые из них уже прошли через главную мировую кузницу оперных кадров. Между собой они говорят, что, покорив эту величину, дальше ничего уже не страшно. Пресс-секретарь Венской оперы Андре Комплои признается, что национальность в их театре никакой роли не играет - главное голос.
«У нас в опере работают артисты приблизительно из 50 разных стран, и мы не подсчитываем точно, потому что нас это совершенно не интересует, — признаётся австриец. — Для нас все сотрудники равны. Наша опера — это отличный пример того, как может действовать интеграция».
Музыкальный штурм
Кушплер родилась в музыкальной семье: отец — известный в Украине оперный певец, мать — пианистка.
«Я не могла выбрать немузыкальную профессию, ведь другой жизни не знала, —рассказывает она. — Мне было два года, когда родители взяли меня первый раз с собой в оперу — там я и оставила своё сердце!»
Правда, сначала будущая звезда училась играть на скрипке, хотя уже с детства догадывалась, что её настоящее призвание — оперное пение. Первым серьёзным международным достижением стала победа на конкурсе баварского радио и телевиденья ARD.
Так сложилось, что на этом конкурсе 20 лет никому не присуждали первую премию, а украинке это удалось. Это повлияло на развитие дальнейшей карьеры амбициозной львовянки — ей сразу предложили первые контракты в ведущих театрах и на концертных площадках Европы и мира. Теперь уже выбирали не её, а она.
Похожим образом карьера начиналась и у 27-летней Елены Белкиной. Белкина родилась в Ташкенте, но когда ей был один год, её семья переехала на родину предков в крымский Джанкой, где будущая оперная солистка и начинала свою творческую деятельность.
«В 14 лет я начала заниматься с педагогом по вокалу, и уже через два месяца мы подготовили программу, — вспоминает Белкина. — Сначала я прослушалась в Харьковской консерватории, и это был успех, мне предлагали там остаться, но мой педагог мне сказал, что нужно ехать в Киев».
Так и случилось - она поступила в Киевский институт музыки им. Глиэра.
Встретив Белкину на венской улице, никогда не скажешь, что в свете софитов по вечерам она превращается в вокалистку с волшебным тембром, к которой приковано пристальное внимание многотысячного зала. Без привычного сценического грима и блестящих вечерних нарядов певица выглядит гораздо моложе своего возраста.
О том, как она влюбилась в оперное пение, Белкина говорит с нежностью и благодарностью.
«У моего педагога была студентка, которая очень красиво пела оперу, и я как-то раз услышала её урок, и у меня просто сразу мурашки по коже пошли - у неё ещё было очень мягкое сопрано», — говорит она, мечтательно прикрывая веки.
В жизни певицы тоже был судьбоносный момент.
«В Лейпциг, на своё первое место работы за границей, я попала после украинского конкурса им. Бориса Гмыри, — рассказывает Белкина. — На этом конкурсе я взяла первую премию и познакомилась со своим агентом, с которым работаю до сих пор».
Начать полностью самостоятельную творческую жизнь ей довелось довольно рано. Когда подвернулся счастливый случай и певицу пригласили пробоваться в Венскую оперу, ей было всего 22.
«Я совершенно не готовилась к этому прослушиванию, — вспоминает Белкина. — Это было в день отлёта обратно в Лейпциг. У меня был самолёт в три часа дня, и я подумала, что если в первой половине дня прослушаюсь, то как раз успею. В итоге всё получилось, и мне позвонили очень быстро, где-то через две недели».
Причём своей первой работой в Лейпциге она была вполне довольна, однако от предложений Венской оперы по этой причине не отказываются.
«Это, конечно же, престижно, это значимый шаг в карьере каждой оперной певицы», — словно оправдывая своё решение, объясняет Белкина.
Украинская примадонна
Сегодня Вена не знает недостатка в приезжих украинских оперных «золушках». Но так было не всегда, рассказывает Виктория Лукьянец, многократно титулованная певица с 26-летним стажем.
«Первым быть всегда сложнее», — объясняет нынешняя примадонна, которая в далёком 1993 году стала первой украинкой, приглашённой работать в святая святых мира оперы.
Но алгоритм был тем же, что и сегодня: конкурс — прослушивание — контракт.
Лукьянец выступала на главных мировых сценах - Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Ла Скала в Милане, опера Бастилия в Париже и многие другие. Но любимых у неё три: Киевская опера — потому что она была первой и родной, Венская — потому что она стала там звездой, и сцена Нью-Йорка — потому что там она встретилась со знаменитым Франко Дзеффирелли.
После того как Дзеффирелли услышал Лукьянец, итальянский режиссёр, экранизировавший Травиату Джузеппе Верди, назвал её в числе трёх великих Виолетт (главная героиня этого произведения) наравне с Марией Каллас и Терезой Стратас, которую снимал в своём фильме-опере.
