Винная пробка. Алкогольная отрасль Украины может уйти в тень
Непродуманная политика в алкогольной отрасли может загнать её в тень и дискредитировать украинский товар на европейских рынках.
С февраля, после того как торговые сети распродадут остатки прошлогоднего товара, в Украине начнут стремительно дорожать алкогольные напитки, пишет Андрей Свирид в №3 журнала Корреспондент от 29 января 2016 года.
Согласно заявлению Владимира Кучеренко, генерального директора компании Укрвинпром, объединяющей более 120 предприятий винодельческой и виноградарской отраслей, вино в стране подорожает на 8-10 грн за единицу продукции.
В свою очередь примерно на 20 грн за бутылку подорожает и 40-градусная. Удорожание вполне ожидаемо вызовет рост продаж нелегальной и опасной для здоровья контрафактной продукции.
Производители кивают на непродуманную акцизную политику государства и прогнозируют скорый закат украинской алкогольной отрасли.
Вино
В конце 2015 года Верховная Рада утвердила закон о внесении изменений в Налоговый кодекс (№ 909). Изначально в проекте документа, поданном Министерством финансов, предполагалось, что акцизный налог на сухие вина будет увеличен с 1 до 5 коп. за 1 л. При этом ставки налога на креплёные вина, вермуты и игристое чиновники хотели увеличить на 50%.
Понятно, что производители отнеслись к очередному усилению фискального давления без восторга. Например, голос отечественных виноделов, директор ассоциации Виноградари и виноделы Украины Сергей Михайлечко прямо заявлял, что такой рост ставок просто противоречит целям, которые преследует Минфин, — наполнению государственного бюджета.
«50%-е повышение обернётся обвалом производства и сокращением отчислений в государственную казну на 26 млн грн», — заявил Михайлечко и подчеркнул, что механизм использования изменения ставок акцизного налога для наполнения бюджета действует только при условии стабильной экономической ситуации. В случае же его применения к стагнирующей отрасли (как с виноделием) последствия являются прямо противоположными.
Но попытки достучаться до здравого смысла законодателей принесли совершенно неожиданный результат. В финальной версии закона, пытаясь сбалансировать доходную и расходную части госбюджета, чиновники Минфина и народные депутаты решили увеличить ставки налога на креплёные вина, вермуты и игристое на 100%.
При этом председатель комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина во время внесения соответствующих правок в сессионном зале анонсировала будущие изменения как «увеличение ставок акцизного налога <…> на вина, кроме вин натуральных виноградных, на 100%».
Наивные виноделы вздохнули с некоторым облегчением, ведь согласно классификации Налогового кодекса Украины к числу вин натуральных виноградных относятся как раз «спорные» креплёные вина и вермуты. А значит, акцизный налог на эти напитки будет увеличен всего на 50% (после дискуссий с нардепами ранее неприемлемое увеличение уже казалось виноделам меньшим из зол). Тем более что такое решение накануне голосования было поддержано комитетом Южаниной.
Каково же было их удивление, когда текст закона был обнародован. Оказалось, что акциз на креплёные вина и вермуты повысили с 3,58 до 7,16 грн за 1 л, а налог на игристое — с 5,2 до 10,4 грн, то есть ровно в два раза.
Кстати, история с повышением акциза на водку выглядит с точностью до наоборот. Попытки увеличить этот налог на 40-градусную на 100% закончились смягчением «приговора».
Любопытно, что в начале акцизной эпопеи виноделы и водочники выступали единым фронтом против начинаний Минфина, однако потом, похоже, их интересы разошлись. Поговаривают, что водочное лобби нашло компромисс с ведомством в обмен на усиление налогового давления на винную отрасль.
Каждое предыдущее увеличение акциза на креплёные вина всегда вело к снижению производства этих напитков. Потребители отказывались от них в пользу более крепкого алкоголя
Ведь каждое предыдущее увеличение акциза на креплёные вина всегда вело к снижению производства этих напитков. Потребители отказывались от них в пользу более крепкого алкоголя.
