Распродажа на потом. Почему не стартовала масштабная приватизация
Правительство так и не сумело провести в этом году масштабную приватизацию. Помешала борьба бизнес-групп за лакомые активы.
Заявленная на текущий год масштабная приватизация объектов государственной собственности так толком и не стартовала, пишет Виктор Нагорский в №51 журнала Корреспондент от 25 декабря 2015 года. Более того, 2015 год стал провальным по объёмам поступлений в госбюджет от приватизации.
В январе-ноябре Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ) перечислил в казну всего 144,4 млн грн от продажи госактивов. Это при том что планомбыли предусмотрены 17 млрд грн.
Однако в правительстве не унывают и обещают начать большую распродажу госпредприятий уже в следующем году. В проект госбюджета-2016 Кабмин снова закладывает те же 17 млрд грн поступлений от приватизации.
Камни преткновения
Непреодолимой преградой на пути госактивов в частные руки в текущем году стала Верховная Рада, которая уже неоднократно отклоняла правительственные инициативы относительно приватизации.
8 декабря народные депутаты уже в третий раз за год в ходе сигнального голосования не смогли обеспечить поддержку кабминовского проекта закона, предусматривающего внесение изменений в процедуру приватизации. В частности, отмену обязательной продажи 5-10% акций стратегических госпредприятий на фондовых биржах при проведении их приватизации.
Без этого, по словам главы ФГИУ Игоря Билоуса, приватизация крупных предприятий, включая Одесский припортовый завод (ОПЗ), Центрэнерго и ряд облэнерго, начата не будет.
«Хочу, чтобы все поняли: мы не начнём приватизацию крупных предприятий, пока не будут внесены законодательные изменения, так как хотим всё сделать по закону, прозрачно и понятно. Чтобы за два-три года ни у кого даже мысли не появилось, что можно зацепиться за какую-то мелочь и начать обратный процесс», — написал Билоус на своей странице в Facebook и напомнил, что успешный пример приватизации Криворожстали предусматривал продажу всего пакета акций без участия биржи.
По мнению руководителя аналитического департамента инвестиционной компании Concorde Capital Александра Паращия, такая позиция ФГИУ вполне оправданна.
«Чтобы успешно продать государственные активы, нужно провести серьёзную подготовку, и очень правильно, что ФГИУ не запускает процесс приватизации, будучи недовольным существующим законодательством», — считает эксперт.
Ускорить принятие необходимых законодательных актов призвал парламентариев и Президент Пётр Порошенко. По его словам, сегодня госпредприятия являются мощным источником коррупции, поэтому их приватизация обоснованна.
Вторит Президенту и министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус, утверждая, что госкомпании работают в интересах отдельных бизнес-групп.
Любопытно, что после нашумевшего скандала между губернатором Одесской области Михаилом Саакашвили и главой МВД Арсеном Аваковым соратник украинского олигарха Игоря Коломойского и лидер партии Укроп Геннадий Корбан заявил, что этот конфликт был обусловлен именно борьбой за один из наиболее привлекательных государственных объектов, готовящихся к приватизации, — ОПЗ.
Указанное предприятие является вторым по величине производителем аммиака и карбамида и третьим по выпуску азотных удобрений в Украине. Однако, по словам Корбана, ОПЗ в большей мере ценен тем, что в его структуру входит аммиакопровод, который даёт возможность контролировать не только поставки российских удобрений (свыше 2 млн т ежегодно), но и экспорт этого продукта со стороны украинских химзаводов, принадлежащих другому украинскому олигарху — Дмитрию Фирташу.Поэтому неудивительно, что за это госпредприятие ведётся нешуточная борьба.
Сейчас ОПЗ фактически находится в управлении двух бизнес-групп, имеющих мощное политическое влияние и, судя по последним событиям, больше не желающих уживаться друг с другом
Корбан также отметил, что сейчас ОПЗ фактически находится в управлении двух бизнес-групп, имеющих мощное политическое влияние и, судя по последним событиям, больше не желающих уживаться друг с другом.
«Одну часть (60%) контролирует человек, позиционирующий себя как серый кардинал, - заместитель фракции БПП Игорь Кононенко. Оставшиеся 40%, возможно, находятся под контролем бизнесменов, имеющих отношение к господину [Николаю] Мартыненко [нардеп от Народного фронта, который 1 декабря написал заявление о сложении депутатских полномочий в связи с коррупционным скандалом]», — подчеркнул Корбан.
Справедливости ради следует отметить, что огромный интерес к ОПЗ проявляет и сам Коломойский. Летом украинский бизнесмен признался, что ранее подконтрольная Привату компания Нортима подала в суд иск с требованием признать состоявшимся конкурс по приватизации ОПЗ от 2009 года, когда Нортима предложила за предприятие наибольшую цену — 5 млрд грн, но конкурсная комиссия ФГИУ не утвердила результаты торгов.
Коломойский также сообщил, что группа Приват хочет получить приоритетное право на покупку ОПЗ в ходе предстоящей приватизации. Но в ответ Билоус заявил, что ФГИУ не намерен предоставлять группе такой приоритет.
Приватизировать нельзя оставить
По мнению заместителя директора общественной организации Публичный аудит Матвея Холошина, именно борьба различных бизнес-групп за планируемые к приватизации активы является главной причиной затягивания старта масштабной продажи госпредприятий.
«У всех наших крупных олигархов есть серьёзное лобби в Верховной Раде. Скорее всего, именно они и тормозят приватизацию, преследуя свои бизнес-интересы», — полагает эксперт.
