Мнение: Как Евросоюзу решить проблему миграционного кризиса
Почему Евросоюз не может справиться с наплывом мигрантов, и как он хочет решить эту проблему.
Проблема беженцев и миграции станет основной проверкой, есть ли будущее у Европейского Союза, пишет Мариса Эштимер, старший аналитик Института миграционной политики, в колонке, опубликованной в №3 журнала Корреспондент от 29 января 2016 года.
Особенно это обостряется последними событиями в Кёльне или Швеции, где мигранты нападали на людей и даже убивали работников социальных центров, которые занимались их расселением. Всё больше стран открыто говорят, что не станут принимать их на расселение. Решить эту проблему можно только сообща.
Почти все политические решения, которые сейчас нужно незамедлительно принимать, в том числе схемы переселения беженцев и проведение более активных пограничных операций, связаны расширением полномочий Брюсселя.
Во многом это логичный шаг, и его нужно было сделать очень давно, так как союз может иметь только один центр силы. Территория без внутренних границ требует последовательной политики и работы органов управления внешними рубежами, чтобы определять, кто имеет разрешение на въезд, а кто нет.
Но политической и общественной воли для большей централизации ЕС слишком мало. Многие правительства стали передавать власть Евросоюзу лишь после десятилетий борьбы и теперь желают отмотать этот процесс назад.
Несколько стран Восточной Европы ясно дали понять, что выступают против намерений ЕС расселить на их территории более 120 тыс. беженцев, которых перевезут из стран, где их скопилось слишком. В Восточной Европе указывают на то, что раньше количество беженцев в ЕС должно было быть на 40 тыс. меньше. Пока только давление Германии на Польшу и Венгрию не позволяет им полностью отказаться от европейского плана по расселению мигрантов.
Отдельно стоит Соединённое Королевство. Оно не является членом Шенгенского соглашения и, следовательно, уже давно ввело пограничный контроль. Но теперь некоторые другие страны ЕС последовали этому примеру. Они постепенно расширяют внутренний пограничный контроль. Так, Швеция опять ввела проверки на границе с Данией, сославшись на отсутствие жилья для прибывающих лиц, ищущих убежища. В дополнение к этому Германия и Австрия работают над усилением пограничного контроля в Шенгенской зоне.
Поскольку всё больше стран обращаются к пограничному контролю, чтобы ограничить у себя число вновь прибывших, существует риск, что такого рода односторонние действия приведут де-факто к подрыву доверия между государствами-членами и нейтрализуют их готовность действовать сообща.
Даже после достижения в ЕС политического соглашения по переселению 160 тыс. беженцев из Греции и Италии процесс почти не начался: страны на высшем уровне согласились с этой доктриной, но стараются саботировать её. Это означает очень медленное создание поселений для мигрантов, отсутствие социальных центров, которые занимаются их адаптацией. И маловероятно, что Германия сможет оказать достаточное политическое давление, чтобы изменить это.
Так, государства Восточной Европы открыто заявили о нежелании выполнять соглашение. При этом недоверие к канцлеру Ангеле Меркель растёт даже среди немцев, особенно после событий в Кёльне. Тем более что правительственная коалиция сейчас находится в сложном положении и слишком многие политические силы пытаются использовать скандалы с беженцами, чтобы отправить канцлера в отставку.
В общем, Евросоюзе до сих пор не показал способность генерировать быстрые и согласованные действия в ответ угрозы миграционного кризиса. Решения и планы действий не только слишком долго рассматриваются, но до сих пор никто не смог доказать, что они вообще осуществимы. Сейчас стало понятно, что Европа не сумеет принять и устроить всех беженцев, движущихся в её направлении. А постоянные проявления насилия будут только настраивать европейцев против политики интеграции переселенцев.
Лидерам стран ЕС нужно взять паузу и наладить работу по интеграции. Лучшая надежда Европы – соглашение с Турцией, чтобы обеспечить отток беженцев и мигрантов на эгейском направлении
Поэтому лидерам стран ЕС нужно взять паузу и наладить работу по интеграции. Лучшая надежда Европы – соглашение с Турцией, чтобы обеспечить отток беженцев и мигрантов на эгейском направлении. Но Анкара требует за это деньги, которые Европа платить не готова.
Пока же каждое новое проявление насилия или убийство ведёт к росту популярности радикальных партий, которые требуют очистить Европу от мигрантов и закрыть границы. Правда, националистические партии уже давно являются частью политического ландшафта Европы, и за последние годы их поддержка радикально не выросла.
Но со временем всё может измениться, особенно если ЕС не начнёт действовать быстро. Так что мы можем услышать лозунги в стиле Европа только для европейцев с высоких трибун.
***
Этот материал опубликован в №3 журнала Корреспондент от 29 января 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.