Аслунд: Украина уязвима перед новой агрессией РФ
Эксперт Atlantic Council Андерс Аслунд в интервью Корреспонденту рассказал о том, чего Запад ждет от правительства Гройсмана.
В Украине не перестают повторять: страна нуждается в финансовой и политической поддержке США и ЕС. Тем временем в Вашингтоне и Брюсселе отмечают, что Киев пока не настроен проводить реформы для очищения власти от коррупции и взяточничества, пишет Павел Сивоконь в №19 журнала Корреспондент от 20 мая 2016 года. Складывается противоречивая ситуация, при которой политики и эксперты в Европе всё чаще говорят о разочаровании по поводу «украинского вопроса».
Перезагрузка исполнительной власти в этом смысле – на руку Украине. С новым правительством Запад связывает новые надежды: закончатся конфликты между премьером и Президентом, страна, наконец, возьмёт курс на реформы.
А это значит, что можно будет возобновить экономическую помощь и другие программы сотрудничества. В том числе, в военной сфере. Америка по-прежнему воздерживается от поставок оружия в Украину из-за позиции президента Барака Обамы. В США существуют две почти одинаковые фракции, которые выступают за и против предоставления Киеву летального оружия. Вскоре в Соединённых Штатах сменится лидер, и тогда ситуация может измениться, особенно если к тому времени не последует прогресс в преодолении конфликта на Донбассе.
Об ожиданиях Запада и новых возможностях сотрудничества Корреспондент поговорил со старшим аналитиком Atlantic Council и специалистом по Украине Андерсом Аслундом.
- Как на Западе оценивают новое правительство Владимира Гройсмана и чего от него ожидают?
- США, МВФ и ЕС очень рады тому, что Украина наконец-то обзавелась правительством. Они готовы дать Владимиру Гройсману время на то, чтобы доказать, что он может проводить важные для страны реформы. У него был великолепный опыт реформатора, когда он занимал поста мэра Винницы. Кроме того, упорное противостояние между премьер-министром и Президентом может закончиться.
Но есть в этом процессе и негативные факторы. Во-первых, на формирование кабинета ушло слишком много времени, и значительная часть его была потеряна в переговорах. Во-вторых, наиболее уважаемые на Западе украинские министры, которые обещали провести радикальные реформы, отошли от власти. Поэтому правительство Гройсмана должно доказать свою эффективность поступками, а не обещаниями.
- Какие успехи США и ЕС видят в борьбе Украины с коррупцией и важных реформах?
- Это одно из главных требований ЕС и США, и пока оно не удовлетворено. А это вызывает всё большую обеспокоенность со стороны Брюсселя и Вашингтона. Главным достижением в борьбе с коррупцией стала реформа энергетики с объединением цен на энергоносители и ликвидацией посредников в торговле энергоносителями. Ещё одним важным шагом стало очищение банковской системы. И наконец, третье - введение электронной системы закупок ProZorro.
- Какую экономическую помощь можно ждать от Запада?
- Запад серьёзно обеспокоен нежеланием украинского руководства очистить прокуратуру и судебную систему от коррупции и сделать их независимыми. Любая финансовая или экономическая поддержка Запада будет обусловлена только прогрессом в антикоррупционных реформах.
В Вашингтоне и Брюсселе встревожены тем, что украинское руководство вообще неинтересуется борьбой с коррупцией
В Вашингтоне и Брюсселе встревожены тем, что украинское руководство вообще неинтересуется борьбой с коррупцией. Что наглядно продемонстрировала история с одиозным генеральным прокурором Виктором Шокиным, который продолжал работать так долго.
Программа МВФ застопорилась на популистских предложениях главы комитета Верховной Рады поналоговой и таможенной политике Нины Южаниной. Это сдерживает налоговую реформу и есть риск, что украинский бюджет не получит значительной части финансирования. А если украинское руководство не может контролироватьсобственные финансы то, как оно хочет убедить Запад, что способно правильно распорядиться иностранными кредитами и финансовой помощью.
Это основная причина того, что Украина до сих пор весьма уязвима к дальнейшей российской агрессии. И это определяет размеры любой помощи. Даже когда вице-президент США Джо Байден приезжал в Киев, то привозил не только обещания поддержки, но и экономическую помощь на сумму в $ 190 млн.
Также всё зависит от того, насколько быстро можно будет перевести войну на Донбассе в мирное русло.
- Как можно оценить новый договор в Минске и каково его влияние на Украину?
