Обзор ИноСМИ: бунт в РФ отменяется и будущее Асада
Протесты дальнобойщиков в России, планы ИГИЛ по устройству государства и поиск преемников Асада в дайджесте иностранной прессы.
Дни Байдена в Украине – RFI
Вице-президент США Джо Байден завершил официальный визит в Украину. Его приезда в Украине ожидали с нетерпением. Прежде всего, политические лидеры рассчитывали убедиться в неизменности позиции США относительно поддержки Украины в конфликте с Россией. Эти ожидания вице-президент Байден полностью оправдал.
В то же время ожидаемой похвалы украинским реформам Киеву услышать так и не удалось
Вице-президент США отдал должное реформированию правоохранительных структур и даже пообещал Украине очередной транш финансовой помощи размером в 190 миллионов долларов.
Однако борьба украинских политических элит с коррупцией, по его словам, оставляет желать лучшего.
Премьеру Арсению Яценюку, очевидно, придется променять уличенных в коррупции членов своего ближайшего окружения на дружеские отношения с США и повторное пребывание в премьерском кресле.
Ведь именно с грядущим переформатированием правительства в Киеве связывают нынешний приезд Джо Байдена. Уже в конце текущей недели Верховная рада может отправить правительство в отставку по итогам отчета о работе.
Однако на данный момент практически все аналитики уверены в том, что Кабинет министров ожидает некоторое переформатирование, но достаточного количества голосов за отставку самого Яценюка в парламенте не найдется.
Возможная отставка всего правительства могла бы повлечь за собой распад парламентской коалиции и привести к досрочным выборам в Верховную раду.
Однако и на совместном брифинге с украинским президентом, и во время выступления перед депутатами Джо Байден постоянно призывал коалицию и правительство к активизации сотрудничества, давая понять, что сценарий досрочных парламентских выборов на данный момент не реалистичен.
А Петр Порошенко по итогам встречи с Байденом прямо заявил, что следующие выборы в Украине пройдут через 4 года, следовательно, согласно установленным законом срокам, они будут очередными.
Русский бунт откладывается – The New York Times
В середине ноября в России начались протесты дальнобойщиков, возмущенных новым дорожным налогом и требованием установить устройства системы "Платон". Новый налог воспринимается как еще один канал для коррупции.
В стране больших расстояний и импортозависимой экономики курсирует почти два миллиона фур. Их водители и операторы имеют возможность и технические средства, чтобы снизить темпы российской экономики и заблокировать дорожное движение.
Правда, есть принципиальные проблемы, из-за которых некоторые дальнобойщики предпочитают пешие формы протеста. Еще в большей степени, чем многие из их сограждан, дальнобойщики беззащитны перед лицом российской бюрократии: у них есть водительские права и различные разрешения, которые могут отнять. Любой дорожный полицейский может лишить дальнобойщика средств к существованию.
Если бы дальнобойщики были уверены в том, что все их коллеги пойдут на тот же риск, они, возможно, и сумели бы проигнорировать проблему дорожной полиции. Но здесь они упираются в традиционные организационные проблемы с коммуникацией и доверием.
Российские профсоюзы слабы и часто кооптированы. Большинство СМИ контролируется государством. Интернет-форумы остаются едва ли не единственным инструментом организации и коммуникации для водителей.
После того, как Путин даже не упомянул о дальнобойщиках в своем послании к Федеральному Собранию, фуры начали собираться на подступах к МКАД
Тогда ГИБДД перекрыла окружную дорогу, а Дума поспешно снизила штраф за неуплату нового налога. Сможет ли эта малая уступка остановить протест?
Видимо, на случай, если этой меры окажется недостаточно, ГИБДД перекрывает фурам подъезды к Москве. В выходные около 15 фур встали лагерем на парковке перед магазином ИКЕА в 10 км к северу от Москвы, еще несколько обосновались в 70 км к югу. По словам дальнобойщиков, полиция не пускает к ним новые фуры.
