Назад к ограничениям. Какое будущее ждет Шенген

Корреспондент.net,  11 февраля 2016, 07:21
💬 401
👁 20068

Дениэл Келеман, профессор Rutgers University, ответил на вопрос Корреспондента о будущем Шенгенской зоны.

Материал размещен в №4 издания от 5 февраля 2016 года.

1. Как будут реагировать страны Шенгенского соглашения на временное введение внутренних границ в Швейцарии или Швеции?

— Новые пограничные барьеры будут появляться в Шенгенской зоне. Нужно быть к этому готовым. Многие государства уже вернули временные пограничные проверки. Это стало реакцией на несколько вызовов, которые показывают, что сам ЕС пока не может справиться с основными проблемами. И это будет продолжаться, пока Евросоюз не возьмёт на себя более решительную роль в вопросе распределения полномочий внутри своих границ.

Также в Брюсселе уже сейчас должны начать работать над новой программой обороны своих внешних рубежей — ведь именно их проницаемость послужила основной причиной кризиса. С одной стороны, в Европе хотят общих усилий и требуют не вводить ограничения Шенгенской зоны, а с другой, не могут наладить работу с соседями, которые могли бы задержать беженцев на своей территории. Сегодня нужно побороть этот кризис — иначе новые границы будут возникать опять.

2. То есть Шенгенское соглашение обречено?

— Не думаю. Все эти проверки или внутренние границы — временная мера. Эта реакция стран на миграционный кризис. К примеру, государства так называемой Вышеградской группы (Венгрия, Чехия, Словакия и Польша) постоянно оказывали сопротивление плану ЕС по перераспределению беженцев из приграничных государств по всему Союзу.

С юридической точки зрения план перераспределения был принят квалифицированным большинством голосов в Совете Европы. Поэтому государства-члены вынуждены принимать беженцев или сталкиваться с финансовыми штрафами, если они откажутся. С практической точки зрения страны задумались о новых границах, чтобы не платить штрафы и не принимать мигрантов.

Но такой подход обрекает на гибель не только Шенген, но и саму идею Европейского союза, где свободное перемещение граждан было основой для интеграции. Никто не хочет убивать ЕС, так как все понимают, какие материальные выгоды он несёт для всех членов. Тем более, это покажет всему миру, что после многолетних переговоров страны могут просто так отбросить идею единой Европы, если это ударит по их эгоистическим интересам.

3. Насколько страны готовы держаться за Евросоюз?

— Кризис мигрантов показал, что центральные органы ЕС пока не сформированы до конца и слишком слабы. Национальные государства ставят свои интересы значительно выше общих, и потому система трещит по швам. Кризис показал, что принцип, по которому ЕС сочетает в себе свободное внутреннее передвижения в пределах Шенгенской зоны с национальным контролем над внешними границами, а также широкой политикой предоставления убежища, является неустойчивым. Либо ЕС будет и дальше централизованно контролировать внешние границы и предоставление убежища, либо Шенгенская зона развалится.

4. А каким может быть решение кризиса мигрантов в ЕС?

— Здесь нет простых вариантов. Любое решение должно быть многогранным, включая несколько моментов. Во-первых, большую роль ЕС в обеспечении безопасности внешних границ Союза путём увеличения полномочий пограничного ведомства Frontex. Во-вторых, строгое соблюдение общих правил ЕС о предоставлении убежища, чтобы стандарты не менялись от государства к государству. В-третьих, расширенное сотрудничество с Турцией для прекращения потока мигрантов. А главное, нужно, наконец, решить, как урегулировать гражданскую войну в Сирии, чтобы основной поток мигрантов прекратился и можно было спокойно реформировать Шенгенскую зону.

5. Как кризис Соглашения может повлиять на его расширение?

— Если государство проводит нужные реформы и готово вводить высокий уровень безопасности, то оно может претендовать на безвизовый режим с ЕС. Хотя в последние месяцы в Брюсселе есть мнение, что нужно приостановить любую либерализацию. Но с другой стороны, беженцы попадают в одну из стран Евросоюза незаконно и только потом требуют убежища. Поэтому нет смысла замораживать безвизовый процесс, например, с Украиной. Другое дело, что сами события в Украине могут привести к этому, если борьба с коррупцией не будет двигаться дальше, или если военная ситуация на Донбассе обострится. Но тут всё зависит от Киева.

***

Этот материал опубликован в №4 журнала Корреспондент от 5 февраля 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь

ТЕГИ: ЕС Шенген кризис мигранты политика