Врачи на марше. Как медики из Сумщины устроили пеший протест
Что заставило сотрудников Ромненской поликлиники отправиться в пеший поход в столицу.
Работу и зарплаты!
«Роботу, зарплату! Чиновників за ѓрати! -- заводит колонна из 15 немолодых женщин с транспарантами, выдвигаясь с центральной площади Пирятина в сторону выхода из города. -- Когда мы едины, мы непобедимы!»
Так в субботу, 21 мая, начинается четвертый день пешего похода на Киев медиков из небольшой железнодорожной поликлиники на Сумщине, пишет Игорь Бурдыга в №20 журнала Корреспондент от 27 мая 2016 года. Позади пять месяцев без зарплаты, угроза сокращения, безрезультатная голодовка и 150 км пути из родных Ромнов. Впереди -- ещё столько же до столицы, где медсёстры и врачи надеются добиться сочуствия и справедливости.
Субботний марш-бросок начинается уже после обеда -- перед началом похода поддерживающие медиков профсоюз предпринимателей и левые активисты решили провести в Пирятине митинг. В ожидании выступления медсестры подводят глаза и надписи на транспарантах Ідемо на Київ шукати правду, Ні ліквідації поліклініки.
Увы, публика их подводит. Занявшие городскую сцену сразу после детского праздника по случаю Дня Европы, манифестанты оказываются один на один с пустой площадью. Большинство прохожих берут листовки. Но на пикет не остаются. По сути, на звук мегафона реагируют лишь продавщицы из соседних магазинов. Им любопытно поглазеть на происходящее.
«Сегодня тут отмечали День Европы. Давайте вспомним, что Европа -- это не просто слова, это забота государства о здравоохранении, это солидарность и взаимовыручка»,-- безуспешно пытается достучаться до пирятинцев киевский правозащитник Владимир Чемерис.
Тем не менее к концу безлюдного митинга настроение у протестующих заметно повышается. Ещё с утра многие подумывали о том, чтобы прекратить поход и вернуться домой. А сейчас, воодушевлённые вниманием киевских активистов и журналистов, почувствовали в себе силы идти до конца.
«Городские власти смеялись над нами, говорили что дойдём только до черты города. Но мы продолжаем идти. Как тут уже разворачиваться, слово своё не держать, -- рассказывает медсестра поликлиники Инна Колбасина. -- Конечно, идти тяжело, ноги устали, давление поднимается, сами видите, народ здесь немолодой. Кстати, 18 мая нас вышло из Ромнов больше 30 человек. Но часть из них, как видите, нагрузку не выдержали. Вернулись домой. Обещают присоединиться к нам в Киеве».
К привалу, который запланирован около поворота на трассу Киев-Полтава, колонна идёт бодрым темпом, лишь изредка останавливаясь на разговоры с местными жителями. Последение относятся к шествию с сочуствием.
«Аж из самых Ромен идете? -- удивляется притормозивший на мотороллере пенсионер. -- Это ж как людей довести надо было?!»
Кажется, силы протестующим придаёт не столько уверенность в победе, сколько злость. Накануне Роменский горсовет, несмотря на все свои предыдущие обещания, принял решение о ликвидации поликлиники, где работало всего 35 человек.Хотя это решение напрямую противоречит 49-й статье Конституции, в которой запрещается сокращение существующей сети медицинских учреждений.
Ненужная поликлиника
Ещё в прошлом году линейная поликлиника железнодорожной станции Ромны обслуживала 3.200 человек -- в основном сотрудников прилегающего участка Южной железной дороги, членов их семей и пенсионеров. Всего за год, по словам главврача Владимира Зинькова, его подчинённые приняли около 70 тыс. обращений.
Но в августе Кабинет министров принял постановление о передаче поликлиники и ещё свыше 70 медицинских учреждений железнодорожников из ведомства Мининфраструктуры местным властям.
«Сперва всё вроде бы шло нормально. Был подписан протокол о том, что поликлиника сохранится как отдельное подразделение центральной районной больницы, хотели создать на её базе межрайонный центр первичной медико-санитарной помощи, - вспоминает Владимир Зиньков. -- Но потом решили, что это нецелесообразно и заговорили о реорганизации».
По мнению главврача, реорганизация проходила с нарушениями -- предложения о переводе сотрудникам начали поступать только концу года. А на весь коллектив в центральной больнице оказалось всего несколько вакансий. К тому же, речь шла отнюдь не о переводе с сохранением непрерывности стажа. Медикам злополучной поликлиники предлагали уволиться и только потом претендовать на новые рабочие места.
«Да не так всё было! -- возмущается заместитель мэра Ромнов Игорь Тетирко, возглавлявший ранее ликвидационную комиссию поликлиники. -- Всем предлагали места, но они в один день отозвали заявления о переводе».
