Лидер по пиратству. Как Украина борется с нарушением авторских прав

Корреспондент.net,  25 февраля 2016, 16:00
💬 47
👁 7711

Украина предприняла новую попытку борьбы с интернет-пиратством, в частности с популярными в стране файлообменниками.

Корреспондент опросил рекламодателей, которые дают жизнь подобным ресурсам, пишет Дмитрий Громов в №6 издания от 19 февраля 2016 года.

У сайта ex.ua, известного, наверное, каждому соотечественнику, который скачивает кино и музыку из интернета, трудная судьба. Несколько лет назад он оказался на грани закрытия из-за претензий к нему со стороны правоохранительных органов.

Западные ассоциации правообладателей неоднократно вносили его в свои списки пиратских сайтов, а приложение этого ресурса для Android то появлялось, то исчезало из официального магазина Google Play. По словам экспертов, сайт балансирует на грани — то выполняя претензии правообладателей, то снова нарушая авторские права.

Ex.ua – лишь один из сотен схожих ресурсов. На днях Международный альянс интеллектуальной собственности (США) назвал Украину лидером среди нарушителей авторских прав в интернете. В меньшем объеме их нарушают Чили, Китай, Индия, Индонезия, Россия, Таиланд и Вьетнам.

Такой вольницы для сайтов, совершенно бесплатно раздающих всем желающим зрелища — от классиков кинематографа до современных блокбастеров и сериалов, — в Европе и США давно нет.

Там действует процедура notice and take down — блокировка контента по уведомлению. То есть, правообладатель того или иного контента — кино, музыки, книг и так далее — может потребовать удаления этих файлов из свободного доступа, пока суд окончательно не определит, имеет ли сайт право на их распространение.

Аналог этой процедуры теперь будет действовать и в Украине. Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона О государственной поддержке кинематографии, который её регламентирует.

Правообладатель должен сначала обратиться с просьбой убрать контент к владельцу сайта, затем, если он не нашёл его, — к хостеру, предоставляющему сервер для файлов. В случае, если хостер не может предоставить информацию о своём клиенте, он обязан заблокировать контент.

Действия парламентариев вызвали критику со стороны компаний-провайдеров и хостеров интернета, в частности, представляющей их интересы Интернет-ассоциации Украины. Они утверждают, что закон ударит по свободе интернета в Украине, но не избавит его от пиратов.

По мнению главы ассоциации Александра Ольшанского, руководителя Internet Invest Group, украинский вариант нормы notice and take down не соответствует европейскому, так как не обязывает правообладателя после того, как он назвался таковым и заблокировал сайт со спорным контентом, доказать в суде своё право на этот контент.

Авторы законопроекта считают, что, напротив, в суде своё право на размещение контента должен доказывать заблокированный сервис, поскольку в Украине практически невозможно выйти на владельцев пиратских сайтов.

Такие ресурсы вообще не будут судиться — скорее, просто поменяют украинские хостинги на иностранные, как поступали в последнее время, полагает Виталий Чирков, креативный директор StarLight Digital.

Чирков является представителем общественного движения Чистое небо, инициаторами которого стали крупнейшие телевизионные медиа-группы — Inter Media Group, 1+1 Медиа, Медиа Группа Украина и StarLightMedia, представляющие телеканалы Интер, 1+1, Украина и много других.

Закон лоббирует прежде всего их интересы как украинских производителей кинопродукции, считает Ольшанский. Это и немудрено. Из-за пиратов сорвалась продажа фильма украинско-российского производства Незламна одному из крупнейших китайских прокатчиков.

Незламна к тому моменту уже была доступна в пиратской копии в интернете. Поэтому кинопроизводители называют пиратов важной причиной, почему украинский контент не продаётся за рубеж.

Представители провайдеров и хостеров, которые дают площадки для размещения контента таких сайтов, как ex.ua, fs.to, kinogo.co и других, утверждают, что они вовсе не защищают пиратские сайты — их больше волнует собственная судьба, ведь закон в таком виде ударит и по ним.

«Украинский закон делает провайдеров соучастниками случаев, если правоохранители докажут, что через них транслировался пиратский контент, — объясняет Ольшанский. — Поэтому им, чтобы не бодаться с милицией и правообладателями, проще сделать так, чтобы никто никого не нашёл, что и происходит на самом деле».

По мнению Ольшанского, украинский закон заставил провайдеров солидаризоваться с пиратами. А бороться с ними провайдеры станут, если они будут получать часть денег, которые пользователи платят за контент, как это делается во всем мире. И это для них больший стимул, чем любое законодательство.

Сегодня экономические рычаги являются ключевыми в процессе взаимоотношений между государством, провайдерами, пиратами и потребителями. Серые сайты привлекают больше рекламы, чем лицензионные, она у них дешевле, и аудитория несравнимо больше.

