Lenta ru: Увидеть Париж и угодить в цугундер
В последние дни минувшей и первый день текущей недели события в жизни Николая Рудьковского, бывшего министра транспорта и связи Украины в правительстве Виктора Януковича, развивались стремительно, пишет Петр Бологов в своей статье, опубликованной на сайте Lenta.ru.
Едва экс-глава Минтранса успел перенести операцию на спине, как 8 февраля, прямо на выходе из клиники, его задержали сотрудники СБУ и поместили в камеру следственного изолятора. Проведя воскресенье в СИЗО, в понедельник Рудьковский, ранее находившийся под подпиской о невыезде, предстал перед судом, который вынес постановление о его содержании под стражей. Вот таким вот образом бывшему министру аукнулась поездка в Париж с 9 по 12 июня 2007 года с известной моделью, победительницей конкурса "Мисс Украина" Александрой Николаенко.
Впрочем, того количества компромата на Рудьковского , который накопали следственные органы, хватит сразу на нескольких министров. И дело вовсе не в прогулках по Елисейским полям в компании Николаенко, которая, к слову, после всей этой истории успела выйти замуж за 72-летнего американского миллиардера Фила Раффина, а в том, что, по убеждению местных борцов с коррупцией, Минтранс времен Рудьковского просто прогнил напрочь. Насколько обвинения в адрес экс-министра и его подчиненных обоснованы, покажет суд, однако список претензий к Рудьковскому уже впечатляет.
Началось все с поездки в Париж. В Службе безопасности Украины (СБУ) сочли, что Рудьковский летал в столицу Франции за счет государственной казны и обошелся этот вояж бюджету в 390 тысяч гривен (78 тысяч долларов). В конце прошлого года по этому факту было возбуждено уголовное дело по статье 191, части 5 УК (присвоение средств в особо крупных размерах). Экс-министр, как установили в СБУ, летал в Париж на чартерном рейсе, оплатив его из средств министерства. В декабре с Рудьковского была взята подписка о невыезде.
Уже в январе этого года пресс-служба МВД Украины распространила данные о том, что с 7 по 13 июля прошлого года делегация Минтранса в составе 11 человек, среди которых был Рудьковский, находилась с рабочим визитом в Токио, при этом все затраты на командировку незаконно финансировались за счет одного из госпредприятий. Более того, четверо человек из делегации вообще не имели никакого отношения к министерству. Сам Рудьковский в ответ на это обвинение возразил, что летал в Японию для проведения переговоров относительно строительства терминала в аэропорту "Борисполь", строительства моста в Николаеве, строительства скоростной железнодорожной ветви из "Борисполя" в Киев и еще по ряду вопросов. Однако в МВД резонно заметили, что ни один документ о результатах переговоров с японской стороной так и не был представлен. Сам министр утверждал, что отчет о переговорах был подготовлен в установленный срок и представлен в кабмин, кроме того, информация о визите в Японию была официально передана в МИД Украины.
До последнего времени все шло своим чередом - МВД и СБУ находили новые обвинения, Рудьковский выступал с опровержениями. Складывалось впечатление, что он не очень волновался по поводу этих "предьяв". Преследование, организованное правоохранительными органами, бывший министр объяснял местью со стороны президента Украины Виктора Ющенко, которому он в свое время отказал в приобретении за 70 миллионов долларов лайнера Airbus А319. Глава государства, по словам Рудьковского, мечтал летать на самолете западного производства, однако министр выступил за защиту отечественно производителя, заявив, что высшее руководство страны должно летать на АН-148. Что касается вояжа в Париж, то Рудьковский (у экс-министра жена – победительница конкурса "Мисс Киев" и две дочки) отрицал участие в этой "деловой поездке" Николаенко и настаивал на "государственном" характере визита во Францию.
Понимая, что лучшая защита - это нападение, экс-министр в своих высказываниях обвинил представителей секретариата президента Украины и других высокопоставленных чиновников из "оранжевого" лагеря (не стоит забывать, что Рудьковский - социалист, следовательно, "оранжевым" с недавних пор кровный враг) летают за границу за счет государства. "Посмотрите, Юрий Луценко - более десяти поездок с семьей в Крым. Посмотрите, Арсений Яценюк из бюджета оплачивал поездки, из министерского фонда. Я, как министр, знаю, сколько летает руководитель секретариата президента, члены секретариата президента, семья - используют авиакомпанию "Украина" в своих частных интересах", - заявлял Рудьковский.
