Свобода печати. Местные издания освободились от привязки к власти
Районки, уникальный сохранившийся в Украине вид СМИ, обретают свободу от местной власти.
В живописном городке Сквира Киевской области жизнь тиха и неспешна. Однако, как и в любой провинции, от соседей здесь не скроешься. Новости разлетаются молниеносно благодаря не только сарафанному радио, но и районной газете Вiсник Сквирщини, пишет Ксения Цивирко в №13 журнала Корреспондент от 8 апреля 2016 года.
Небольшой женский коллектив из шести человек уместился в трёх комнатах здания районной администрации. Жизнь в редакции бьёт ключом: раздаются телефонные трели — читатели просят разместить поздравления, объявления и пожелания на страницах газеты. Некоторые с той же целью заходят в редакцию лично.
На столе главного редактора Екатерины Бондарчук творческий беспорядок — каждое утро она знакомится с исчезающим ныне видом почты — бумажными письмами, которые читатели присылают, как в советские времена, — пачками.
«Пишут всё — стихи, пожелания, жалобы, благодарности…», — с улыбкой рассказывает Бондарчук. Её, журналиста с 34-летним стажем, большинство местных знают в лицо, и поэтому делятся с ней информацией, просто встретив на улице.
В то же время, учредителем Вiсника является местная администрация, и он обязан размещать официальные отчёты, документы и распоряжения. Порой за отклонение редакции от «линии партии» на неё накладывают санкции. Так, в 2005 году новоназначенный глава Сквирского района требовал от редактора класть ему на стол материалы каждого номера. А когда коллектив несколько раз отказался это делать, изъял тираж издания.
«В том номере не было никаких критических материалов про власть, так что это была попытка показать свою всесильность и не более», — вспоминает Бондарчук.
По её словам, редакции удалось отстоять свою правоту в суде, а чиновник за самоуправство лишился поста. Однако в целом таким изданиям сложно избежать давления и материалов, спущенных сверху.
Районки — довольно обширный класс государственных и коммунальных СМИ, сохранившийся в Украине со времен СССР с соответствующим стилем управления. Их в стране – около 1 тыс.
Сделать многотиражки независимыми как в коммерческом, так и в журналистском отношении должен вступивший с1 января в силу Закон О разгосударствлении печатных СМИ.
Процесс отрыва газет от своих нынешних учредителей завершится до конца 2018 года. На сегодня набралось 170 редакций, желающих избавиться от казённого попечительства
Процесс отрыва газет от своих нынешних учредителей завершится до конца 2018 года. Покинуть государственную гавань власть предлагает районкам пока добровольно. На сегодня набралось 170 редакций, желающих избавиться от казённого попечительства. Нерешительность оставшихся 800 с лишним газет эксперты объясняют просто: мало кому хочется расставаться с бюджетной кормушкой. По данным Национального союза журналистов Украины, в среднем на содержание одной газеты выделяется около 150 тыс. грн в год, однако каждое издание дотирует ещё и местный совет.
При этом одни редакции получают щедрое финансирование, а другие не видят и десятой доли от выделенных госсредств. Впрочем, есть и те, кто уже сегодня может зарабатывать самостоятельно — на платных объявлениях и рекламе. Такие районки и вызвались участвовать в пилотном проекте по разгосударствлению.
Сергей Томиленко, и.о. главы Национального союза журналистов Украины, считает, что эту реформу надо было проводить гораздо раньше, ведь нынешний экономический кризис, ударивший по медиа-рынку особенно сильно, не слишком располагает к таким экспериментам.
Как газета, так и я
Борис Вильгань, постоянный читатель многотиражки Вiстi Богуславщини — официального органа Богуславского района — готов к её подорожанию в случае перехода на коммерческие рельсы. Он уверяет, что газету покупать не перестанет.
«На её страницах описана вся жизнь нашего небольшого района — каждые именины меня поздравляют [через многотиражку], я кого-то поздравляю, у меня даже папка есть, где я храню эти выпуски, — рассказывает Вильгань,— только здесь можно прочитать местные новости о том, что делается непосредственно вокруг меня».
Издания, подобные Вiстям, — и впрямь неотъемлемый атрибут культурной жизни глубинки. В редакции от посетителей нет отбоя. В одной из комнат напротив бухгалтера, сосредоточенно погружённой в бумажную работу, местный житель Роман, попросивший не называть его фамилию, ожидает приёма заказа. Он пришёл дать в газету поздравление с 60-летием для своей матери. Бухгалтер раскрывает перед ним толстую папку с сотнями заготовок для поздравлений, куда осталось только вставить имя и возраст адресата. За эту публикацию Роман заплатит около 150 грн., и его сыновний порыв оценят почти 5 тыс читателей Вiстей. Если быть точным, тираж газеты составляет 4.772 экземпляров.