По подсчётам Ивана Шестакова, директора по маркетингу MEGOGO, около 80-85% рекламных денег уходит в пиратскую зону, и выжить в этих условиях только на рекламной модели сайтам с легальным контентом, таким как MEGOGO, непросто. По словам Шестакова, они пытаются внешне быть похожими на пиратов — давать часть контента бесплатно.

«Мы, конечно, пытаемся развивать платную модель, но при обилии пиратов она работает плохо, — отмечает Шестаков. — В отличие от пиратов же, мы платим за библиотеку».

Кроме коммерческих, есть и сугубо культурные аспекты этой проблемы. Никакой легальный сайт и тем более никакая сеть кинотеатров не предоставят того разнообразия контента, что есть на пиратских сайтах.

«Правообладатели не хотят, чтобы я смотрел нелегально, — пишет в своём блоге Дмитрий Гадомский, партнёр практики ІТ и медиа-права юридической компании Juscutum. — Это же преступление, говорят мне они. А где же взять легально, простите?».

Гадомский приводит такой пример: студент живет в Лохвице Полтавской области и больше всего на свете хочет перестать чувствовать себя полтавским провинциалом. Ему хочется прочесть Атлант расправляет плечи Айн Рэнд и послушать новый диск джазового коллектива Avishai Kohen.

«Чёрт возьми, мы в стране третьего мира со средней зарплатой в € 50! – восклицает эксперт. — За € 10 в месяц мы получаем пару фильмов и несколько низкосортных сериалов. И вот интернет подарил нам PirateBay, ex.ua, RuTracker, my-hit.ru, ВКонтакте и массу других ресурсов, которые заполняют культурную пропасть между культурной киевской семьёй и студентом из Лохвицы».

Сеть — это средство обмена информацией, которую невозможно контролировать, но можно монетизировать, полагает Гадомский. А кинопроизводители и правообладатели пока не научились это делать, поэтому апеллируют к силовой защите и этическим принципам.

Инициатива Чистое небо обратилась ко всем, кто участвует в распространении и монетизации контента в интернете, с целью предотвращения финансирования сайтов, нарушающих права интеллектуальной собственности и препятствующих развитию добросовестной конкуренции на украинском рынке. В частности, обращение адресовано к рекламодателям.

«Обращайте внимание на легальность сайтов, на которых размещаете рекламу. Не размещайте бюджеты на пиратских сайтах, даже если реклама там стоит дешевле, — они не несут расходы на украденный контент», — говорится в нём.

Корреспондент выяснил, кто рекламируется на сайтах ex.ua, fs.to, kinogo.co, а заодно узнал мнение рекламодателей об этой проблеме.

Из 27 компаний, которым редакция направила свои запросы, пять отказались их комментировать, 15 не ответили и семь высказали свою позицию. Корреспондент задал им следующие вопросы:

1. Считаете ли вы указанные сайты пиратскими?

2. Считаете ли вы этичным размещать там свою рекламу?

3. Следует ли государству бороться с такими ресурсами?

Николай Росличенко, pr-специалист RST — сайта по продаже автомобилей

1. Мы не осведомлены, какими правами обладает тот или иной сайт, так как мы не заказываем размещение рекламы на каком-то конкретном сайте. Множество рекламы, если это можно назвать так, в интернете закупается по моделям CPC и CPA, когда оплачивается лишь объём привлеченного трафика, а не сам факт размещения на каком-то конкретном сайте, которых может быть десятки тысяч.

2. Считаете ли вы этичным, что при сборе кофе или какао бобов, возможно, используется рабский труд, или этично покупать только тот кофе, на котором будет написано «при сборе данного кофе не использовался рабский труд» и пофамильно перечислены все декларации об уплате налогов сборщиков кофе, а также их заверительные документы, что на вырученные деньги они не будут приобретать наркотики или покупать нелицензионные диски с нелегальным контентом, ведь в противном случае, покупая кофе, вы можете быть причастны к распространению нелегального контента.

3. Закрывать такие сайты — это примерно то же, что ходить и выдергивать из розетки каждое устройство, которое потенциально может воспроизвести авторский контент. Масштабы интернета не позволяют использовать привычные бюрократические методы, и для легализации контента необходимо её упрощение, а также упрощение процедуры блокировки конкретных страниц на уровне провайдеров с перенаправлением на официальную страницу данного контента.

Юлия Гоцюк, глава отдела по связям с общественностью European Business Association

1. Мы считаем, что борьба с интернет-пиратством однозначно должна происходить комплексно и системно на государственном уровне.

2. Мы были и будем очень внимательны в подборе площадок для размещения подобного контента для проектов в будущем.

3. Мы поддерживаем инициативу борьбы с медиа-пиратством и считаем, что борьба с этим явлением должна происходить поэтапно, прозрачно, в рамках закона и не должна негативно отражаться на бизнесе законопослушных рекламодателей и площадок, которые занимаются легальной дистрибуцией контента.

Павел Пиминов, директор по связям с общественностью Фонда АНТИСПИД Елены Пинчук

1. Мы работаем с ex.ua с 2010 года. Эта работа строится на тех же принципах, что и наше взаимодействие с другими крупными интернет-ресурсами, контент которых наполняют пользователи — такими, например, как YouTube.