Словесная дуэль между бывшим главой Минтранса и следственными органами продолжалась до минувшей субботы, когда Рудьковского задержали: по версии его окружения - неизвестные "люди в черном"; по версии властей - сотрудники СБУ. Задержание произошло настолько неожиданно, что семья экс-министра даже подала заявление в прокуратуру Киева о похищении. Однако впоследствии выяснилось, что "людьми в черном" все же оказались сотрудники спецслужбы, в руководстве которой задержание объяснили тем, что Рудьковский, несмотря на подписку о невыезде, не находился по месту регистрации в городе Чернигов, не отвечал на вызовы следователя и не являлся на допросы.
Перед задержанием Рудьковского настигли новые обвинения. Затеянная МВД проверка деятельности Минстранса установила, что бывший министр в нарушение закона дал разрешение на отчуждение объектов недвижимости 36-го объединенного отряда Государственной специальной службы транспорта. По закону право продажи таких комплексов принадлежит исключительно Фонду Госимущества. Средства от реализации данного объекта в сумме 8,5 миллиона гривен (1,7 миллиона долларов) не были направлены в бюджет Украины, а поступили на счет Государственной специальной службы транспорта и в дальнейшем использованы руководством министерства по своему усмотрению. Рудьковского также уличили в незаконном отчуждении объектов инфраструктуры железной дороги и других противоправных действиях. Если эти обвинения будут доказаны в суде, экс-министру грозит провести за решеткой минимум пять лет.
Все воскресенье ближайшее окружение Рудьковского метало громы и молнии в адрес СБУ, которая самым "гангстерским" образом захватила бывшего министра, еще не пришедшего в себя после операции и нуждавшегося в лечении. Задержание, дескать, было произведено без соблюдения формальных процедур, причем Рудьковский был при этом в халате и в тапочках, но практически без сознания. Впоследствии СМИ распространили текст sms, которую задержанный прислал из камеры: "Адвокатов нет. Лекарств нет". Лапидарность этого послания не должна была оставить сомнений, в том, что власти преступили закон, преследуя бывшего министра. В свою очередь пресс-секретарь СБУ Марина Остапенко заявила, что ни тапочки, ни больничный халат при задержании на Рудьковском замечены не были. "Я знаю, что его задержали на улице, а не в больнице. Он шел по своим делам. Был одет не в больничный халат, не в пижаму, был одет нормально", - пояснила Остапенко.
На защиту Рудьковского горой встала Социалистическая партия Украины и, в частности, ее председатель Александр Мороз, который призвал Генпрокуратуру Украины и омбудсмена Нину Карпачеву "в пределах своих полномочий немедленно обеспечить соответствующее уважение к букве закона, к правам человека в Украине". Как утверждают социалисты, после задержания "адвоката Рудьковского в прокуратуру не пропустили...к задержанному не допускают врача, не разрешили принять медикаменты...не допустили также двух народных депутатов, которые имели право выяснить, почему таким нештатным образом действуют правоохранительные органы".
В понедельник, 11 февраля Печерский суд Киева, невзирая на то, что омбудсмен все же заступилась за задержанного, удовлетворил ходатайство прокуратуры и принял решение оставить Рудьковского под стражей. Как отмечается в решении суда, учтено, что Рудьковский, находясь под подпиской о невыезде, не выполнял взятые на себя обязательства и не проживал по месту регистрации, поэтому "есть основания применить более жесткую меру пресечения".
Экс-министр будет коротать время в Киевском СИЗО номер 13. А тем временем его адвокат Алексей Бонюк попробует обжаловать решение Печерского райсуда в Апелляционном суде Киева. По мнению юриста, решение о взятии под стражу его подзащитного основывалось исключительно на доводах стороны обвинения и, когда придет время, "будет дана оценка тому, что происходило". "Оранжевый" террор, не иначе.