“Ну, конечно! – парирует ему медсестра Оксана Нехме. – Мне, например, предложили всего четверть ставки в радиологии. – А до реорганизации я получала в месяц около 2 тыс. грн».
В конце концов, решение о реорганизации через суд заблокировал профсоюзный комитет поликлиники. По словам секретаря горсовета Валерия Мицыка, из-за этого учреждение не было вовремя поставлено на казначейский учет. В результате чего возникла задолженность по зарплате. Теперь прокуратура обвиняет в возникновении задолженности именно Владимира Зинькова.
“Они привыкли, что при железнодорожниках там коммунизм был, -- возмущался в Ромнах Игорь Тетирко. -- У нас в районной больнице на 1.800 жителей один семейный врач и две медсестры. А их там больше 50 человек работало. Причём, почти все врачи и так были приходящими: совместители из районной больницы. Это разве рациональное использование средств?! У нас в городском бюджете 12,5 млн грн недофинансировано. Мы и так ПТУ весь первый квартал за свои деньги содержали!
В Ромнах о закрытии железнодорожной поликлиники как правило сожалеют.
“Да у них почти все предприятия два раза в год профилактический медосмотр проходили: и железнодорожники, и хлебозавод, и я в том числе, -- рассказывает парикмахер Лариса.-- В райбольнице стоило 150 грн, а у них -- 100 грн. Экономия, как ни крути. Да и персонал жалко. Работы в Ромнах сейчас не найти».
“Медицинский набор”
В субботу вечером колонна медиков останавливается на ночлег в Александровке -- небольшом Полтавском селе возле трассы. Приютить протестующих соглашается староста местной территориальной общины: отводит им под ночлег пустующее здание сельсовета.
“Да, у нас как сельсовет в прошлом году ликвидировали, тоже несладко,- - жалуются местные жители, выходя навстречу идущей по центральной улице процессии. -- Фельдшерского пункта теперь нет, школу нашу ещё раньше закрыли. В соседней Гребенке железнодорожную поликлинику тоже обещают закрыть. Кругом проблемы".
Остановки для протестующих медиков - возможность не только почуствовать поддержку и солидарность, но и увидеть, что аналогичные проблемы возникают по всей стране из-за нежелания государства содержать остатки социальной инфраструктуры. Своим примером они надеются вдохновить коллег-медиков и других сотрудников социальной сферы. Мол, надо объединяться и бороться за себя.
“В принципе, нас везде гостеприимно встречают, - рассказывает Инна Колбасина. -- Фермеры помогают продуктами, могут приютить на ночлег. Приходилось уже и в больницах ночевать - не подводят коллеги, выручают».
В воскресенье утром небо затягивает дождём. Настроение у протестующих опять падает -- дают о себе знать натёртые ноги, подхваченная холодными ночами простуда.
«Да так в общем-то каждый день. С утра все приунывшие, но я их веселю анекдотами и к обеду уже никого не остановить», -- улыбается Дмитрий Ефременко, юрист Свободного профсоза предпринимателей, сопровождающий медиков в походе.
Во второй половине дня колонна действительно набирает темп, стремительно приближаясь по трассе к Яготину, где запланирован следующий ночлег. Дождь сменяется не по-майски палящим солнцем и у марширующих начинают появляться первые ожоги.
«В таких переходах главное не останавливаться и обувь иметь понадёжнее, -- бросает мне на ходу Василий Любарец, организатор знаменитого Врадиевского похода на Киев 2013 года, присоединившийся к медикам в Пиритяне. -- Пешие марши -- очень действенный метод борьбы, зрелищный. Он требует от участников своего рода жертвенности, а это привлекает внимание».
Ближе к вечеру уже за поворотом на Яготин колонна останавливается на первый за день привал. Оказывается, что у медсестры Марины Пышной сегодня день рождения -- 36 лет. Откуда-то появляется дежурный “медицинский набор” - бутылка шампанского и коробка конфет.
«Никогда не думала, что придётся праздновать в таких условиях, -- смущённо улыбается Марина, поднимая эмалированную кружку с шампанским.
Участие в подобных акциях для семьи медсестры уже традиция. Отец Марины, шахтёр с Луганщины, вот так же в 90-х годах шёл добиваться в столице справедливости и выплаты долгов по зарплате.
«Я ни минуты не сомневалась, идти или нет. У нас просто не осталось другого выхода, рассуждает она. -- Пришлось, правда, оставить сыновей без присмотра: им 12 и 14 лет. А муж-дальнобойщик в рейсе. Но мальчики звонят и повторяют: “Мама не сдавайся”.
Практически у всех участниц марша в Ромнах остались семьи, дети и, конечно, хозяйство. Регулярно созваниваясь с мужьями, родителями и соседями они раздают инструкции “в телефонном режиме”.