Однако в случае с ex.ua есть важное отличие: мы не являемся рекламодателями, не размещаем социальную рекламу или какую-либо другую информацию на ресурсе. Администрация ex.ua уже много лет в качестве нашего партнёра по своей инициативе поддерживает наши проекты.

Яркий пример такого партнёрства — это проект по сбору благотворительных пожертвований на новогодние и рождественские подарки для ВИЧ-позитивных детей Мечты сбываются!.

Кроме того, ежегодно 1 декабря, во Всемирный день борьбы со СПИДом на ex.ua частично или полностью снимается коммерческая реклама, и промоплощадки сайта открываются для социальных проектов по борьбе со СПИДом. Благодаря этому у нас есть возможность охватить аудиторию до 1 млн человек, которая за 24 часа просматривает несколько десятков миллионов социальных видеороликов.

По интенсивности партнёрского взаимодействия наше сотрудничество с ex.ua можно сравнить, например, с тем, как мы работали с сайтом korrespondent.net, с которым в 2011 году фонд провел первый в истории Украины масштабный онлайн-аукцион Звёзды на продажу.

В результате этого проекта Киевский областной центр крови получил современное оборудование по очистке донорской крови. Благодаря нашему сотрудничеству с крупнейшими украинскими интернет-ресурсами мы год за годом работаем для того, чтобы спасать жизни тысяч людей. И чтобы жизнь ВИЧ-позитивных детей в нашей стране стала хоть немного лучше и счастливее. Этим для нас и определяются этические основания в работе с ex.ua.

Антон Потиха, главный исполнительный директор FYBES.net — сервиса доставки товаров путешественниками

1. Не согласен, что ex.ua — пиратский. Это сайт, где люди виртуально меняются своими фильмами и другими файлами. Раньше можно было поменяться дисками из руки в руки, а сейчас можно поменяться на сайте. Насколько я могу судить из анализа этого сайта, который мы проводили перед размещением рекламы, на нём нет ворованного контента, есть только пользовательский контент, который люди выкладывают.

2. У сайта отличная аудитория, поэтому размещение рекламы на нём привлекательно и приносит свои результаты.

3. Вопрос о правовом преследовании пиратов, скорее, к юристам. Насколько я знаю, все юридические вопросы к ex.ua были закрыты ещё несколько лет назад.

Антон, технический директор it-компании IPROWEB

1. Я не знаю, не могу ответить ни да, ни нет, просто в это не вникаю. Я знаю, что есть сервис с большой посещаемостью, я знаю, что теоретически на этих сервисах могут находиться наши клиенты.

2. Я не знаю, как в вопросе этичности, я смотрел с точки зрения моей заинтересованности в привлечении клиентов. Есть клиенты, которые могли заинтересоваться нашей рекламой, и они являются посетителями этого сервиса. Это никак не связано с тем, что этот сервис у себя размещает. Понятно, что если бы я [как рекламодатель] разместил информацию, к примеру, незаконного порнографического характера или же призыва к употреблению алкоголя или курению, то за это отвечал бы я.

3. На подобных сайтах надо изначально оговаривать все вопросы правообладания, как это делается у apple-систем. Словом, если всё это делать на законном основании [бороться с пиратами, в частности путём введения платы за контент] и не за сумму, которая для 70% населения будет недоступной, то люди с радостью будут платить, как они платят за телефон, интернет и ТВ.

У меня дома и на всех моих устройствах установлено MEGOGO телевидение, я честно плачу за тот контент, который они передают в месяц. Ex.ua я пользуюсь в режиме файлообменника, если мне надо передать какую-то информацию более 2 Гб. Я считаю, что если контент качественный, то почему за него не заплатить?

Александр Биличак, замдиректора Такси Шансон

1. С потребительской точки зрения, эти сайты хороши, но с точки зрения закона и правообладателей — пираты, и они [правообладатели] совершенно правы.

2. С точки зрения рекламодателя, я не считаю, что размещение на этих сайтах рекламы не этично или может повредить нашей репутации. Когда мы нашим рекламистам даём задание, мы даём самые посещаемые сайты и возрастной диапазон на месяц. Сегодня мы можем быть на fs, завтра на новостных сайтах, и вопрос этики здесь можно ставить лишь во вторую очередь.

3. Если эти сайты, которые называют пиратскими, до сих пор не закрыло государство, значит, оно либо разрешает им работать, либо закрывает на них глаза. А с торрентами ещё сложнее бороться, более того, можно без проблем качать и с российских сайтов, и этому тоже никто не препятствует. А то, что людям эти ресурсы нравятся, — это да. Нам нравится, вам нравится, потребителю… Но это всё равно что ездить на машине, нарушать правила, зная, что нарушаешь, а тебя никто не штрафует.

***

Этот материал опубликован в №6 журнала Корреспондент от 19 февраля 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: Украина интернет контент пиратство