- Главное различие между предыдущими сентябрьскими и новыми соглашениями в Минске состоит в том, что на Украину налагают больше условий относительно Донбасса. Главные уступки вписаны в примечание к статье оконституционной реформе в Украине, а также о правах мятежных регионов. В частности, примечание передаёт право назначать судей, прокуроров и полицейских местным властям. По сути, это может превратить Донбасс в новое Приднестровье. И создать на его месте непокорную квазиавтономию, которую будет поддерживать Россия.
Экономически Украина также должна взять на себя ответственность засуществование этих регионов. Дело в том, что в ноябре Украина решила остановить финансирование пенсий и прочую социальную поддержку на занятых мятежниками территориях, которые украинское правительство не контролировало,и с которых оно было не в состоянии собирать налоги. Теперь предполагается, что Украина восстановит эти выплаты, что явно усугубит негативные экономические тенденции в вашей стране.
В общем, договорённости в Минске стали тактической победой Владимира Путина
В прошлом году ВВП Украины упал на 7%, причем 5 процентных пунктов этого падения пришлись на Донбасс, где затоплены угольные шахты и не работают металлургические заводы. В общем, договорённости в Минске стали тактической победой Владимира Путина.
- В чём же международная победа Путина?
- Особую роль для Путина играет совместная трёхсторонняя декларация с Францией и Германией. Результаты переговоров можно было отследить посостоянию финансовых рынков. Российский фондовый рынок вырос, а украинский рухнул. Инвесторы увидели, что стремление европейцев обложить Россию санкциями смягчается, а украинский экономический кризис не нашёл своего решения.
Встреча продолжалась всю ночь, как будто Кремль хотел бы, чтобы ополченцы одержали решающую победу в битве за Дебальцево, прежде чем соглашения вступят в силу.
Итоговая декларация больше внимания уделяет не прекращениюогня, а необходимости сотрудничества между Россией, Украиной и Евросоюзом в энергетической сфере, а также о защите российских интересов в связи ссоглашением о свободной торговле между Украиной и ЕС.
Порошенко подписал этот документ, только потому, что у него не было другого выбора. Война опустошила украинскую экономику, и страна отчаянно нуждается в перемирии и в новом финансировании
Минск-2 также во многом вбивает клин между Европейским союзом и США, как и между Украиной и Евросоюзом. Думаю, Президент Пётр Порошенко подписал этот документ, только потому, что у него не было другого выбора. Война опустошила украинскую экономику, и страна отчаянно нуждается в перемирии и в новом финансировании.
Валютные резервы Украины на исходе, а гривня на прошлой неделе рухнула ещё раз. Без договоренностей с МВФ финансовый обвал мог бы случиться уже вскоре, но МВФ до последнего медлил с предоставлением Киеву кредитной линии. И объявил освоём решении только после переговоров в Беларуси.
- Тогда зачем европейские страны решились подписать этот меморандум?
Для Франции и Германии февральские договорённости в Минске вполнемогут оказаться новыми Мюнхенскими соглашениями. У меня создалось впечатление, что президент Франции Франсуа Олланд - не сторона в этих переговорах, а лишь присутствует на них.
Но ситуация ещё хуже для германского канцлера Ангелы Меркель, которая покинула стол переговоров без каких-либо достижений. Для нее Минск-2 – серьёзная неудача.
Остаётся главный вопрос - может ли Украина избежать выполнения этихневыгодных для неё соглашений? Конечно, да. Во-первых, предполагается, чтоместные выборы должны пройти по украинским законам, а украинские законы формулируются в Киеве. Многие уступки с украинской стороны должны вступитьв действие лишь после проведения местных выборов.
Но вполне очевидно, что мятежники неспособны организовать демократические выборы. Тем более, уже после наступления режима прекращения огня сепаратисты и не думают прекращать боевые действия, поэтому под сомнением остаются все остальные пункты договора.
Несмотря на все договора и меморандумы, Донбасс остаётся территорией кровавого хаоса, причём этот хаос ляжет тяжелым бременем на Россию
Самое плохое то, что несмотря на все договора и меморандумы, Донбасс остаётся территорией кровавого хаоса, причём этот хаос ляжет тяжелым бременем на Россию: Донбасс гораздо крупнее других квазиавтономий, которые пользуются благосклонностью Москвы.
***
Этот материал опубликован в №19 журнала Корреспондент от 20 мая 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.