Картинки из народа. 100 лет назад Украину охватила открыточная лихорадка
На рубеже XIX и XX веков в мировую моду вошли этнографические открытки.
Украинцев на них представляли лубочные молодухи с парубками, Мария Заньковецкая в вышиванке и карикатурные пьяненькие мужички со сварливыми жёнами, пишет Ирина Пустынникова в №1-2 журнала Корреспондент от 22 января 2016 года.
Те, чьё взросление пришлось на годы распада СССР и зарождение украинской независимости, хорошо помнят, как дети массово собирали календарики, а чуть позже — вкладыши от жевательных резинок. Коллекционировали что угодно — от ценных марок до конфетных фантиков.
Но масштабы коллекционирования 1980-х и 1990-х блекнут по сравнению с главной страстью начала ХХ века — филокартией. Открытки 100 лет назад собирали все без исключения. И во многих коллекциях имелись раскрашенные вручную карточки с девушками в вышиванках и парубками в смушковых шапках. Потому что наряду с видами городов этнографические открытки были одной из самых популярных тем того времени.
Мания открытки
Сегодня нам сложно представить, как сильно любил мир открытки на рубеже ХІХ-ХХ веков. Одни из первых вендинговых машин в Российской империи, появившиеся в феврале 1913 года в Санкт-Петербурге, продавали именно их. По 96 открыток крутилось за стеклом в автомате. Покупатель дожидался той, которую хотел купить, нажимал на кнопку, опускал в отверстие 5 коп., и выбранная картинка выпадала из паза машины.
К тому моменту открытке было уже 44 года — первую из них выпустили в Австрии в 1869-м. Там же спустя 20 лет была опубликована и первая цветная открытка. В 1870-х стандартизовался формат нового товара, и вскоре открытки стандартных размеров появились практически во всех странах мира.
Европу филокартическая лихорадка охватила в 1890-е и продержалась несколько десятилетий. «Золотой эпохой» филокартии считается промежуток между 1898 и 1918 годами
Европу филокартическая лихорадка охватила в 1890-е и продержалась несколько десятилетий. «Золотой эпохой» филокартии считается промежуток между 1898 и 1918 годами. Иногда «золотой» временной период сужают до 1905-1909 годов. Именно тогда в одних только США по почте пересылали 1 млрд открыток ежегодно.
В последние годы ХІХ века появились первые фотооткрытки, и они изменили многое. Вплоть до конца столетия вся задняя сторона почтовых карточек предназначалась только для адреса, а само послание писали на лицевой. На фотооткрытках места для текста на лицевой стороне не оставалось, и его перенесли на заднюю сторону. Туда же с 1902 года начали клеить марки, чтобы не портить изображение. Задняя сторона открытки к 1907-му окончательно разделилась на две части: одна – для послания, другая – для адреса.
Всемирный почтовый союз требовал, чтобы на каждой открытке были напечатаны слова Открытое письмо на языке того государства, откуда оно посылается, поэтому часто задняя сторона карточки содержала эту надпись на многих языках — иногда до десяти. Так издатели увеличивали себе потенциальную прибыль, уменьшая на открытке место для послания. Газета Петербургский листок в феврале 1913 года даже предлагала выбрать один язык для всей международной корреспонденции, предлагая французский.
В 1903-м подсуетилась компания Kodak, выпустив на рынок компактную камеру, спроектированную для съёмки фотографий открыточного формата. Стоило чудо техники $ 3,5 (средняя зарплата рабочего тогда была около $ 20 в месяц).
В 1905-1909 годах половина всех выпущенных в мире почтовых карточек до собственно почты так и не добралась — их скупили коллекционеры. Массово открывались филокартические клубы. В 1909-м конгресс США даже установил спецтарифы на импортные открытки по просьбе американских типографий, которые не справлялись с валом продукции конкурентов из Европы. Большинство открыток, продававшихся на тот момент в Соединенных Штатах, были напечатаны в Германии.
В 1913 году мир влюбился в новую разновидность открытки — её называли французской, и она представляла собой сложенную вдвое карточку. Но обогнать по популярности простую открытку француженка не успела: грянула война, многие типографии закрылись, почтовое сообщение стало намного слабее, чем в мирное время.
Издатели переходили на более дешёвую бумагу. Основным мировым поставщиком типографских красок была Германия, и во время войны их производство упало во много раз. Правда, именно тогда открытки попробовали себя в новом качестве — пропагандистском.
Типы и виды
Охваченный открыточной истерией мир менялся и сам, лишаясь белых пятен на картах: человек открыл Южный полюс, развивал авиацию. И открытки демонстрировали миру его же красоту. Виды исторических зданий и городов были очень популярны, но успехом пользовались и карточки, изображавшие разнообразие людских типов, населяющих планету.
