Как мы теряли Крым: документы от Турчинова
Как два года назад политики вырабатывали стратегию по защите полуострова от российской аннексии.
В 2014 году угроза войны Украины с Россией была реальна, как никогда.
На заседание СНБО 28 февраля 2014 года обсуждалась возможность введения военного положения.
Достоянием общественности стала стенограмма этого заседания Совета национальной безопасности.
Корреспондент.net собрал главные тезисы скандальной стенограммы.
Война реальна
Тогдашний министр обороны Игорь Тенюх заявлял, что “цель российской армии - реальная подготовка к вторжению на нашу территорию: переход и выполнение боевых задач”.
“Те, кто захватывает объекты в Крыму, это - спецназ, который прошел боевую выучку в горячих точках России”, - отметил Тенюх.
Полный развал армии
По словам Тенюха, со всей Украины для защиты Крыма Минобороны могло собрать вооруженную группировку численностью не более 5 тысяч человек – для реальных выполнений боевых задач.
“Готовность большинства наших частей к выполнению боевых задач вызывает большое сомнение”, - констатировал Тенюх.
Из 15 тысяч украинских военных на полуострове верными Киеву, по данным Минобороны, осталось 1,5-2 тысячи военных.
Численность российских войск в Крыму Тенюх оценивает в 20 тысяч человек.
«Наши военные и силовики деморализованы. Многие из них не воспринимают новую власть и не готовы выполнять приказы, или вообще предали присягу. Моральный и психологический климат в руководстве чрезвычайно низкий, если не сказать, вообще предательский», - заявил тогдашний глава СБУ Валентин Наливайченко.
“Мы не готовы к военной операции, к сожалению, для нас. И это знают россияне”, - заявил премьер-министр Арсений Яценюк.
Крым за Россию
«Обстановка в Крыму - массовая поддержка населением действий Российской Федерации. Очень мощная кампания дезинформации и дискредитации, и нагнетания общественных настроений с использованием крымских и российских средств массовой информации», - заявил на совещание Валентин Наливайченко.
Такое же мнение высказал министр внутренних дел Арсен Аваков: «Большинство населения Крыма занимает пророссийскую, антиукраинскую позицию. Это риск, который нам нужно учесть».
Киев некем защищать
«Если мы идем по пути введения военного положения, увидите, что начнется. Это часть их плана. Туда кроме военных приедут чеченцы, если уже не приехали. Там будет этнический конфликт разгоряченный. И нас обвинят, как центральную власть, в том, что мы «играя мышцами», которых нет, спровоцировали конфликт и кровь в Крыму. Россия сразу введет войска на материковую Украину. По информации Министра обороны, у нас нет сил Киев защитить», - Арсений Яценюк.
Запад против
США и Германия просили Украину не начинать каких-либо активных действий в 2014 году, которые могли бы стать поводом для широкомасштабного сухопутного вторжения России. Об этом заявил на заседании СНБО Валентин Наливайченко.
Глава СБУ тогда отметил, что "мы должны услышать западных партнеров, а им нужно время для принятия решений".
Роль Тимошенко
Юлия Тимошенко, которая тогда только вышла из тюрьмы и не являлась членом СНБО, тоже почему-то присутствовала на важнейшем заседании госоргана.
Тимошенко настаивала на том, что Украине нельзя применять оружие, чтобы не спровоцировать Москву.
«Если бы у нас был хотя бы один шанс из ста выиграть у Путина, я была бы первая, кто бы поддержал активные действия. Но посмотрите, в каком состоянии сейчас наша армия. Посмотрите, можем ли мы противостоять ему в Крыму, где на порядок больше российских солдат, современное оружие и полноценные российские военные базы? Я также разговаривала с нашими зарубежными партнерами, и они подтверждают - российские войска на границах и просят не делать никаких движений. Мы должны их послушать, потому что без них мы совершенно бессильны», - заявила Тимошенко.
Военное положение
Тогдашний и. о. президента Украины и соответственно глава СНБО Александр Турчинов единственный выступил за введение военного положения, полную мобилизацию и переброс войск из Центра и Запада на Восток и Юг.
Его больше никто не поддержал.