Экс-конгрессмен: Донбасс и Крым бьют по России
Джим Слэттери, которого называли главным лоббистом Юлии Тимошенко в Конгрессе США, дал интервью журналу Корреспондент.
Джим Слэттери приехал в Украину уже в статусе бывшего конгрессмена. Более того, он постарался сделать всё, чтобы в Киеве как можно меньше людей были в курсе его визита, пишет Алиса Светлакова в №23 издания от 17 июня 2016 года.
Корреспондент заметил знакомую фамилию в списке многочисленных участников пятого Национального молитвенного завтрака в Киеве, который состоялся в обществе Президента, премьера, руководителей ряда европейских государств, а также зарубежных политиков и дипломатов. В общем, в весьма представительном обществе. Там же мы и пообщались.
Нефть по 40 или ниже
— Я знаю, что в политике для принятия правильных решений зачастую требуются большая смелость и решительность. Сейчас в Украине исторически сложный период, который требует невероятно смелых решений от лидеров для внедрения каких-либо перемен к лучшему, — так начался наш разговор. — Я знаю точно, что в стране есть масса талантливых, умных, толковых политиков, которые могут внедрить эти перемены. Но всем этим людям необходимо научиться объединять свои усилия и вместе работать для будущего Украины.
Премьер-министр [Владимир] Гройсман, Президент [Пётр] Порошенко, лидер оппозиции [Юлия] Тимошенко — все они как раз те люди, которые имеют навыки и качества, необходимые, чтобы вывести страну из кризиса. И я молюсь, чтобы это произошло как можно быстрее.
— Кандидатуру Гройсмана вы считаете подходящей в настоящее время? Я слышала, что представители политической элиты Америки хотели бы видеть на его месте Наталью Яресько…
— Я по поводу Гройсмана воздержусь пока от комментариев. Давайте подождём его результатов год, посмотрим. А кто такая Яресько? (Смеётся.)
Да, Америка поддерживает Украину, но выбор должны делать сами украинцы, и неважно, одобряют это американцы или нет. Я надеюсь, что украинцы впредь будут выбирать тех людей, которые отличаются исключительной честностью и будут принимать решения, позволяющие Украине двигаться вперёд.
Выбор лидеров всегда должен оставаться исключительно за украинцами, а американцы принимают свои, важные и сложные для их страны решения, например, Хиллари Клинтон или [Дональд] Трамп, понимаете? Американцы борются за свою страну, украинцы — за свою.
Но мне бы хотелось видеть вашу страну сильной, независимой и процветающей. Поэтому я обеспокоен, в частности, ситуацией с Россией, с тем, как она нарушила Будапештский меморандум. Здесь мир не должен оставаться в стороне.
— Вы думаете, что Будапештский меморандум, по которому США и Россия гарантировали нашей стране целостность и безопасность в обмен на отказ от ядерного оружия, ещё можно как-то использовать?
— Конечно! Именно благодаря этому Украина так важна для нас, а также для всей Европы. Сейчас для Европы очень важно надавить на [Владимира] Путина и убедить, что его решение удерживать Донбасс напрасно, что оно не в интересах России, не в его личных интересах и не в интересах его многочисленных друзей-олигархов, как и простых россиян.
Его решение слишком деструктивно, а цена этого вопроса слишком высока. Экономика России преимущественно базируется на продаже природных ресурсов. Однако цены на них значительно снижаются. К примеру, многие эксперты убеждены, что цена за баррель нефти остановится на уровне $ 40, а некоторые уверены, что будет падать ниже этой отметки. И всё это предвестники экономического ослабления России.
Почему Путин предпочитает тратить миллионы на войну на востоке Украины, вместо того чтобы влить эти средства в экономику собственной страны? Это нонсенс
Почему Путин предпочитает тратить миллионы на войну на востоке Украины, вместо того чтобы влить эти средства в экономику собственной страны? Это нонсенс. И мы — Запад, Америка — создаём такие условия давления на Путина, в которых ему будет некомфортно удерживать захваченные территории, включая Дондасс и Крым. Но окончательное решение об отказе от этих территорий всё равно должно исходить от него.
Офшоры — это нормально
— Как в Америке восприняли скандал с офшорами нашего Президента?
— Большинство американцев об этом вообще не слышали. Чего там, даже я до приезда в Киев об этом не слышал… Сами по себе офшоры ничего страшного не представляют. Есть, конечно, определённые виды бизнеса, регистрирующегося в офшорах, который является нелегальным, но имеет ли это отношение к вашему Президенту? (Смеётся.) К этому по-разному относятся в мире.
Но для нас инвестирование за пределами своей страны не является нелегальным. Многие американцы создают офшоры за пределами США, некоторые иностранцы создают компании в Америке или других странах. Само по себе это нормально.
— Чтобы бы вы могли сказать о внедрении реформ в Украине и почему все происходит настолько медленно?
— Реформы — это всегда нелёгкий путь. Мало того, их тяжело внедрять даже в демократическом обществе. Самое важное правило, о котором следует помнить, так это то, что изменения требуют компромиссов, ведь невозможно этим процессом удовлетворить всех на 100%. В демократическом обществе легче проголосовать против, потому что вы всегда впоследствии сможете объяснить свои действия и мотивы. Но всегда очень сложно достичь компромисса.
Соединённые Штаты были сформированы только благодаря серьёзным, тяжёлым и многочисленным компромиссам. К примеру, до того, как было утверждено учредительное собрание, лидеры того времени прошли через многочисленные споры по поводу того, какой из секторов власти будет доминировать, какой сектор будет наделён наибольшими полномочиями. Это был ёмкий и сложный вопрос.
И что мы сделали? Мы пошли на компромисс. И договорились, что у нас будут три разделенные, независимые, но равнозначные по силе ветви власти. Только этот компромисс сделал возможным создание существующей политической системы в нашей стране. Да, такие решения не являются идеальным выходом из ситуаций, но они позволяют странам рождаться, выживать, побеждать и двигаться вперёд. Самое главное, что я хочу сказать, — демократия невозможна без компромиссов, это её основа.
— Что вообще думают американцы об Украине? И почему помогают нам?
— Моё личное мнение — мнение Джима Слэттери — в том, что я бы хотел видеть Украину успешным и независимым государством, которое находится в центре Европы. И я надеюсь, что настанет такой день, когда у независимой Украины будут прекрасные отношения с процветающей Россией, ЕС и США.
Независимая Украина как раз то и означает, что она не будет ни от одной из перечисленных стран либо объединений зависеть. И никто не должен доминировать над ней — ни Россия, ни ЕС, ни США. То есть вы должны стать настолько независимой и сильной страной, чтобы самостоятельно формировать свою судьбу, основываясь на том, чего хотят украинцы. И желания украинского народа должны быть первостепенными. В большинстве своём американцы относятся к Украине с огромной симпатией и состраданием. У них нет желания доминировать над Украиной. У нас также нет желания создать ужасную жизнь для России.
После распада Советского Союза я бывал в России и с удовольствием наслаждался незабываемой теплотой и открытостью россиян. Позже я открыл для себя украинцев, которые оказались очень страстными, целеустремлёнными, талантливыми и, я бы сказал, самыми настоящими трудоголиками.
Когда-то моя семья переживала нечто подобное украинскому голодомору — когда над Америкой доминировала Британия и люди вынуждены были выживать, оставшись без пропитания и средств к существованию. Поэтому я понимаю, о чём вы говорите и через что вы проходите, отношусь к вам с большим сочувствием и верю в вашу страну.
***
Этот материал опубликован в №23 журнала Корреспондент от 17 июня 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.