Глава ПА ОБСЕ: Минск неидеален, но пока единственно возможный
Президент парламентской ассамблеи ОБСЕ Илкка Канерва дал интерв’ю журналу Кореспондент.
Пока советники глав государств Нормандского формата обсуждают развёртывание полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе, в зоне АТО активизируются обстрелы. Нам удалось задать несколько вопросов президенту ПА ОБСЕ Илкке Канерве, человеку, который предоставляет мировым лидерам картину происходящего на востоке Украины, пишет Алиса Светлакова в №24 издания от 24 июня 2016 года.
— После очередного визита в Украину и общения с украинским Президентом и политиками изменилось ли ваше мнение о качестве текущей войны и способах её завершения?
— Я был в Украине несколько раз, поэтому прекрасно владею ситуацией, сложившейся на Донбассе. Также я получаю ежедневные доклады о происходящем. И все эти отчёты очень подробные, в них изложены мельчайшие нюансы обстановки на востоке Украины. К тому же я сам дважды бывал там, в зоне АТО. И моё мнение о войне давно сложилось.
Нужна поддержка всех стран
— В этот раз вам также удалось попасть в зону конфликта?
— Нет-нет, в этот раз я был только в Киеве. Мой последний визит на территорию конфликта состоялся в ноябре прошлого года, тогда я несколько раз побывал на линии соприкосновения.
— Почему международные партнёры колеблются относительно ситуации в Украине?
— Конечно, ситуация на Донбассе крайне опасна, но она требует мирного урегулирования. При этом нам действительно необходим вклад и помощь международного сообщества. Нам нужна ОБСЕ, нам нужен ЕС, нам нужна НАТО. Я имею в виду НАТО не в смысле оружия и основной деятельности этой организации, а в плане однозначной поддержки европейских стран, входящих в Альянс.
И также, конечно, важна поддержка от ООН. На самом деле в Европе сейчас сложилась такая ситуация, что всё международное сообщество в большей или меньшей степени однозначно вовлечено в кризис, эпицентр которого находится в Украине.
— ОБСЕ рассматривает ситуацию распространения конфликта за пределы Крыма, Донбасса и, возможно, Украины?
— Вы имеете в виду эскалацию конфликта? Мы делаем всё возможное, чтобы избежать этого, вот почему мы работаем так напряжённо и так много именно для мирного урегулирования кризиса. Потому что всегда, в любой момент существует риск эскалации, тем более при столь серьёзных обстоятельствах, которые сложились на Донбассе.
Это решающий момент не только для Украины, но и для всей Европы. Это вопрос безопасности Украины и всего континента. Поэтому очень важно, чтобы кризис был мирно урегулирован. Нарушение режима прекращения огня и нападение на специальную миссию ОБСЕ недопустимы. Для прекращения боевых действий нам необходимы очень убедительные полномочия для обеих сторон.
Медленный, но надежный Минск
— Многие политики полагают, что Минские соглашения исчерпали себя. Что вы думаете по этому поводу?
— Да, к сожалению, этот процесс проходит медленнее, чем мы ожидали.
Именно сейчас Минские соглашения являются наиболее конструктивным способом сдерживать конфликт. Слишком сложно сейчас найти какой-либо иной, лучший метод
Тем не менее я думаю, что именно сейчас Минские соглашения являются наиболее конструктивным способом сдерживать конфликт. Слишком сложно сейчас найти какой-либо иной, лучший метод, который не только позволит сохранить эти шаткие договорённости, но и улучшить их результативность.
То есть пока мы не располагаем лучшими инструментами, которые можно было бы воплотить в жизнь. Наверняка есть идеальные форматы решения конфликтов, но даже они могут поставить под угрозу нынешнее перемирие. Поэтому, несмотря на неудачи, цели, изложенные в соглашениях, всё ещё достижимы. Подчеркну, что именно переговоры являются единственным и самым важным путём для разрешения этой ситуации.
— Можно ли каким-то образом повлиять на жителей Донбасса, убедить их, что они являются частью Украины?
— Однозначно это очень сложный процесс. Но я думаю, что в глубине души у них всё же присутствует чёткая картина того, что они живут в Украине и являются её частью.
— Что вы можете сказать о полицейской миссии ОБСЕ в зоне конфликта?
— Одним из ключевых вопросов является тот факт, что специальная мониторинговая миссия СММ ОБСЕ должна получить и иметь полный доступ на эти территории, включая зоны границ.
ОБСЕ должно действовать на территории всей Украины. Теперь это невозможно. Сепаратисты не разрешают этого
Представители миссии должны будут подавать информацию непредвзято, и их необходимо допустить к границе. ОБСЕ должно действовать на территории всей Украины. Теперь это невозможно. Сепаратисты не разрешают этого, поэтому картина о ситуации в Украине остаётся неполной.
— Российская сторона настаивает на проведении выборов в зоне конфликта. А как смотрите на эту ситуацию вы?
— Пока мы не можем сообщить окончательное решение относительно выборов, но они однозначно должны быть проведены согласно украинскому законодательству. Кроме того, важно, чтобы эти выборы были объективными и прозрачными.
— Как скажется ослабление санкций против РФ на конфликте в Украине?
— Я не сомневался, что санкции против РФ будут продлены. У членов ЕС формируется единое мнение по этому вопросу.
***
Этот материал опубликован в №24 журнала Корреспондент от 24 июня 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.