«Завтра же нам в садик идти, штанишки там чистые в шкафчике лежат, трусы, носки, ты уж соберись, -- поучает мужа 45-летняя Оксана Нехме и, словно оправдываясь передо мной, поясняет, -- ребёночек у нас поздний, муж ещё старше меня, всё растолковывать приходится.
Прижимаясь от яркого солнца ближе к тени придорожных тополей, Оксана вспоминает, как в начале 2000-х успела пожить в Ливане: «Замужем за местным была, жили вроде хорошо, состоятельно. Даже домработница у меня появилась. Но скучно было всё время дома сидеть, да и детей хотелось. В общем, развелась и уехала. Зато теперь не скучно. Эх, видел бы меня сейчас мой Джозеф!»
В Яготине возникают проблемы -- местные власти неожиданно отменяют все договорённости о ночлеге. Глава профсоюза предпринимателей Валентина Коробка, немолодая женщина с раскрасневшимся от возмущения лицом, набрасывается на сотрудников местной полиции: «Что ж вы за власти такие, если людей с дороги приютить не можете!»
В конце-концов после нескольких часов словесных баталий путников нехотя размещают в общежитии местного ПТУ. Левые активисты шутят о знаменитом яготинском гостеприимстве, вспоминая, как в марте этого года жители города вышли на митинг против строительства центра временного размещения беженцев. Медики, шушукаясь между собой, подозревают в случившемся роменские власти. Мол, они могли позвонить яготинским коллегам с просьбой не пускать бунтарей на ночлег.
На следующий день в разговоре со мной секретарь Роменского горсовета Валерий Мицик опровергает какие-либо переговоры с яготинскими властями. Но своего раздражения по поводу действий медиков он не скрывает: «Имущество поликлиник уже давно находится на балансе города. Но мы к нему получить доступ не можем -- те, кто не ушли в Киев, закрылись там изнутри и повесили табличку, что поликлиника не работает. Сначала до 21 мая, теперь вот до 27-го. А кто за это имущество отвечает? Я отвечаю».
Любопытно, что в Ромнах ходят упорные слухи, что именно трёхэтажное здание поликлиники в центре города возле железнодорожного и автовокзала стало истинной причиной конфликта. Хотя, по словам городских властей, там планируется открыть детскую поликлинику.
«Премьеру нужен врач»
Утром во вторник ликвидационная комиссия в Ромнах всё же взломала двери поликлиники и взяла здание под контроль. В это время в Киеве протестующие уже подходили к Кабинету министров. Поддержать их приехали коллеги из Ромнов и около полусотни столичных активистов
- Гройсмана, Гройсмана! -- скандировали медики, пока здание правительство брали в кольцо около сотни бойцов Нацгвардии.
-- Он нас не слышит!!
-- Так есть же ЛОР-врач у нас, пусть вылечит.
Впрочем, увидеть премьера не удалось ни в этот, ни на следующий день. А сотрудников секретариата Кабинета министров митингующие игнорировали. Вскоре к ним вышел замминистра здравоохранения Роман Василишин.
«Да о чём с вами разговаривать! -- наседала на него Валентина Коробка. -- Мы месяц назад с вами уже встречались, ничего не изменилось, только хуже стало».
«Вы видите, у них не конструктивная позиция, -- пожаловался журналистам Василишин. -Мы предлагаем разобраться в ситуации, направить в Ромны выездную комиссию. Но они не хотят уходить».
Сам замминистра, в своё время возглавлявший главное управление медицинских заведений Укрзалізниці, уверен, что решение Кабмина о передаче железнодорожных больниц местным властям было правильным.
“Нерентабельные медицинские учреждения надо сокращать, – говорит он. - Если это противоречит Конституции, значит, надо менять Конституцию».
Не теряя надежды добиться встречи с премьером, медики попытались поставить под Кабмином палатку. Это вызвало неожиданный отпор со стороны правоохранителей -- около десятка патрульных при помощи сотрудников в штатском устроили толкотню пытаясь оттеснить протестующих с тротуара.
«Полиция против голодных врачей, -- заскандировали протестующие и после около получаса бессмысленного противостояния уселись прямо на тротуаре перед зданием правительства. -- Будем сидеть, пока не спустится премьер».
Правда, на ночь пикет пришлось прекратить.
Возобновилась акция протеста на следующий день. Но уже и с меньшим количеством участников. Медикам удалось передать в Кабмин свои требования об отмене ликвидации поликлиники и выплате зарплат. Встречу с Владимиром Гройсманом им пообещали организовать, как только “он освободится” .
“Ну что ж… Зато мы поставили рекорд -- скандировали фамилию премьера целых 50 минут без перерыва», -- грустно шутили участники пикета. На момент сдачи номера в печать он всё ещё продолжался…
***
Этот материал опубликован в №20 журнала Корреспондент от 27 мая 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.