Суд над командирами. Как в США расследуются ошибки военных
Прокуратура в армии США расследовала десятки инцидентов гибели военных из-за ошибок командиров.
В начале 2013 года в афганской провинции Гильменд взвод солдат сил коалиции выдвинулся на патрулирование, пишет Павел Сивоконь в №5 журнала Корреспондент от 12 февраля 2016 года. Это были американские контрактники из национальной гвардии, прибывшие в Афганистан несколько месяцев назад. Теперь они занимались в основном тем, что осматривали местность, искали боевиков из движения Талибан и пытались контролировать уничтожение полей опийного мака, о которых стало известно всему миру после вторжения в Афганистан в 2001 году.
Внезапно в ходе прочёсывания в долине реки боевики совершили нападение на отряд, начали обстреливать его из автоматического оружия и миномётов. Командир отряда запросил поддержки с воздуха и предложил отступить ближе к позициям коалиционных сил. Но полковник, который в тот день был дежурным, отказался отдать такой приказ, так как считал, что солдаты смогут сами подавить сопротивление.
В результате двухчасового боя семеро солдат коалиции погибли, а трое получили ранение. Только когда прибыли самолёты и нанесли авиаудар, удалось выбить боевиков с их позиций. Промедление с оперативными решениями стоило жизней американским бойцам.
С этого сюжета начинается доклад Аналитической службы Конгресса США, где идёт речь о расследовании военных потерь, которые понесла Америка в ходе войны с международным терроризмом. Главной целью этого расследования, по утверждению авторов, было определить, насколько высшие офицеры несут ответственность за потери в бою, и как можно установить все обстоятельства, которые могут привести к отставке высокопоставленных военных или даже суду над ними.
«До вторжения в Афганистан в США особо не думали об этой проблеме. Но когда потери достигли нескольких сотен человек, то общественности нужно было показать, что никто не уйдёт от ответственности за неправильные решения», - говорит Корреспонденту Роберт Коулд из Совета по внешней политике.
К 2015 году, когда только в Афганистане погибло более 3 тыс. человек, система военного следствия была уже достаточно налажена и дотянулась даже до «четырёхзвёздочных» генералов. Правда, большинство этих процессов не афишируются. И только по громким отставкам можно понять, что некоторые генералы или полковники уже поплатились своими званиями после служебных расследований.
Отдельно стоит и служба, расследующая военные преступления в этих войнах, а также разоблачающая армейских начальников, которые покрывают своих подчинённых.
Так, в 2013 году несколько генералов спешно ушли в отставку после того, как комиссия министерства обороны обнародовала доклад по стрельбе на багдадской площади в 2007-м. Тогда наёмники компании Blackwater застрелили 17 мирных жителей. А военные чиновники пытались их покрывать и сделать так, чтобы информация об этом не попала в прессу.
Наконец, никто не скрывает, что такие расследования – часто способ политической борьбы. В разгар войны с мировым терроризмом партия военных усилилась в Вашингтоне, и сразу у нескольких генералов появились президентские амбиции. А разбирательства в запутанных делах, где каждое решение, принятое на поле боя, можно было оспорить, сильно подорвали влияние людей в погонах.
Сейчас в армии США уже сформировалась традиция, по которой каждое решение руководства может быть потом проверено и стать поводом для судебных разбирательств.
Боевые решения
По данным информационной службы CNN, за время войны с терроризмом по всему миру погибло примерно 8 тыс. солдат коалиции. Большинство — жертвы засад, неожиданных нападений террористов или повстанцев, а также подрывов на минах. И почти все сомнительные смерти были расследованы.
До 2001 года ситуация со службой расследования военных преступлений была достаточно сложная. «Война во Вьетнаме оказалась слишком идеологической, и потому никто не хотел показывать, что наши действия были неправильными или вели к гибели наших солдат», - говорит Корреспонденту Томас Палмер из Центра Атлас.
Война в Персидском заливе была не такой длительной и потому привела к куда меньшим жертвам. Но и тогда в министерстве обороны задумались над тем, как реагировать на запрос общества расследовать спорные решения.
Только после вторжения в Афганистан и Ирак дело сдвинулось с мёртвой точки. До этого ставить под сомнения приказы командования или разбирать их после боя было непринято. Однако в 2005 году в СМИ начала просачиваться информация о слишком больших потерях. Поэтому в армии создали службу военных расследований, которая постепенно разрослась до отдельного ведомства.