Корреспондент беседует с хрупкой интеллигентной Лукьянец в фойе небольшого театра, расположенном в одном из венских закоулков. В тот вечер киевский театр Сузір’я привозил туда свой моноспектакль Мой прекрасный зверь в сердце с экс-министром культуры Евгением Нищуком в главной роли.
Певица вспоминает: когда она переехала в Вену, было трудно в первую очередь из-за того, что никто Украину как отдельное государство не воспринимал и гордую киевлянку это задевало
Лукьянец остаётся неизменной поклонницей всего украинского и о родине не забывает, несмотря на то что большую часть своей жизни прожила за границей. Певица вспоминает: когда она переехала в Вену, было трудно в первую очередь из-за того, что никто Украину как отдельное государство не воспринимал и гордую киевлянку это задевало.
«Меня называли россиянкой, и мне приходилось в каждом интервью говорить и объяснять, что я не русская, — вспоминает певица, которой восхищался сам Лучано Паваротти. — Мой директор вообще мне как-то заявил: «Где ваш этот Киев? В Сибири?», а мне уже надоело повторять, что совсем недалеко от Вены на самом деле, всего-навсего полтора часа лёту».
Если для современных оперных талантов интеграция не проблема, то раньше изучать новую культуру и язык приходилось, в прямом смысле слова, на ходу.
«У меня здесь поначалу совсем не было времени, и помню, как уже в 1995-м, после моего дебюта в Травиате, я была вынуждена давать интервью австрийскому каналу на немецком языке, — с улыбкой вспоминает Лукьянец. — Это было для меня как прыжок в холодную воду. Можете представить, что это был за немецкий. Одно название, ужас. У меня где-то до сих пор сохранилась эта запись».
Закулисье
То, что на первый взгляд может показаться сказкой и мечтой, на самом деле имеет и другую сторону. Певицы, которым посчастливилось поработать в одной из самых известных опер мира, признаются, что они обретали имя, но при этом теряли свободу.
«Через два года постоянного контракта я очень измоталась, потому что мы там должны были петь всё — и маленькие партии, и большие, — говорит Белкина. — Даже если я не была задействована в спектакле, нужно было всё равно учить роль на подстраховку».
Певица рассказывает, что о своём решении год назад уйти из Венской оперы на вольные хлеба не жалеет, ведь сейчас она имеет возможность выступать там, где хочет, и выбирать те роли, которые ей по душе. За это время она даже успела записать дебютный сольный альбом, выпущенный летом 2015 года крупнейшей звукозаписывающей компанией Sony.
В Венской опере актёры работают на износ, и шансов полноценно реализовать себя там немного, особенно если ты новичок
Её слова подтверждает и опыт представительницы первого поколения оперных певиц независимой Украины Лукьянец: в Венской опере актёры работают на износ, и шансов полноценно реализовать себя там немного, особенно если ты новичок.
«Моя работа тогда была как вслепую. Просыпалась с утра – и вперёд, словно зомби. Я постоянно была занята: репетиции, спектакли, разучивание новых партий. Как смотрю на свои фото того периода, становится не по себе: тощая, какая-то вечно перепуганная, обескровленная. За полгода я выучила 48 партий!» — восклицает Лукьянец.
Она также уже давно в свободном полёте, и уверена, что в свое время приняла правильное решение. Мол, если бы осталась в Венской опере до сих пор, не смогла бы состояться, причём не только в финансовом смысле.
Стоит ли добавлять, что, если бы украинки каждая в своё время остались на родине, у них было бы еще меньше шансов состояться. Оперное искусство, как и культура в целом, за годы независимости так и не стало приоритетной сферой.
Но музыкальный и оперный эксперт Анна Ставиченко объясняет, что многие певцы стремятся уехать и петь на зарубежных сценах не только из материальных соображений.
«Репертуар наших театров очень ограничен, — объясняет она. — Например, барочная опера или мировая оперная классика ХХ века не представлены вовсе, всё крутится вокруг отдельных произведений классико-романтичного репертуара, а это очень сужает представление об опере».
Кроме того, Ставиченко подчеркивает, что шанс оказаться на сцене Венской государственной оперы или Ла Скалы сегодня есть практически у каждого, кто будет к этому стремиться. В Украине же работай не работай — перспектив больше у тебя от этого не появится.
Несмотря на отсутствие достойных средств, Киевская опера старается приглашать лучших украинских артистов, которые в свое время покинули страну.
«Сейчас мы реализовываем проект, в котором приглашаем наших именитых оперных певиц-украинок», — рассказывает Соловьяненко.
Причём, добавляет режиссёр, театр ждёт прежде всего тех, кто находится в расцвете сил, а не тех, кто уже своё отработал и готов вернутся на родину только потому, что больше ролей за границей ему не предлагают.
Однако соотечественникам, поющим за рубежом, хотя и приятно время от времени выступать дома, особенно когда их сюда приглашают, но возвратиться на родину, судя по рассказам героинь Корреспондента, всё равно захотят не многие.
***
Этот материал опубликован в №46 журнала Корреспондент от 20 ноября 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.