Этот бум захватил и наши земли. Если на той части Украины, которая находилась под властью Российской империи, спросом пользовались Типы Малороссии, то западные украинцы посылали друг другу TypenausGalizien. «Малороссийские типы» изображали именно тех «идеальных» украинцев, чей образ до сих пор вдохновляет постановщиков гопаков в детских танцевальных коллективах. Босоногие девушки в венках носят воду, пасут гусей, скромно стоят у тына, потупив глазки, пока рядом седлает коня казак в смушковой шапке и широких шароварах.
Часто картинки на эту тему были откровенно постановочными, красочными, идиллическими. Фотографии раскрашивались вручную настолько сильно, что становились похожи на лубочные картинки. Сюжеты тоже имели лубочный вид: дородные молодухи валялись в сене, за ними наблюдали крестьяне в картузах. Много было открыток с изображением сельских праздников - Пасхи, сватовства или свадьбы. И почти всегда они выпускались сериями: издатели и 100 лет назад понимали, что продажи вырастут, если заставить людей коллекционировать их продукцию.
А вот галичан издатели не приукрашали. На чёрно-белых снимках видим пожилых усачей в украшенных вышивкой кожухах, повседневно одетых женщин за работой или серьёзных босых ребятишек. Такие фотографии имеют большую не только коллекционную, но и этнографическую ценность. Особенно интересно рассматривать свадебные фотографии из разных регионов Украины.
Но осторожно: полностью доверять открыткам нельзя. К примеру, одно и то же изображение мужчины в мехах и с петухом в руках у разных издателей подписывалось по разному - то Типы Подолья, то Гуцул. На самом деле на снимке был запечатлён житель Коломыи, снявшийся в фотоателье мастера Дуткевича.
Большое внимание на подобных карточках уделялось народным костюмам жителей Буковины или Подолья. Женщины и пареньки, девушки и старики неподвижно сидят, одетые в своё самое лучшее, и смотрят прямо в объектив.
Кажется, что вся живописность осталась только для гуцулов. Вот уж кто был излюбленным сюжетом типографий! Там и фон был фотогеничным — Карпаты, да и сами украинские горцы в щедро украшенных народных костюмах. Гуцулия в конце ХІХ века превращалась в модный курорт, сюда прокладывали железнодорожные ветки и первые автобусные маршруты. Гуцулы становились трендом: даже здание черновицкого ландтага (правительства герцогства) было украшено витражом с изображением представителя этого народа.
Хотя отдельные почтовые карточки были намеренно тенденциозными, изображая жителей Карпат сущими дикарями. Например, чёрно-белый снимок женщины, которая ищет вшей на голове у девушки, был подписан Карпатская идиллия.
Открытка — двигатель рекламы
Издатели всегда следовали за конъюнктурой, и если существовал спрос на «юмористические» открытки – а он существовал, — их издавали в большом количестве. Это было «малороссийство» в своём наихудшем, лубковом, местечковом проявлении – когда перебравшие самогонки мужички тычут друг другу дули, а их дородные жёны улыбаются чужим мужьям.
Портреты украинцев были в моде не только среди своих. Серию открыток с портретами жителей Полтавщины издали в 1930-е годы в Париже. Издательство Шерер, Набгольц и Ко выпустило несколько сотен почтовых карточек с изображениями украинцев.
Постановочные Типы Малороссии снимали, как правило, в студиях. Для них приглашали актёров, иногда очень известных. Сохранилось несколько десятков разных открыток с фотографиями великой актрисы Марии Заньковецкой в образе украинской девушки. На них не слишком молодая женщина смеётся, танцует, изображает невесту.
Немудрено: в спектаклях театра Николая Садовского Заньковецкая играла именно крестьянок и прославилась такими ролями на всю Российскую империю. Её талантом восхищались Пётр Чайковский, Антон Чехов, Лев Толстой. Актриса умела преобразиться в считаные секунды и для своих современников выглядела в таких образах органично.
Заньковецкая далеко не единственная снималась для серий открыток. Подобная практика была широко распространена среди актёров императорских и частных театров по всей стране. Часто инициаторами становились сами артисты, справедливо видя в почтовых карточках средство рекламы.
Известны и случаи выкупа всего тиража с целью продавать его после спектаклей. Некоторые, правда, требовали за свои фотосессии с фотографов кругленькие суммы, думая, что издатели обогатятся на их портретах. На самом деле за каждый проданный портрет издатель платил театральным звёздам в среднем по 4 коп.