«Скажем, в 2010 году акциз на креплёные вина был повышен с 0,5 до 2 грн за 1 л. В итоге в 2011-м это привело к падению производства данной категории на 65%. Рост акцизного налога в 2014 году на 43% в сочетании с потерей Крыма привёл к падению производства группы тихих вин еще на 48%», — приводит примеры Михайлечко.
Крепкий алкоголь
Изначально предприятия водочной отрасли предлагали Минфину увеличить налог на 15%, что, по их мнению, помогло бы сохранить производство крепкого алкоголя на уровне 2015 года и тем самым нарастить налоговые отчисления.
По словам генерального директора ассоциации Укрводка Владимира Остапюка, компании аргументировали свою позицию тем, что предыдущее увеличение акциза на спирт на 25%, утвержденное год назад, себя не оправдало: за десять месяцев прошлого года поступления от акцизного налога на спирт уменьшились на 150 млн грн по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. А собственно легальное производство ликёро-водочных изделий в январе-ноябре 2015-го снизилось по сравнению с таким же с периодом предыдущего года с 29,1 млн до 24,5 млн дал (водки — с 19,4 до 16,7 млн дал).
Но в поданном в Верховную Раду законопроекте о внесении изменений в Налоговый кодекс Министерство финансов предложило увеличить ставку спиртового акциза в два раза — с 70,53 до 141,06 грн за 1 л 100%-го спирта.
Понятно, что такое предложение повергло производителей в шок. Как подсчитала генеральный директор ООО Истерн Беверидж Трейдинг Ольга Ивушкина, минимальная цена бутылки водки после такого роста налога составила бы не менее 85 грн, что вкупе с низкой платёжеспособностью потребителей сделало бы привлекательными только выпуск и реализацию теневой продукции. И это, по словам производителей, не громкие слова.
«Уже при действовавших в прошлом году ставках акциза теневой оборот ликёро-водочных изделий в Украине составлял 40%, а госбюджет недополучил 5 млрд грн. При повышении налога до 141,06 грн Украина станет чемпионом мира по продаже суррогата, палёнки и левой водки», — заявил Остапюк.
В результате Минфин пошёл по давно проверенному пути — после обескураживающего проекта по усилению фискального давления чиновники предложили компромиссный вариант, который, по их мнению, заключается в увеличении ставки акциза на спирт «всего» на 50% — до 105,8 грн за 1 л. Именно эта ставка и действует с 1 января 2016 года.
Впрочем, компромисс получился лишь на бумаге, а производители никаких иллюзий не питают. По их мнению, утверждённое увеличение акцизных ставок — это черта, переступив которую, легальная отрасль может окончательно проиграть теневому рынку. Ведь, по словам Остапюка, уже к весне минимальная цена бутылки водки в рознице вырастет до 75 грн (из которых 30 грн — налоговая составляющая).
Эксперты подсчитали, что уровень фискальной отдачи от акцизного налога в Украине очень низкий — всего 23%
Но, как говорят специалисты, проигрывают не только производители. Бюджетные поступления всё равно окажутся меньше запланированных. Эксперты подсчитали, что уровень фискальной отдачи от акцизного налога в Украине очень низкий — всего 23% (иными словами, правительство планирует получить увеличение поступлений в бюджет от акцизного налога 100 грн, а фактически получает всего 23 грн). Для сравнения: уровень фискальной отдачи в ЕС составляет 81%.
Крымская проблема
Конец минувшего и начало нынешнего года ознаменовались громкими новостями и скандальными заявлениями, касающимися украинского виноделия, как оставшегося на территории Крыма, так и эвакуировавшегося с аннексированного полуострова на материк.