Приватизация невыгодна очень многим нынешним руководителям госпредприятий. Вокруг каждого госпредприятия существуют люди, которые плотно сидят на давно налаженных схемах и получают стабильный доход
Отчасти подтверждают это и в ФГИУ, где отмечают, что приватизация невыгодна очень многим нынешним руководителям госпредприятий. Как рассказал собеседник Корреспондента в фонде, вокруг каждого госпредприятия существуют люди, которые плотно сидят на давно налаженных схемах и получают стабильный доход.
«Не факт, что в неподдержании законопроекта по приватизации Верховной Радой есть злой умысел в чьих-то интересах. Действующий парламент в принципе малоэффективный и часто не голосует за какие-то инициативы правительства. Но мы можем говорить о том, кому выгодна такая ситуация. А выгодна она в первую очередь тем, кто курирует эти объекты сейчас», — добавляетПаращий.
Помимо этого фактора, в пользу масштабной приватизации, по словам Билоуса, говорит необходимость привлечения инвестиций в экономику страны.
«Для развития экономики нам нужны инвестиции, которых не будет, если не провести образцово-показательную прозрачную приватизацию и тем самым доказать инвесторам, что в Украину можно вкладывать деньги, что это не опасно, что правила едины для всех и не будут меняться с приходом каждой новой власти, — говорит глава ФГИУ. — Кроме того, привлечением инвестиций мы надеемся реанимировать госпредприятия, рискующие погибнуть без вложений и качественного, заинтересованного в их прибыльности менеджмента».
В условиях политической и экономической нестабильности в стране продать госпредприятия по выгодной для Украины цене будет крайне непросто
Однако далеко не все считают целесообразной в нынешних реалиях продажу крупных госактивов. По мнению Паращия, в условиях политической и экономической нестабильности в стране продать госпредприятия по выгодной для Украины цене будет крайне непросто.
«Поэтому приватизировать какие-то крупные государственные объекты, наверное, не время. Ведь мы понимаем, что сейчас выручить за них большие деньги не получится. Наиболее показательный пример, подтверждающий это, — Президент Порошенко, ранее пообещавший продать свою кондитерскую корпорацию Roshen. Даже он, несмотря на данные всей стране обещания, ждёт стабилизации ситуации в стране, чтобы этот актив можно было продать по хорошей цене. Думаю, ФГИУ должен действовать аналогично», — говорит Паращий.
Эксперт отмечает, что для продажи госактивов как можно за большие средства в конкурсах по приватизации обязательно должны участвовать солидные зарубежные инвесторы. Но иностранцев, готовых зайти в Украину всерьёз и надолго, по словам Паращия, крайне мало.
«Один довольно известный инвестор сказал, что покупка какого-либо крупного актива в Украине сегодня напоминает покупку квартиры в горящем доме. Вполне логично, что война и нестабильность в стране отпугивают иностранных инвесторов. Поэтому рассчитывать на их активное участие в процессе приватизации не приходится, — полагает Холошин. — В то же время, если целью приватизации является не привлечение как можно большей суммы в госбюджет, а продажа крупных активов «нужным» людям по низкой цене, которая сложилась на сегодняшний день, то нынешнее время подходит идеально».
В ФГИУ, напротив, уверяют, что государственные активы стремительно обесцениваются: производство требует модернизации, а неэффективный менеджмент и коррупционные схемы только ухудшают ситуацию
В ФГИУ, напротив, уверяют, что государственные активы стремительно обесцениваются: производство требует модернизации, а неэффективный менеджмент и коррупционные схемы только ухудшают ситуацию. Мол, именно поэтому предприятия как можно скорее нужно передать владельцам, которые будут заинтересованы в их работе и прибыльности, пока они не обесценились окончательно.
Глава ФГИУ надеется, что парламент всё же поддержит правительственный законопроект по приватизации уже в ближайшее время, однако не исключает, что отдельные госпредприятия могут быть проданы и без принятия Радой этого документа.
«Теоретически возможно принятие отдельных решений Кабинета Министров в ручном режиме по каждому предприятию. Так, например, в своё время поступили с продажей Криворожстали. Тогда премьер-министр своим указом объединила пакеты акций и не дала продавать отдельно 5% на фондовой бирже», — поясняет Билоус.
По его словам, приоритетными для приватизации в 2016-м будут: ОПЗ, Центрэнерго, а также шесть облэнерго и четыре ТЭЦ. А общая сумма, вырученная от приватизации в следующем году, по оценкам Билоуса, может составить от 20 млрд до 30 млрд грн.
Если украинские власти реально будут заинтересованы в продаже госактивов по адекватной стоимости, выполнить план по приватизации вполне реально
Как утверждает Холошин, если украинские власти реально будут заинтересованы в продаже госактивов по адекватной стоимости, выполнить этот план вполне реально.
«Стоимость того же ОПЗ эксперты ранее оценивали в $ 1 млрд, что по нынешнему курсу 23 грн за $ 1 уже превышает заявленный в проекте госбюджета план по поступлениям от приватизации», — отмечает Холошин.
Между тем Паращий напоминает, что за 24 года независимости Украины план по приватизации выполнялся всего два раза — в 2005 и 2011 годах, когда были проданы такие крупные активы, как Укртелеком и Криворожсталь. Все остальные годы, несмотря на большие ожидания, не приносили серьёзных вливаний в госбюджет.
«Поэтому, если план по поступлениям от приватизации не будет выполнен в следующем году, это не станет большим сюрпризом», — резюмирует эксперт.
***
Этот материал опубликован в №51 журнала Корреспондент от 25 декабря 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.