Несрочно в номер. Что за фильм получил Оскар
Одна Пулитцеровская премия и шесть номинаций на Оскар: в украинский прокат вышел фильм В центре внимания.
В это воскресенье, 28 февраля, в лос-анджелесском театре Dolby состоялась 88-я церемония вручения премии Оскар. Награду в категории Лучший фильм получил фильм Томаса Маккарти В центре внимания.
Анна Давыдова в в №7 журнала Корреспондент рассказала о картине, которой суждено было стать триумфатором Оскара.
“В этом фильме есть настоящесть, — пишет обозреватель The Guardian. — Он показывает, что такое журналистское чутьё: как уметь видеть дальше заголовка и добывать из истории настоящую Историю”.
Когда в 2001 году по требованию нового главного редактора газеты The Boston Globe сотрудники отдела расследований Spotlight брались за дело о развращении малолетних священниками бостонской католической епархии, никто из журналистов не подозревал, каким окажется масштаб проблемы.
То, что по-началу представлялось единичными случаями, в итоге оказалось огромной порочной системой, которая на протяжении десятилетий калечила жизни сотен детей и сознательно покрывалась на уровне высших чинов церкви и приближённых к ним уважаемых горожан.
“Мы называем Бостон самым большим маленьким городом Америки”, — говорит в интервью The
Guardian Майк Резендес, единственный из тогдашней команды расследователей, кто и сейчас работает в Spotlight (в фильме его играет Марк Руффало). “Здесь кажется, что все друг друга знают, — продолжает Майк. — И создатели фильма очень точно это уловили, показав способность людей объединиться и открыто выступить против того, что неправильно”.
Вот только для того, чтобы увидеть несправедливость, бостонцам понадобилась помощь чужака.
Свежий взгляд
“То есть он неженатый еврей, не любящий бейсбол? Ну-ну…” — так комментирует персону назначенного из Майями нового редактора The Boston Globe Марти Бэрона (Лев Шрайбер) юрист, отстаивающий интересы бостонской епархии.
И вот именно этот, со всех сторон “сомнительный”, главред начинает то, что выглядит как война против католической церкви, хотя по факту становится борьбой — нет, не за Пулитцера, — за правду.
Благодаря незашоренному взгляду и отсутствию пиетета перед “отцами города” (ну и журналистским амбициям, конечно), Бэрон видит то, чего не замечают другие сотрудники издания, — историю, которую можно “раскрутить” из проходной газетной колонки о священнике, обвинённом в сексуальных домогательствах к детям.
Когда сотрудники Spotlight во главе с редактором Уолтером Робинсоном (Майкл Киттон) берутся за расследование, то уже вскоре выясняется, что речь идёт не о единичном случае, а о 13 бостонских священниках. Дальше эта цифра увеличивается до 87.
Восемьдесят семь (!) священников, которые десятилетиями (!!) развращали детей, кочуя из парафии в парафию.
Могло ли это быть тайной для церковной верхушки? Безусловно, нет. Но когда журналисты начинают искать доказательства причастности кардинала к систематическому покрыванию грехов этих далеко не святых отцов, выясняется, то что все следы тщательно подчищены.
Фантастика и реальность
В центре внимания — кино “нудное”, в том плане, что здесь нет ни пикантных сцен, ни жёсткого экшена. Что же есть? Есть обычная журналистская работа — правда, выполняемая далеко не с самой обычной дотошностью и упорством.
А работа эта нудная на самом деле: люди постоянно куда-то звонят, с кем-то говорят, что-то записывают, что-то проверяют, перепроверяют, перепроверяют ещё раз, снова звонят…
По сути, В центре внимания — это классическая производственная драма. Хотя в свете отечественных медиареалий фильм можно принять и за научно-фантастическое кино.
“Сколько времени занимает у вашего отдела раскрутка одной истории?” — интересуется Бэрон у Робинсона во время первой встречи. “Обычно месяц-два”, — отвечает тот.
Да, вы не ослышались: пару месяцев команда из четырёх журналистов занимается разработкой одной истории — поиском источников, сбором информации, проверкой фактов. Не выдавая при этом ни строчки текста. Получая при этом зарплату. А расследование дела священников-педофилов в итоге заняло у них и вовсе большую часть 2001 года (с перерывом, вызванным трагедией 11 сентября).
Сказать, что для украинского журналиста это звучит как фантастика — значит не сказать ничего
Не менее фантастической выглядит и редакция The Boston Globe, где один только огромный подвал-архив, кажется, может дать фору библиотеке им. Вернадского.
А уж совсем фантастическим выглядит возраст издания — на сегодняшний день газета существует 144 года, с 1872-го. А её Spotlight является старейшим отделом расследований в США.
К слову, в 2011-м в газете появился и второй отдел расследований — со специализацией на вопросах коррупции: видимо, уже имеющихся на её счету 23 Пулитцеровских премий The Boston Globe мало.
Но техническое обеспечение и ресурсы — это одно, а профессия — другое. И если первому у The Boston Globe можно только позавидовать, то второму — стоит поучиться: тот уровень работы с источниками, дотошность в проверке фактов и сборе информации, которые показаны в фильме, не могут не вызывать уважения.
Как и результат их работы: после опубликования статьи о священниках-педофилах, защищавший их кардинал Бернард Лоу был отозван из Бостона, а открытые журналистами факты внесли большой вклад в борьбу с аналогичными преступлениями по всему миру.
“Честный” и “убедительный” — так охарактеризовало фильм Томаса Маккарти официальное радио Ватикана, добавив, что картина помогла католической церкви США “полностью осознать этот грех, признать его публично и принять последствия”.
А также на сайте станции было отмечено, что журналисты The Boston Globe “доказали верность своему призванию, показали пример того, как следует искать факты, верифицировать источники и — на благо общины и города, — стали паладинами на страже правосудия”.
На своем месте
“Замечу от себя: конечно, вряд ли я мог бы быть ещё менее объективным по отношению к этому фильму. Да и вы бы не смогли, если бы съёмочная группа пришла и начала в вашем офисе снимать кино, где звёзды первой величины играют мужчин и женщин, с которыми вы стоите в очереди за обедом или поднимаетесь на эскалаторе (когда он работает)”, — признаётся в материале о картине, посвящённой его газете, журналист The Boston Globe Тай Барр.
Свою “необъективную” статью он озаглавил так — Великолепный фильм В центре внимания не превращает журналистов в героев. И каждое слово тут правда: фильм действительно великолепный представитель жанра, но при этом он вовсе не возвеличивает репортёров Spotlight, не изображает их такими себе рыцарями диктофона и клавиатуры — без страха, упрёка, кредитов, семейных проблем и обычной журналистской лени.
Всё это есть: они живые люди, крепкие профессионалы, стабильно работающие по накатанной и изначально вовсе не хотевшие связываться с крайне “скользкой” темой.
Более того, в своё время не раз и не два отправившие в корзину присылаемые им юристами и активистами материалы, которые помогли бы поднять эту историю на годы (!) раньше.
Хотя в том, что они всё же сумели преодолеть себя, признать и исправить собственные ошибки, пожалуй, и заключается один из ключевых месседжей картины, который выводит её за рамки “фильма о журналистах” и делает просто “фильмом о людях на своём месте” — независимо от профессии.
Людях, которые когда-то осознанно выбрали для себя определённое дело, но с годами — с накопленным опытом, наезженной колеёй и усталостью от рутины, — словно забыли, зачем это сделали. Но которые готовы — и могут — вспомнить.