Мнение: ЮНЕСКО нам не надо. Украина не беспокоится о своем наследии
Украина не заботится ни о своих объектах из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО, ни о возможном пополнении этого списка.
Во время поездок за рубеж я всегда сверяюсь со Списком всемирного наследия ЮНЕСКО. И стараюсь не пропускать объекты из него, если повезёт оказаться вблизи, пишет Ирина Пустынникова, краевед и автор путеводителей, в колонке, опубликованной в №14 журнала Корреспондент от 15 апреля 2016 года.
Обедать в мишленовских ресторанах и скупаться в дизайнерских бутиках — развлечение не для каждого украинского туриста. Но архитектурные и природные интересности с международным знаком качества доступны всем.
Местные жители тоже это понимают. В соседней Румынии, где в провинции с рейсовым транспортом негусто, около нас сами тормозили машины. И суровые мужики спрашивали: «Арборе?» или «Херманн?». Они ведь понимали, куда идёт пешком пара с рюкзаками и фотоаппаратами. В машине водители расцветали улыбками — всегда приятно, когда твоей страной интересуются. И прекрасно знали, где нужно остановиться: конечно же, около щитка с заветным ромбиком в кружочке, символа туристического качества.
Жаль, но в Украине у ромбика в кружочке нет никаких суперспособностей. Ну вот, например. Околицы Хмельницкого туристами не обласканы. Иногда гости едут к симпатичному барочному костёлу в селе Гвардейском, бывшем местечке Фельштине. Храм видный, местные им гордятся. Но стоит упомянуть что-то о месте из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО или о Дуге Струве — робеют и путаются.
Обвинять местных жителей не стоит. Их прапрапрадеды тоже не понимали, зачем в 1830-х годах рядом с местечком чудаки-учёные поставили вышку. И туристов у монумента на месте той вышки тоже не ждите: бродят тут только коровы, а сама чёрная тренога теряется на фоне высокого православного креста, зачем-то поставленного рядом.
Дуга Струве — она не про архитектуру вовсе, не про природу, она про человека. С 1822-го по 1855-й её тянули от норвежского Хаммерфеста до Чёрного моря, от Курляндии до Бессарабии — на 2.820 км. Это было первое в мире точное измерение сегмента меридиана. Расчётами занимался астроном и геодезист Фридрих Георг Вильгельм Струве. Дуга помогла точнее определить размеры и форму Земли и была огромным шагом вперёд для геодезии.
Всего было создано 265 станций дуги, сохранилось только 34. Четыре из них в Украине: три — в Хмельницкой области, одна — в Одесской. Все они (вместе с другими станциями из восьми стран) — в престижном Списке. Да вот только стелы в Катериновке и Барановке ещё скромнее, чем в Гвардейском.
Ладно, Дуга Струве — это не слишком впечатляющий объект. Но вот Резиденция митрополитов Буковины и Далмации в Черновцах — куда уж импозантнее и грандиознее? Когда в 2011 году главный корпус Черновицкого университета имени Федьковича попал в Список всемирного наследия, это был настоящий триумф воли. Денег он не принёс — ЮНЕСКО не финансирует объекты, отмеченные ромбиком в круге. Поддерживать их в надлежащем состоянии, следить за их целостностью — забота самой страны.
В этом году целостность Резиденции была нарушена. Утром 16 марта стену небольшого привратного домика ломали несколько неразговорчивых рабочих — собирались повесить банкомат. Общественность ударила в набат соцсетей — ректор университета Степан Мельничук отстреливался отговорками о том, что на разрушение стены дало разрешение Министерство культуры (не давало) и что установление банкомата согласовано с ЮНЕСКО (не согласовано). Победа была за общественностью, стену залатали. Но сам факт «покушения» красноречив.
У Украины таких объектов до обидного мало. Есть ещё исторический центр Львова, несколько киевских храмов, буковые леса на границе со Словакией, Херсонес, а также восемь деревянных карпатских церквей. Последние взяли в престижную компанию авансом: где-то надо было снять с крыш дешёвую жесть, где-то — избавиться от современных цементных дорожек или пластиковой вагонки.
Церкви в Списке с 2013 года, но для некоторых из них так ничего и не изменилось. Пятиглавый собор в Нижнем Вербиже — по-прежнему в «доспехах» из жести. Селянам жаль расставаться с таким красивым, сверкающим, покрытым чеканкой материалом. А то, что узнать в этой блестящей кастрюле деревянный памятник архитектуры непросто, — так это уже проблемы туристов, а их тут когда видели?
В последние месяцы вспомнили о списке ЮНЕСКО и в Каменце-Подольском. Местные газеты всполошились: власть хочет передать в аренду на 35 лет местному бизнесмену участок каньона недалеко от Резницкой башни. Тот собирается возродить там лодочную станцию, устроить на мелком и грязном Смотриче пляж, а ещё — парк развлечений с катаниями на квадроциклах.
Каменецким журналистам показалось, что всё это помешает городу получить ромб ЮНЕСКО. Зря волнуются: заявка города-крепости была подана ещё в 1989-м, когда Старый город не был утыкан аляповатыми подделками под старину и виллами местных нуворишей. За прошедшие 27 лет его состояние ухудшилось настолько, что ему сейчас место разве что в Списке утраченных шансов. Да и зачем нам это ЮНЕСКО? Денег там всё равно не дают.
***
Этот материал опубликован в №14 журнала Корреспондент от 15 апреля 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.