Третий фильм Джоли в прокате. Зрители не в восторге
В украинском прокате стартовала картина У моря - первая со времен Мистера и миссис Смит, где Джоли и Питт снова сыграли вместе.
Есть анекдот: Анджелина Джоли и Брэд Питт – самые несчастные люди на свете. Почему? Потому что им просто некого представить в постели, пишет Анна Давыдова в №49 журнала Корреспондент от 11 декабря 2015 года.
Шутки шутками, но, кажется, после 10 лет отношений (включая первый год официального брака), результатом которых стали шестеро детей (трое биологических, трое приёмных), такая необходимость у одной из самых красивых пар планеты явно возникла. Волей-неволей на эту мысль наталкивает сюжет нового фильма сценариста, режиссёра и актрисы Анджелины Джоли Питт (к слову, У моря – первый фильм, в титрах которого она значится под новой фамилией).
Чтобы снять картину, осенью прошлого года – в свой медовый месяц – Джоли и Питт отправились на Мальту
Чтобы снять картину, осенью прошлого года -- в свой медовый месяц -- Джоли и Питт отправились на Мальту. В кадре она потом превратилась в Лазурный берег Франции, куда сбегают от нью-йоркской суеты бывшая танцовщица Ванесса и её муж, писатель Роланд.
То, как давно они вместе (позднее выясняется точно – 14 лет), понимаешь с первых же кадров. Заселяясь в отель, супруги распаковывают вещи: он привычно расставляет у зеркала её многочисленные тюбики с косметикой, она – таким же, годами отработанным жестом, ровняет на столе его печатную машинку. Всё привычно, всё знакомо, и при этом – невыносимо скучно.
Усталость друг от друга, помноженная на некую тёмную тайну в прошлом, превращает Ванессу и Роланда в пару депрессивных людей, которые живут вместе, но почти не общаются, спят в одной постели, но не занимаются сексом; он пьёт, она глотает таблетки – сплошная идиллия… Ситуацию разряжают соседи – пара французов-молодожёнов, общаясь с которыми (и тайно подсматривая за их любовными играми в дырку в стене), Ванесса и Роланд пытаются вновь сблизиться и найти общий язык.
«Этот фильм не о нас. Если бы эта история была о нас, мы, поверьте, никогда не сняли бы о ней кино, чтобы раструбить на весь мир о своих проблемах», – отвечает Джоли злопыхателям. И ей веришь: как ни старались актёры Питт и Джоли показать ситуацию «всё плохо», сквозь их игру всё время прорываются супруги Питт и Джоли, у которых всё хорошо. Пусть между этими двоими уже нет такой же взрывной «химии», как в Мистере и миссис Смит 10 лет назад, но зато есть основательная, стабильная «физика» людей, знающих друг друга от и до, во всём поддерживающих и дополняющих своего партнёра.
Во-первых, это красиво
У моря – третий фильм Джоли-режиссёра. Первый, В краю крови и мёда, -- история любви сербского солдата и боснийской девушки на фоне Боснийской войны– вышел в 2011-м и получил смешанные отзывы критиков. Второй – военная драма-байопик об олимпийце Луи Замперини Несломленный (2014) – оказался значительно лучше: картина получила даже три номинации на Оскар (правда, технические). А вот третья попытка получилась сомнительной.
Фильм с бюджетом в $ 10 млн (суперзвёзды Джолли и Питт явно решили не вписывать в смету собственного фильма свои привычные гонорары) в первый уикенд проката в США собрал всего $ 96 тыс., хотя состоянием на сегодня его общие прокатные сборы составили уже чуть более $ 1,5 млн.
Не радуют и рейтинги. На портале IMDB на основе зрительских отзывов у ленты скромные 5,2 балла (из 10 возможных), на Rottentomatoes – и того хуже: 4,6.
«Фильм У моря, вероятно, порадует вуайеристов и некоторых любителей артхауса, но для большинства зрителей его красота не может компенсировать инертности повествования», -- резюмируют обозреватели портала.
