От героя до предателя. Шансы Савченко в политике
Бывшая заключенная летчица благодаря своим заявлениям превращается в антигероя.
Она одета все так же неброско: белая выглаженная рубашка в полоску, черный пиджак строгого кроя, ноль макияжа. Но говорит гораздо резче.
Того и гляди покажет в экран неприличный жест, как это было полгода назад во время заседания суда в российском Донецке. Надежду Савченко — народного депутата, Героя Украины, бывшую узницу номер один — последнее время не цитирует разве что ленивый, пишет Марина Савченко в №29 журнала Корреспондент от 29 июля 2016 года..
А она не устает давать поводы, все чаще и чаще появляясь на экранах с громкими заявлениями, будоражащими умы украинцев.
“Я отвечала, что не хочу, но я отвечала, что могу. А теперь я, наверное, отвечу, что, скорее всего, уже должна. За эти два месяца, изучая вот именно такое построение власти, какое оно есть, я увидела одно: к сожалению, нельзя изменить ничего снизу. Чтобы изменить полномочия, структуру страны, перезапустить законы, чтобы они действовали для людей, побороть коррупцию, — надо стать таким диктатором, который держит все в своих руках… Поэтому не хочу — могу и должна”, — так Надежда Савченко ответила на вопрос журналиста Deutsche Welle о том, хотела бы она стать президентом Украины.
“Нужно начать говорить друг с другом, слышать друг друга. Да, нам придется простить много чего. И нам точно так же, возможно, придется просить прощения. Не возможно, а точно. Нужно научиться просить прощения и прощать, иначе мира не будет. Просить прощения у той матери, которая потеряла последнего сына, неважно, с какой стороны”, — эти слова Савченко, прозвучавшие в прямом эфире 5 канала, вызвали бурю негодования.
Многие расценили их как призыв к примирению с террористами. А нардеп Антон Геращенко заявил, что Надежда может оказаться “троянским конем”, внедренным в сознание украинцев.
“Господин Захарченко и господин Плотницкий могут позиционироваться по полномочиям — с меня корона не упадет — пускай позиционируются как народные депутаты от “ДНР” и “ЛНР”. Я готова с ними говорить”, — эти слова нардепа Савченко прозвучали в эфире канала NewsOne. И результат не заставил себя ждать.
Лидер самопровозглашенной “ЛНР”, к примеру, уже потребовал создать депутатскую группу, которая проведет переговоры с Савченко, и пообещал ей защиту и безопасность, если она решится приехать на оккупированную территорию.
Человека, которому еще два месяца назад пророчили умопомрачительную политическую карьеру, стремительно низвергают в ранг антигероя, почти предателя. Ее заявления о президентских амбициях высмеиваются в интернете, а желание общаться с представителями “ДНР” и “ЛНР” уже оценивает СБУ. Впрочем, политики первого эшелона пока помалкивают. Боятся ее непререкаемого авторитета у простого народа или ждут еще более резких и опрометчивых высказываний?
Я не исключаю, что сейчас под Савченко формируется некий проект, своеобразная “партия мира”
В том, что политическая активность бывшей узницы Кремля происходит так слаженно, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев видит закономерность: “Случайными могут быть оговорки, но не серия неоднозначных, иногда провокационных заявлений, нацеленных на резонанс. Поэтому я не исключаю, что сейчас под Савченко формируется некий проект, своеобразная “партия мира”. Ведь Оппозиционный блок дискредитирован, а других политсил, настроенных на реализацию Минских соглашений, нет. У нас все еще доминирует военная риторика”.
Политолог отмечает, что заявления Савченко никак не связаны с позицией БЮТ. Более того, многие ее однопартийцы недовольны бурной самостоятельной политической активностью бывшей летчицы. Эта ситуация выглядит тем более непредсказуемой, учитывая, что героем Надежду “сделала” именно Юлия Тимошенко.
“Она обычный человек и, по всей видимости, никогда не стремилась заниматься политикой, — говорит диссидент, психиатр Семен Глузман. — Надежда для этого слишком импульсивна, эмоциональна и открыта. Она не привыкла лгать или хотя бы облекать свои заявления в мягкую обертку. Профессиональные политики не так себя ведут”.
Такая линия поведения, по мнению экспертов, была обречена на то, чтобы вызвать волну негативных эмоций. Вплоть до низвержения героя.
“Да, за импульсивность политики будут планомерно ее уничтожать. Они уже начали это делать, — заявил Глузман. — Им это удается, потому что в стране война, у людей обострены эмоции”.
Хотя даже у людей, непосредственно связанных с войной, найдутся претензии к бывшей летчице. Одни говорят, что она, попав в плен еще в июне 2014 года, пропустила самые важные и кровавые события на Донбассе. Другие обвиняют летчицу в том, что, оказавшись на свободе, она ни разу публично не поблагодарила родственников военных, погибших в окружении, пытаясь спасти ее из плена.
“То, что она говорит о нашей войне, — это ее суждения, сделанные по рассказам других людей, — считает волонтер Алексей Мочанов. — И, судя по всему, в ее окружении не хватает разных людей, с чьих слов она составила бы себе полную картину. При этом не стоит забывать, что никто из нас и близко не пережил того, что пережила она в застенках российской тюрьмы”.
По мнению Глузмана, чтобы остаться авторитетом, Савченко должна изменить свой стиль поведения, стать мудрой.
“А я боюсь, что она не может этого сделать, — говорит психиатр. — Ведь ее легко спровоцировать. Поэтому не удивлюсь, что ее звездочка угаснет уже через несколько недель”.
С таким пессимистичным прогнозом согласны не все эксперты.
“Надежда говорит то, что многие политики боятся сказать, — считает Карасев. — А на обвинения других может ответить: “Идите на фронт, я там уже была”. Так что на резкие высказывания у нее есть моральное и политическое право. Хотя нужно признать, что во многих вопросах она “плавает”. При этом не боится идти наперекор общественному мнению. И вполне может подучиться и вырасти в реального политика”.
Есть ли серьезные политические амбиции у Савченко? Не уделяя времени социальным сетям и виртуальной борьбе с противниками, она подалась осваивать электорат по старинке — принимает у себя посетителей и жалобщиков, ездит по Украине, выслушивая народ, реагирует на обращения и намерена продуцировать все больше законов, полезных для избирателя. Скорее всего, эта работа не принесет ей лайки. Наоборот, чем громче и резче будет говорить Савченко, тем больше гнева обрушится на нее в Сети. Но количество лайков в Украине пока не отображает количество голосов от избирателей.
***
Этот материал опубликован в №29 журнала Корреспондент от 29 июля 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.