Объём выпускаемой винодельческой продукции после аннексии снизился почти на 50% (большая часть предприятий, осуществлявших розлив продукции, располагались на полуострове, а их доля в общем объёме составляла 55-56%.). Также Украина потеряла вторую по величине после Одесской области сырьевую виноградарскую базу — около 17 тыс. га.
«Несомненно, потеря Крыма стала просто разрушающим фактором для виноделия Украины, которое и без того последние пять лет находилось в состоянии регресса», — сетует Михайлечко.
Кроме того, что на территории АРК работали два крупнейших государственных винодельческих предприятия с многолетней историей — Массандра и Новый Свет. Собственно эти два бренда и формировали репутацию украинского виноделия на мировом рынке. После аннексии Крыма оба предприятия были национализированы новыми крымскими властями, а директор Нового Света Янина Павленко заняла ещё и пост гендиректора Массандры.
Любопытно, что, по информации пресс-службы Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, Павленко была уволена с госслужбы лишь министром агррополитики Алексеем Павленко, занявшим этот пост в самом конце 2014-го. И только в этом году она попала под пристальное внимание украинской прокуратуры. В частности, силовики установили, что «назначенным оккупационной властью Крыма руководством НПАО Массандра выставлены на продажу коллекционные вина, которые хранились в погребах аграрного объединения. Речь идёт об уникальных экземплярах вина урожаев начиная с 1935 года».
В свою очередь в Массандре заявляют, что «всё уже украдено до них» и на самом деле коллекцию разорили ещё «при Украине» бывшие руководители госпредприятия и его торгового дома — отец и сын Бойко, которые за 11 лет якобы продали более чем 500 тыс. бутылок коллекционных вин.
Небезупречными выглядят действия украинских чиновников и в вопросе переноса производства крымских вин на материк. В конце прошлого года всё та же Павленко забила в набат, заявив, что на территории Херсонской области на мощностях ООО Камянка Глобал Вайн начат розлив фальсифицированных вин под ТМ Массандра. При этом, по словам Павленко, фальсификат предлагается в украинской рознице ниже отпускных цен крымского предприятия.
В ответ на просьбу Корреспондента прокомментировать ситуацию в Минагрополитики достаточно расплывчато сообщили, что ТМ Массандра как объект интеллектуальной собственности принадлежит ГК НПАО Массандра, которое зарегистрировано в Украине, находится в управлении Минагрополитики и принадлежит государству. Также в ведомстве отметили, что они «в соответствии с компетенцией не отслеживают вопросы незаконного производства и оборота алкоголя».
При этом советник министра Александр Лиев был более прямолинеен, пояснив, что «Минагрополитики не владеет информацией о законных основаниях использования торговой марки Массандра предприятием ООО Камянка Глобал Вайн». На самом предприятии никаких пояснений происходящему также не дают.
В общем, из сбивчивых пояснения аграрных властей следует два вывода: торговые марки Массандра и Новый Свет принадлежат государству Украина. При этом кто и на каких основаниях их использует в производственной деятельности, само государство не знает и проконтролировать не может.
Более того, перед новогодними праздниками министр Павленко с радостью сообщил, что украинцы смогут приобрести крымские игристые вина Новый Свет, выпуск которых налажен в Харькове (!). Правда, как честно признался глава ведомства, речь идёт исключительно об использовании торговой марки.
«Использование бренда — мы организовали эту процедуру на заводе шампанских вин в Харькове. А вот использование технологии... Мы сейчас ищем, кто бы мог это делать», — заявил министр. (Новосветовские вина славятся именно своей классической шампанской технологией — выдержкой в бутылках в специальных погребах.)
На крымских предприятиях уже назвали харьковскую продукцию фальсификатом. Положа руку на сердце, с этим сложно не согласиться - с одной лишь оговоркой: это фальсификация на государственном уровне. Подобная политика властей также напрямую противоречит обязательствам Украины перед ВТО и ЕС в части соблюдения географических указаний происхождения товара.
***
Этот материал опубликован в №3 журнала Корреспондент от 29 января 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.