Справедливости ради нужно отметить, что цели заработать Джоли перед собой и не ставила: «Это некоммерческий фильм: впервые за долгое время у меня как у актрисы была возможность поэкспериментировать», -- объясняет она.
Чего же Анджелина хотела добиться этим экспериментом? Вероятно, снять тонкую европейскую артхаусную драму. Для этого она, в частности, пригласила австрийца Кристиана Бергера –любимого оператора лауреата Канн Михаэля Ханеке. И операторская работа в картине действительно на высоте. Более того – идеально дополняет режиссуру: после просмотра У моря невольно задумываешься о том, что ещё никто так красиво не снимал Джоли-актрису, как Джоли-режиссёр.
Вообще, сам по себе фильм, действие которого разворачивается на фоне залитых солнцем идиллических пейзажей Лазурного побережья, красив чрезвычайно. В этом заслуга и художника по костюмам Эллен Миройник, вдохновлённой идеями Ив Сен-Лорана конца 60-х – начала 70-х годов, и Брэда Питта, сбрившего, наконец, косматую бороду и помолодевшего на 10 лет, и, конечно, самой Анджелины, не стесняющейся демонстрировать себя в кадре во всей красе (включая сцены топлес).
Но почему же всего этого оказалось недостаточно?
Терапевтический эффект
«Я выбрала временем действия 1970-е не только потому, что это красочная и манящая эпоха, но ещё и потому, что тогда не было многих отвлекающих вещей современной жизни: это позволяет сосредоточиться на эмоциях героев и том опыте, который они переживают в период своего путешествия», -- говорит Джоли.
Проблема в том, что её на два часа и так не хватило: увы, но фильм получился затянутым и… пустым
Действительно, будь у Ванессы и Роланда смартфоны, в которые можно уткнуться и окончательно отгородиться от «сокамерника», их история, скорее всего, закончилась бы гораздо раньше, чем два часа экранного времени. Но проблема в том, что её на два часа и так не хватило: увы, но фильм получился затянутым и… пустым.
Большую его часть Ванесса плачет, Роланд – пьёт. Они – не вдвоём, поодиночке – бесцельно гуляют вдоль берега игриво плещущегося моря, но так ни разу в него и не заходят. Это прозрачно отсылает к известной психоаналитической трактовке моря как символа интимной сферы (вдвойне прозрачно и символично – когда, после длительного «целибата» у пары наконец-то случается секс, то происходит он в заполненной водой ванной).
Всё это нагнетание страстей неизбежно должно привести к кульминации и развязке. И вот, когда это, наконец, происходит, почему-то всё равно чувствуешь себя обманутым
Всё это нагнетание страстей неизбежно должно привести к кульминации и развязке – раскрытию той самой страшной тайны, которая превратила жизнь пары в ад. И вот, когда это, наконец, происходит, почему-то всё равно чувствуешь себя обманутым. Вроде бы и причина оказывается формально весомой, но по факту -- всё равно не оправдывающей два часа невнятных истерик.
В финале фильма Анджелина-Ванесса, в который раз отрыдав в объятиях Брэда-Роланда, говорит: «Может, нам хватит вести себя, как идиоты?». И вот тут-то наступает долгожданный катарсис! Вот оно: чувство радости за двух людей, которым больше не надо изо всех сил изображать жизнь несчастной пары, а можно наконец вернуться к своей -- кажется, вполне счастливой.
Да и вообще, выйдя из кинотеатра после сеанса, как-то иначе начинаешь смотреть на самые обычные пары на улице (да и на свою собственную). Не заламываете руки, не посыпаете голову пеплом, не танцуете голые при луне? Уже молодцы! Так что, даже при всех «но», определённый терапевтический эффект у фильма однозначно есть.
***
Этот материал опубликован в №49 журнала Корреспондент от 11 декабря 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.