Не имея доступа на МКАД, дальнобойщики все еще могут устроить блокаду Москвы, перекрыв около дюжины автотрасс, ведущих к столице. У них достаточно машин, чтобы сделать это. Но у них может не оказаться того уровня организации и доверия, который необходим для осуществления такой сложной формы протеста.
Даже если они преодолеют эти трудности, контролируемые государством СМИ, скорее всего, и дальше будут игнорировать их, дав Путину возможность поступить точно так же. А если протест не попадет на телевидение, он не станет революцией.
Как ИГИЛ строит свое государство – The Guardian
В слитом внутреннем учебном пособии "Исламского государства" показано, как эта террористическая группировка строит в Ираке и Сирии государство, в котором есть правительство с департаментами, казначейство и экономическая программа достижения самодостаточности.
В переданном The Guardian 24-страничном документе под названием "Принципы управления в "Исламском государстве" содержатся инструкции по формированию международных отношений, управлению полноценной пропагандистской машиной и централизованному контролю за нефтью, газом и другими жизненно важными компонентами экономики.
В пособии схематично указано, как организовать правительственные департаменты, в том числе ответственные за образование, природные ресурсы, промышленность, международные отношения, связь с общественностью и военные лагеря, а также подробно описано, как ИГИЛ строит отдельные тренировочные лагеря для кадровых войск и бойцов-ветеранов.
В этом учебнике по управлению государством рекомендуется создать департамент управления военными лагерями - сложной системой, которая, судя по описанию, далеко опередила афганские возможности "Аль-Каиды" тех времен, когда она планировала теракты 11 сентября.
В данном документе впервые сообщается, что ИГИЛ всегда планировало обучать боевым искусствам детей. С этого года в пропаганде ИГИЛ четко показано, как детей муштруют и даже заставляют расстреливать пленных.
В тексте заостряется внимание на том, что ИГИЛ нужно создать унифицированную культуру, объединяющую иностранцев и местных уроженцев, а также добиться самодостаточности за счет создания собственных независимых "заводов для производства оружия и продуктов питания на местном уровне".
Безальтернативный Асад - Le Figaro
На прошлой неделе госсекретарь США Джон Керри заявил следующее: «Мы хотим сменить Асада, а не режим». Усвоив уроки неудачи в Ираке, США и их западные союзники стремятся сохранить институты сирийского государства, чтобы не допустить формирования исламистского хаоса в случае свержения власти в Дамаске.
Тем не менее после четырех лет войны ни российские, ни иранские союзники, ни даже оппозиционеры не могут назвать имя преемника внутри режима, который мог бы дать гарантии меньшинствам и сохранить порядок.
Но в 2015 году Башар Асад — уже не тот неуверенный президент, которому приходилось делиться властью с семейными кругами. Сейчас он — единственный военачальник, которому противостоят тысячи оппозиционеров.
Конфликт усилил его контроль во всех сферах власти. В том числе и, казалось бы, в мелких вопросах. Если «Хезболла» пытается отобрать у предпринимателя дом в Дамаске, тот может обратиться к президенту, чтобы разрешить спор. А оппозиционер спрашивает из Бейрута у президента разрешение на участие в конференции в Норвегии.
«При Хафезе (отце Асада) были и другие видные фигуры: Али Дуба в разведке, Фарук аш-Шараа и Абдельхалим Хаддам в политике, — рассказывает предприниматель из Латакии. — Сегодня никто из нас не в состоянии назвать какое-то другое имя. Башар сформировал вокруг себя вакуум».
Поэтому провести внутренний переворот пока не представляется возможным. «Мы пытались найти преемника Асада, но не смогли», — признал недавно дипломатический советник иранского лидера Али Акбар Велаяти.
«Именно это россияне сейчас объясняют американцам, — добавляет один ооновский дипломат. — Башар — гарант армии и государства. У вас есть на примете кто-то еще?»
У Асада на руках все карты, в том числе и самая важная: армия и спецслужбы. «Чтобы отобрать их у него, потребуется время», — уверен арабский дипломат в Дамаске. Именно в этом заключается цель переходного процесса, который формируется с первой встречи в Вене в середине ноября этого года.