Cогласно исследованию Союза журналистов, 70% заработка всех районок приходится именно на продажи тиража, однако, часть денег всё равно идёт государству. В собственную кассу Вiстi зарабатывают на объявлениях, подобных тому, что дал Роман, а также на рекламе и подписке, стоимость которой составляет 14 грн. в месяц.
Газета выживает своими силами без поддержки местного бюджета, уверяет и.о. главного редактора Лариса Угнивенко. «Мы уже третий год получаем [от государства] 10 тыс. грн. — эта сумма не покрывает и половину месячных расходов на издательство, — рассказывает она. — В частной беседе мне сказали, мол, район бедный, а деньги вы и так можете зарабатывать».
Как только появилась возможность окончательно вырваться из-под крыла власти, главред сразу решила участвовать в программе разгосударствления. Уйти в свободное плавание редакция не боится — она уже научилась бороться за выживание на медиа-рынке.
Угнивенко работает в газете почти 20 лет и хорошо помнит период «темников» — перечней рекомендуемых тем, которые спускались сверху. Сейчас финансового рычага давления на Вiстi нет — и влияние на их содержание ослабло.
Способы заработка сегодня практически ни у одной районки не ограничиваются только розничным распространением и подпиской. Причём с редакциями за рекламу и объявления расплачиваются не только деньгами, но и натурой.
Раида, бухгалтер мелитопольской газеты Новый день, описывает разнообразие подобных сделок: «Это и строительные материалы, и какая-то бытовая техника, а от рекламы продюсеров мы регулярно получаем билеты на концерт».
Приобретая экономическую самостоятельность от государства, районки по советской традиции продолжают выполнять функцию административной власти — принимать читателей, которые обращаются в редакцию за помощью в решении бытовых проблем
Приобретая экономическую самостоятельность от государства, районки по советской традиции продолжают выполнять функцию административной власти — принимать читателей, которые обращаются в редакцию за помощью в решении бытовых проблем.
«Приходится объяснять, что к нам нужно приходить, только если ответственный орган отказался помочь, — рассказывает Угнивенко. — Но, очевидно, нам доверяют больше».
Кабинет редактора Вiсника Сквирщины уставлен подарками читателей в стиле передачи Поле Чудес — от хрупких гербариев и оригами до статуэток ручной работы.
На столике у окна в окружении открыток стоят алые розы, принесённые кем-то из благодарных поклонников издания. «Они у меня сохранились ещё с 8 марта, — уточняет Бондарчук. — Знаете, почему? Я каждое утро наливаю в вазу свежую воду».
При этом интерактивности районных многотиражек может позавидовать иное столичное издание. В Вiснике есть рубрика Без ретуши, в которой каждый читатель имеет возможность свободно высказаться на любую социальную или политическую тему.
Такие материалы, уверяет Бондарчук, вызывают большой отклик аудитории, перерастающий в целый сериал по обсуждению проблемы с разных позиций.
«Районки являются, как правило, определёнными монополистами в регионе, потому что кроме них никто не освещает местные события, — объясняет столь тесную связь с читателями медиа-юрист Александр Бурмагин. — База подписчиков у них сохранится. Так что нельзя говорить, что их бросили в рыночные отношения как слепых котят».
Ампутация органов
Закон О разгосударствлении печатных СМИ стал своего рода лакмусовой бумажкой, выявив реальное финансовое положение маленьких редакций. По мнению Угнивенко, новшество вряд ли сразу примут газеты, получающие крупные дотации из бюджета.
Так, в 2014 году киевская муниципальная газета Крещатик со сравнительно небольшим тиражом 3.163 экземпляров получила 3,8 млн грн., а газета львовского городского совета Ратуша (3.000 экз.) — 980 тыс. грн. Логично, что и. о. главного редактора Крещатика Максим Филлипов решил отложить реорганизацию издания до второй волны, которая начнётся с 1 января 2017 года и будет уже обязательной для всех.
После выхода органов власти из состава учредителей издания, у редакции будет два пути: либо она становится самостоятельным субъектом хозяйствования и зарабатывает коммерческим путём, либо продолжает свою деятельность как официальное издание
На проведение глобальной процедуры разгосударствления заложено в бюджете более 195 млн грн. После выхода органов власти из состава учредителей издания, у редакции будет два пути: либо она становится самостоятельным субъектом хозяйствования и зарабатывает коммерческим путём, либо продолжает свою деятельность как официальное издание. В последнем случае страницы газеты превращаются в свод официальных документов и распоряжений, зато остаётся финансирование из бюджета.
