Избавиться от Надежды. Савченко не дадут выйти за рамки
709 дней в плену Надежда Савченко была не только примером мужества и силы, но и мощным раздражителем.
Чем дольше длилось её пребывание в российских застенках, тем пестрее становились мнения о ней в Украине, пишет Анна Гончаренко в №21 журнала Корреспондент от 3 июня 2016 года.
В героев охотно верят, но так же стремительно в них разочаровываются. Примеры Семёна Семенченко, Владимира Парасюка, Игоря Мосийчука доказывают, каким стремительным может быть разочарование. Но этим политическим новичкам хотя бы дали возможность поработать, прежде чем погрузить в волны негатива. Надежде Савченко времени осмотреться и почувствовать под ногами родную землю не дают.
Для всех ярлык найдётся
Савченко не отказалась от политических перспектив. Подтвердила, что если народ захочет – будет и президентом. И уже на следующий день после её обмена на ГРУшников, то есть 27 мая, в соцсетях как-то словно сами собой сформировались ключевые тезисы, бьющие по её репутации.
Первый – может, она боец, но политика – не её стихия. Ключевое слово – «может». То есть, и её боевые заслуги тоже воспринимаются не без сомнения. Второй тезис – сначала реабилитация, потом политика. Возможно, в этом есть резон. Но тогда неплохо было бы прямо из самолёта Наде пересесть в карету скорой помощи. Третий тезис – Савченко ничем не лучше других украинских заключённых в России, да и вообще многих украинцев.
Это мнение вполне справедливо, если бы в политике не было людей, которые намного хуже большинства украинцев. Если они имеют право на политическую карьеру, почему его не должно быть у Надежды Савченко?
В украинском сегменте интернета звучат заявления и похлеще – точь в точь повторяющие российские штампы. Но если в соседней стране диагнозы Савченко, не стесняясь, выставляют СМИ, у нас обсуждение идёт на уровне комментариев. Ну, а украинская политика этот инструмент использует давно и активно. Речь идёт не о SMM, то есть продвижении идей, высказываний политиков в соцсетях, - а об армии ботов. Кто является главным их поставщиком, понять не трудно. Достаточно вспомнить интернетовский «новояз». Несколько лет назад появился термин «юлебот», который прикрепился к информационной армии Юлии Тимошенко, а в 2014-м на сцене появились и «порохоботы».
Боты и ломы
Соцсети – важнейший инструмент формирования общественного мнения. С помощью «ботов» – выдуманных личностей, пишущих меткие и ёмкие комментарии, и «ломов» - блогеров, политологов и прочих лидеров общественного мнения (отсюда и название), можно добиться нужного заказчику эффекта. Войну украинских «ботов» с российскими уже давно подтвердили в высших эшелонах власти. В частности, участие украинских сетевых бойцов в ней в одном из интервью подтвердил глава МИД Павел Климкин.
Но работу «ботов» ощущает на себе и украинский сетевой сегмент. Цену вопроса официально никто не озвучивает. По неофициальной информации зарплата рядового «бота» составляет около 6 тыс. грн. Для эффективной работы их нужно нанять несколько десятков, плюс пиар-материалы, доходы руководителя, труд копирайтера, и получаем не меньше 150 тыс. грн в месяц.
Но преимущество их работы в том, что информация распространяется как вирус и подхватывается уже идейными, пассионарными и бесплатными пользователями. В Украине политика в тренде, так что без информационной армии никуда. Но каково участие «ботов» и «ломов» в дегероизации Савченко?
Масс-медиа вместо инквизиции
Есть две стороны, которым и нужна, и неудобна Савченко: Президент, который принимал активное участие в её освобождении, и Юлия Тимошенко, в партии которой Надежда - №1.
«Она появилась в Батьківщине. Определённый дискомфорт, наверное, есть. И у Юлии Тимошенко, и во фракции. Мне кажется, что они ещё не знают, как найти с ней общий язык, как с ней жить, - говорит глава центра прикладных политических исследований Пента Владимир Фесенко. - Но все разговоры о том, что она заменит Юлию Тимошенко лишены всяческих оснований.
Президенту Порошенко тоже сделан вызов. Савченко могут использовать для критики Президента. Я не сомневаюсь, что к ней пойдут ходоки с компроматом и предложениям, чтобы она возглавила партию. Если бы у нас президентские выборы были в ближайшие полгода, она стала бы одним из фаворитов. Причём я не уверен, что единственным. Думать, что она сходу их выиграла бы, могут только те, кто некорректно воспринимают ситуацию в политике. У нас не может быть феномена Путина с поддержкой на уровне 86%».
Савченко воспринимают как реального лидера, в то время как она является моральным авторитетом, символом украинского патриотизма
Политолог считает, что Савченко воспринимают как реального лидера, в то время как она является моральным авторитетом, символом украинского патриотизма.
«Думаю, что абсолютное большинство украинцев, как и она сама, понимают, что она не готова к выполнению функций Президента, поскольку не имеет необходимых знаний, - говорит Фесенко. - Для Порошенко она вызов, но не прямая угроза. У нас выборы через три года, и многое ещё может измениться».
Тем не менее в информационном пространстве тезисы против Савченко прозвучали едва ли случайно. Она сильный и самостоятельный человек, который вряд ли захочет работать по указке Президента, если не будет с ним согласна. Слишком яркая она и для Батьківщини, где всегда один лидер – Юлия Тимошенко.
«Сейчас нетождественность целого ряда вбрасываемых о Савченко тезисов говорит о том, что прощупывают с нескольких направлений, - считает политолог центра Третий сектор Андрей Золотарёв. - Заинтересованных сторон предостаточно. У них есть медийные и финансовые ресурсы, творческий потенциал для того, чтобы обставить кампанию по «минусованию».
В то же время мощной информационной кампании против Надежды Савченко пока, по мнению экспертов, нет. Какой она бывает, можно увидеть на примере наших комбатов. Золотарёв напоминает историю с дегероизацией Семёна Семенченко. По сравнению с предыдущими атаками, сейчас мы видим лайт-версию.
«В данный момент идёт проба пера. Как воспримет общество те или иные подачи, - объясняет политолог. - Ведь даже фокус-группа не всегда может показать объективную картину. Требуется разведка боем, вброс, чтобы понять, как общество рефлексирует на ту или иную тему».
Савченко ещё дают возможность показать себя и показать, с кем она. Однако заранее обозначают рамки, в которых ей предстоит работать
Ну а Надежде Савченко ещё дают возможность показать себя и показать, с кем она. Однако заранее обозначают рамки, в которых ей предстоит работать.
«Ситуация мне напоминает заявление Сталина о Крупской: «Если будет плохо себя вести, найдём вождю другую жену», - говорит Андрей Золотарёв. - Если украинская Жанна д’Арк будет себя плохо вести, украинские «бароны» воспользуются своими методами. Инквизиции у нас нет, зато есть масс-медиа».
***
Этот материал опубликован в №21 журнала Корреспондент от 3 июня 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.