В основном её деятельность была сосредоточенна на двух аспектах — решениях в бою и военных преступлениях против мирного населения или пыток в тюрьмах.
Первый аспект – более сложный, так как почти невозможно доказать, что командир отряда допустил ошибку в меняющихся обстоятельствах боя. Да и требования подкреплений также могли быть несвоевременными и привели бы к ещё большим потерям.
Тем не менее до 2015 года эта служба провела более 50 расследований. По их результатам министерство обороны отстранило от службы 15 полковников, шестеро из которых вынуждены были подать в отставку. Большая часть из них подозревались в том, что не смогли вовремя оказать помощь отрядам, которые попали в засады боевиков. После этого, по данным Аналитической службы Конгресса, в армии коалиции в Ираке и Афганистане практика вызывать авиацию стала почти постоянной.
Кроме того, часть дел касалась препятствия к доступу к информации. Военное командование часто ссылалось на тайну проведения операций и потому не давало объяснений своих решений для СМИ или родственников погибших. В 2010 году президент Барак Обама подписал указ, упрощающий доступ военных прокуроров к этим данным, хотя все процессы по этим фактам остаются закрытыми.
Другая сторона военных расследований более известна обществу. Это военные преступления коалиционных сил. По информации The Economist, более 1.500 мирных жителей Ирака, Афганистана и Пакистана погибло из-за ошибок или прямого умысла коалиционных сил. Ещё более 3 тыс. человек испытали на себе пытки в тюрьмах и военных частях. В США прошло более 50 процессов против отдельных рядовых, а также высокопоставленных военных, пользовавшихся своей властью, чтобы получать информацию с помощью «форсированных методов» допроса.
Всего ко второй половине 2015 года, по неподтверждённым данным, было проведено более 200 расследований фактов ошибок, которые привели к смерти солдат, и прямых военных преступлений.
Дело генералов
Когда Америка начала борьбу с мировым терроризмом вначале в Афганистане, а потом в Ираке, это послужило сильным толчком для продвижения по службе некоторых высокопоставленных военных. Генералы Дэвид Петреус и Стэнли Маккристал стали постоянно появляться на телевидении и объяснять, насколько важно уничтожать боевиков и налаживать контакты с мирными жителями этих стран. Тогда же многие американцы начали верить, что генералы смогут быть приемлемой альтернативой обычным политикам из Вашингтона, которые слишком сильно ассоциировались с коррупцией и тайными решениями.
Но через несколько лет ситуация изменилась. Боевые генералы США часто не могли понять суть американской политики и допускали слишком много ошибок. В 2009 году генерал Маккристал, который тогда командовал международными силами в Афганистане, позволил себе в интервью негативно высказаться о специальном представителе президента Обамы в этой стране, а также раскритиковал американского посла в Кабуле. Уже через несколько дней человек, которому прочили политическую карьеру, ушёл в отставку.
Хотя после его отставки некоторые аналитики заговорили о том, что ещё перед выступлением генерала военная прокуратура начала расследование его действий в ранге командующего войсками в Афганистане, поэтому он и решился так резко высказаться против действий администрации, поддержавшей это расследование.
Позднее и генерал Петреус, который также возглавлял силы в Ираке и Афганистане, тоже оказался замешан в скандале. В прессу просочилась информация, что он предоставил своей любовнице доступ к рабочей почте разведки и другим секретным документам. После недолгого судебного разбирательства генерал признал свою вину и также ушел в отставку. Со временем стало известно, что его также обвиняли в превышении служебных полномочий и неправильных решениях в ходе войны с режимом Талибов. Ещё несколько генералов в тот же период подали в отставку. Эти военные были тесно связаны с опальными генералами и попали под разбирательство их действий.
По мнению Джорджа Фостера из Фонда Наследие, боевые генералы привыкли, что их решения никто не будет оспаривать и потеряли осторожность, когда попали в политику. «А позднее война против терроризма сама стала непопулярной и командующие армий также перестали и думать про политику», - говорит эксперт Корреспонденту. В связи с этим громкие процессы против генералов закончились, хотя и сейчас, возможно, некоторые решения высшего командования расследуются, но всё это происходит в закрытом режиме и становится известным после громких отставок.
***
Этот материал опубликован в №5 журнала Корреспондент от 12 февраля 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.