Энергосбережение может принести Украине более $10 млрд - исследование
Однако темпы внедрения энергосберегающих технологий мизерны, выяснили авторы исследования.
Внедрение энергосберегающих технологий способно в полтора раза перекрыть затраты Украины на импорт газа. Об этом говорится в Мониторинге энергоэффективности Украины 2016, результаты которого были представлены 30 июня на круглом столе в Киеве.
По сравнению с результатами предыдущего исследования энергоэффективность страны увеличилась на 1,8% и составила 60,0% от уровня ЕС в 2014 г., однако темпы роста слишком медленны, и стране понадобится не менее 30 лет, чтобы достичь уровня ЕС 2012 года, говорится в исследовании.
В целом потенциал энергосбережения (в сельском хозяйстве, промышленности, сфере услуг и строительстве, жилищном секторе и трансформации на ТЭС) оценивается в более чем 27 млн тонн нефтяного эквивалента, что соответствует почти 30 млрд кубометров природного газа.
"Это примерно в полтора раза выше, чем импорт газа в Украину в 2014 году", - сказала директор аналитического центра Новая социальная и экономическая политика (НоСЭП) Ирина Акимова, проводившего исследование по заказу Программы развития ООН.
При этом по трети потенциала энергосбережения (по 33%) приходится на промышленность и жилищный сектор. Еще одна треть потенциала приходится = на сектор трансформации электроэнергии на ТЭС и сектор услуг - по 22% и 11% соответственно.
Энергоэффективность в жилищном секторе выросла на 2,9%, а главным движущим фактором стало снижение потребления газа населением после повышения на тарифов в мае 2014 г. В то же время в промышленности энергоэффективность снизилась на 3,1%. Авторы исследования связывают это в первую очередь с началом военного конфликта на Донбассе.
Внутри сектора существенный рост энергоэффективности был отмечен в пищевой и химической отраслях, а также в производстве неметаллических минеральных изделий. Но этот рост был полностью перекрыт снижением энергоэффективности в металлургии на 8,5% (на которую приходится две трети конечного энергопотребления в секторе) из-за полной остановки или снижения использования производственных мощностей на Донбассе.
В генерации энергии на тепловых электростанциях энергоэффективность оставалась без изменений в 2012-2014 гг. – 66% от потенциально эффективного уровня. При этом украинские ТЭС тратят в полтора раза больше угля на производство одного кВтч электроэнергии в сравнении с современными угольными станциями в ЕС.
В секторе услуг энергоэффективность выросла на 3,8%, в строительстве - на 3,5%, в сельском хозяйстве - на 45,0%. Главной причиной взлета в энергоэффективности в сельском хозяйстве стал резкий рост добавленной стоимости на фоне удачного маркетингового года, в то время как использование энергоресурсов на один гектар посевных площадей уменьшилось на 7%.
В целом потенциал энергоэффективности Украины оценивают в 10,1 млрд долларов в ценах 2014 года. Однако сокращение разрыва по энергоэффективности со странами ЕС происходит слишком медленно: такими темпами Украине потребуется минимум 30 лет, чтобы достигнуть уровня энергоэффективности ЕС в 2012 году.
В исследовании на основе рекомендованных Международным энергетическим агентством показателей оценивали уровень энергоэффективности и потенциал энергосбережения в Украине в 2014 г. По словам директора аналитического центра Новая социальная и экономическая политика (НоСЭП) Ирины Акимовой, такая система показателей имеет важное практическое применение, поскольку дает возможность государственным органам, международным организациям и общественности мониторить прогресс в сфере энергоэффективности и энергосбережения; использование государственных средств на меры повышения энергоэффективности, а также результаты использования средств, выделенных по программам технической помощи международных финансовых организаций.
В презентации результатов принимали участие представители аналитического центра Новая социальная и экономическая политика, Программы развития ООН и Глобального экологического Фонда. Это второй мониторинг энергоэффективности, который подготовил АЦ НОСЭП в рамках трехлетнего договора с ПРООН.