Новые известия: Выкинуть телевизор
"Насилие и пропаганда в российском эфире все сильнее пугают бывшие братские республики", пишут в своем сегодняшнем номере российская газета Новые известия.
Вчера стало известно, что в Эстонии запретили трансляцию российских телеканалов в тюрьмах – по мнению чиновников, оно плохо влияет на преступников и провоцирует их на "противоправное поведение". Эстонские власти не скрывают и политической подоплеки своих действий – в передачах, транслируемых из Москвы, слишком много идеологии. Показательно, что по тем же соображениям с российским ТВ развернули борьбу и в других странах постсоветского пространства. Но если чиновников пугает политическая пропаганда, то обычных граждан – избыток криминала и насилия.
Таллинская пресса цитирует вице-канцлера эстонского минюста Прийт Каму: "Неправильно, что заключенные смотрят каналы, в которых пропагандируются совершенные в Эстонии правонарушения или неподчинение распоряжениям законных представителей власти". Чиновник в данном случае имеет в виду не просто пропаганду преступности и насилия, а особую идеологическую направленность российского телевидения. Вице-канцлер, в частности, приводит в пример отношение российских телеканалов к вандализму и массовым беспорядкам, последовавшим после переноса памятника Воину-освободителю из центра столицы Эстонии в апреле 2007 года. Кама считает, что российские телеканалы пытаются представить вандалов героями, а полицейских – преступниками.
По мнению российских экспертов, наше телевидение, мягко говоря, не самое педагогичное в мире: "Уровень насилия на российском телевидении действительно превышает все мыслимые и немыслимые пределы, – заявил "НИ" президент Российской академии телевидения Владимир Познер. – Вы легко сможете обратить на это внимание, если сравните наш эфир с программами британского, французского или даже американского телевидения, я уже не говорю о Скандинавии, где насилия намного меньше. Как можно предположить, эстонский эфир близок по тематике передач к скандинавскому, поэтому контраст с Россией, конечно, разительный. Хотя, надо понимать, что отношение к России в Прибалтике достаточно негативное, поэтому во всех этих запретах есть значительный политический оттенок. В каком-то смысле он имеет под собой основание, поскольку российское телевидение, как и любое другое, несет определенную идеологию. Но все же в нашем эфире уделяется так мало место Эстонии, что за исключением этой шумихи с памятником, сложно говорить о какой-то направленной на эту страну пропаганде. Скорее, действия наших соседей следует рассматривать как эмоциональную реакцию".
Похожего мнения придерживается и основатель телекомпании НТВ, а ныне руководитель спутникового телеканала RTVI Евгений Киселев: "Реакция эстонцев связана, конечно, с политическими моментами – прежде всего истерией по поводу Бронзового солдата и разного рода нашистскими акциями, но засилье низкопробных передач, связанных с насилием, – не менее серьезная проблема". По мнению журналиста, у "чернухи" в последнее время появляется все больше пространства в эфире: "Я не пурист, и НТВ, который я создавал, тоже показывал фильмы на криминальную или эротическую тематику – это нормально, если люди хотят расслабиться. Но нынешний НТВ, у которого от старого осталось лишь три буквы в названии, заполняет весь эфир репортажами о том, как какие-нибудь упившиеся денатуратом женщины расчленили своего сожителя. Тот же Владимир Познер правильно отметил – если по телевидению все время показывать одну и ту же голую попу, у нее будет высокий рейтинг.
"Наше телевидение искусственно создало этот высокий спрос на голую попу, и она стала героем всех передач. Первый канал в этом смысле намного цивилизованнее, но там другая проблема – госпропаганда под видом аналитических передач".
В России сложилась уникальная ситуация, когда в эфире есть все худшее от западного и советского телевидения одновременно. Такого сочетания нет ни в одном из сопредельных государств, а может быть, и в мире. Скажем, государственное телевидение в Белоруссии легко даст фору российскому по мощи государственной пропаганды. Особенно популярны "аналитические" программы по выходным, где красочно демонстрируется хаос и разруха в России, а затем в том же сюжете процветание и благополучие народа Белоруссии. Но вот секс и насилие "батька" показывать запрещает. В стране есть только одна передача, где передается криминальная хроника – это "Zone X"на первом канале Белорусского телевидения. Местные телевизионщики стараются избегать трансляции даже российских фильмов, где, как считается, "с этим перебор".
Украина также далека от российских телевизионных традиций. После "оранжевой революции", российские каналы постепенно вытесняются кабельным телевидением, которое смотрят в основном домохозяйки, пристрастившиеся к разного рода ток-шоу. При этом криминальные и прочие "чернушные" передачи их шокируют не меньше белорусов. А украинских чиновников больше беспокоит российская политическая пропаганда. На днях Национальный совет по телевидению и радиовещанию Украины заявил о многочисленных фактах несанкционированной ретрансляции российских телеканалов в Крыму. При этом отмечается, что на этот раз проблема не в языке, так как Нацсовет допускает 50% русскоязычного вещания в Крыму. "Речь идет о том, что каждый гражданин Украины, который проживает на территории Крыма, должен получать информацию из Украины, а не информацию, скажем, других государств, которые по-своему трактуют то, что происходит", – заявил заместитель главы Нацсовета Игорь Курус.
Даже в Азербайджане, который до января 2008 года оставался одним из немногих постсоветских государств, где свободно транслировались российские телеканалы, решили покончить с пропагандой извне. Долгие годы после развала СССР жители республики могли смотреть передачи каналов ОРТ (позже – Первый канал) и РТР ("Россия"). Несколько лет в Азербайджане транслировался еще НТВ, однако после скандально известного перехода этого телеканала "из рук в руки", его рейтинг упал и из-за большого долга трансляция была остановлена. Не самыми исправными плательщиками были и Первый канал с РТР, и в январе прошлого года их отключили от бывшей братской республики (правда, РТР заменили "РТР-планетой"). Но злостные неплатежи, на которые часто ссылается глава Национального совета по телерадиовещанию Азербайджана (НСТР) Нушираван Магеррамли, на самом деле не главная причина подобного "табу". Свыше 95% населения Азербайджана исповедуют ислам, и хотя по ментальности азербайджанцы – народ, близкий европейским ценностям, изобилие насилия и прочей "чернухи" даже для них оказалось чрезмерным. Чиновникам же показалась неприемлемой информационная политика российских телеканалов, особенно в освещении проблем, связанных с Нагорным Карабахом.
А с 1 января 2008 года уже все российские телеканалы прекратили вещание на Азербайджан. Была попытка и снять с эфира российские передачи на местных каналах, в том числе и популярную в этой стране "Что? Где? Когда?". Пришлось вмешаться лично азербайджанскому президенту Ильхаму Алиеву, и программу восстановили. Однако ее авторы обязались до конца года разработать азербайджанский вариант этой телепередачи.