Петербургская газета в январе 1911 года писала: «Теперь нет табачной лавочки, которая не торговала бы открытками с портретами артистов. Продаются даже портреты таких артистов, о существовании которых знают очень немногие. В результате получается грандиозная реклама: какая-нибудь третьестепенная артистка, не умеющая ходить по сцене, мозолит всему Петербургу глаза. Артисты вдвойне довольны распространением открыток: с одной стороны — реклама, с другой — экономия. Прежде приходилось тратить большие деньги на раздачу поклонникам и поклонницам фотографий. Теперь артисты говорят: «Ступайте в табачную лавочку, там вам продадут мой портрет за гривенник». Курьёзно, что такие артисты, как Шаляпин, Савина, Собинов, Смирнов, снимаются реже, чем второстепенные».
В мае того же 1911-го фотографирование артистов императорских театров стало обязательной частью их работы: выгоду от открыток прочувствовали и антрепренёры. Когда карточек с портретами стало слишком много, пришлось задуматься о привлечении внимания. Вскоре появились почтовые карточки-монтажи.
Газеты писали: «В области открыток за границей дошли до удивительных фальсификаций. На днях одна известная артистка прислала из Ниццы открытое письмо своей подруге. Артистка изображена на открытке летающей на аэроплане. Если всмотреться внимательно в снимок, то бросается в глаза нелепость: фигура артистки кажется чересчур крупной по отношению к аэроплану. Таких аэропланов-игрушек не бывает. Вторая нелепость – отсутствие пропеллера, без которого аэроплан не может, конечно, двигаться. Словом, ясно, что отважная артистка-авиаторша снята не на облаках, а на земле и что машинка к ней приделана. Такие открытки, говорят, очень распространены теперь за границей».
Часто в сериях Типов Малороссии печатали открытки с репродукциями картин популярных художников, рисовавших на этнографические и исторические темы, - Николая Ивасюка, Антона Манастырского, Николая Пимоненко, Ивана Ижакевича. Мода не могла не повлиять на открытки: серию видов Былая Малороссия нарисовал в начале ХХ века в стиле модерн гениальный Георгий Нарбут. Попадались и открытки с названиями типа Украинские типы, Українка.
Несколько сотен Типов Малороссии было издано в начале ХХ века и в Киеве. Автором большинства фотографий считают Иосифа Хмелевского. Уроженец Петербурга, шляхтич Хмелевский в 1875 году перебрался в Полтаву, к родителям жены. Там на ул. Александрийской, 46, открыл фотоателье, считавшееся одним из лучших в губернском центре, да и во всей стране. Этнографические виды авторства Хмелевского демонстрировались на российских и международных выставках, публиковались в европейских журналах. Их покупали другие издательства, выпускающие открытки.
Филокартическая шевченкиана
Большой популярностью пользовалась тема Тараса Шевченко. Открытки с портретами Кобзаря появились уже в конце ХІХ века. Самую первую напечатали в Кракове в 1898-м. Через два года во Львове была издана почтовая карточка с цветным портретом поэта и изображением его родной хаты в Кирилловке авторства Андрея Андрейчика.
Многие типографии выпускали открытки-монтажи, на которых портрет Шевченко был вмонтирован в идиллический сельский пейзаж или фотографию днепровского берега. Большая удача для коллекционера — найти открытку с портретом поэта и текстом гимна Ще не вмерла України. Существует и несколько серий открыток-иллюстраций к Кобзарю и поэме Гайдамаки.
Хотя более популярными были картинки к повестям Николая Гоголя Вий, Тарас Бульба, Сорочинская ярмарка и др. Специалисты объясняют это солидной ценой на иллюстрированные книги. Получалось, что книга без картинок плюс серия открыток стоили дешевле книги с иллюстрациями.
Возьмём роскошное петербургское издание поэмы Гайдамаки 1886 года. Над иллюстрациями к нему Опанас Сластион работал семь лет. Такой фолиант сразу стал библиографической редкостью и был доступен крайне немногим.
Первая серия открыток с работами Сластиона и несколькими строками из поэмы под рисунком появилась в 1901-м в галицком Перемышле (сегодня – Польша). За перемышльской одна за другой серии появлялись и в других городах.
В Коломые в 1902-м набор из 16 карточек в оттенках сепии трижды издавал Яков Оренштайн: первый тираж разошелся очень быстро. На их заднике было написано по-украински Карта кореспонденційнаили Переписний листок. В 1910 году чуткий к спросу на украинофильство Оренштайн издал новую серию открыток, уже цветную, — к 50-й годовщине смерти Кобзаря. В 1910-е похожая серия из 13 почтовых карточек вышла и в Жабьем – нынешней Верховине Ивано-Франковской области.
***
Этот материал опубликован в №1-2 журнала Корреспондент от 22 января 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.