«Особого смысла в таких изданиях я не вижу, ведь они перестанут заниматься журналистикой как таковой, — рассуждает Александр Назаренко, глава Ассоциации региональных СМИ и главный редактор газеты Наше слово в Черниговской области. — Разве что их можно будет подшить в папку, но и это тоже преходящее явление. Документооборот всё больше происходит и на электронном уровне».
Печатные издания, продолжает он, и без того переживают тяжёлые времена, принт через десяток лет станет элитарным точечным сегментом рынка, и в таком количестве официальных органов тем более не будет необходимости.
С другой стороны, если районки получат беспрецедентную в их истории свободу, они смогут заключать с администрациями договора об освещении их деятельности. Например, до сих пор власти использовали такие информационные ресурсы во время избирательных кампаний, отмечает Бурмагин.
«Можно было позвонить главному редактору и сказать: «Вася, опубликуй две полосы обо мне, и поставь на первой странице фотографию, где я красивый», — живописует он предвыборные будни районок. — Теперь это можно будет сделать только за деньги, заключив договор».
Глава Володарской РДА Киевской области Виктор Остапчук подтверждает готовность работать в равных условиях с обычными рекламодателями. Так или иначе, говорит он, разгосударствления избежать нельзя, и придётся покориться обстоятельствам.
Насколько редакции готовы к таким переменам, показывают те небольшие 10%, которые согласились участвовать в пилотном этапе
Насколько редакции готовы к таким переменам, показывают те небольшие 10%, которые согласились участвовать в пилотном этапе. По словам Томиленко, это связано не только с консерватизмом трудовых коллективов, но и с нечётко прописанной процедурой перехода на новую форму деятельности.
«В Законе не указано, как следует поступить редакции, если районный совет отказался выходить из состава учредителей, — объясняет он. — Органы власти могут оттягивать решение, чтобы получить ещё некоторое время влияния на газету, могут ожидать, что реформа провалится, и все вернётся на круги своя».
Глава Союза журналистов вспоминает горький опыт Александровской районной газеты Вперёд в Кировоградской области. Её главред Нина Доля обратилась в Союз с жалобой на местного главу Сергея Шпирку, который регулярно требовал свёрстанные макеты страниц на вычитку.
«Представьте, он сидит за обедом вместе с женой и читает, что выйдет завтра. И вычёркивает абзацы, которые нежелательно упоминать», — рассказывает Томиленко. Как только эта история получила огласку, глава РГА лишился кресла.
Разумеется, когда редакции выйдут из-под опеки местных чиновников, они получат полное право самостоятельно определять содержание номера. Чтобы издания смогли адаптироваться к новым рыночным условиям, закон устанавливает для них некоторые льготы. Реформированные СМИ 15 лет смогут платить за аренду на правах бюджетной организации. А если СМИ сохранит свое название, органы самоуправления должны будут передать редакции всё её имущество.
Однако власти не спешат расставаться со своей собственностью, отмечает главред Нашего слова Назаренко. Так, депутаты Менского районного совета в Черниговской области на последней сессии отказались выходить из состава учредителей этой газеты. По словам Назаренко, чиновники также не хотят предоставлять право льготной аренды помещения, так как, по их мнению, оно должно принадлежать территориальной общине, а не трудовому коллективу.
Правда, редакция Нашего слова уже считает себя независимой, потому что ещё 10 лет назад отказалась от бюджетных дотаций. «Если газета хочет быть качественной, она не может зависеть от власти», — объясняет главный редактор.
Эксперты считают, что власти существенно запоздали с этой реформой — её надо было проводить ещё в 2005-2006 году
Эксперты считают, что власти существенно запоздали с этой реформой — её надо было проводить ещё в 2005-2006 году. По словам Томиленко, сейчас платёжеспособность аудитории значительно упала, и любая газета или журнал уже не выглядит в глазах покупателя как приоритетный продукт.
Поэтому сегодня борьба за читателя на медиа-рынке станет жёстче, и осилит её наиболее мобильная, квалифицированная и прогрессивная редакция. «Это как бизнес, тут успех зависит от личностей, которые трудятся над очередным выпуском»,— резюмирует глава Союза журналистов.
Читатели районок надеются, что в этой мясорубке их любимые газеты сохранят свои главные функции — главного источника информации о жизни в глубинке. Районная многотиражка, по мнению Вильганя, помогает ощутить, что проблема каждого отдельного человека здесь имеет вес, вызывает чувство близости и общности с жителями своего города.
***
Этот материал опубликован в №13 журнала Корреспондент от 8 апреля 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.