Обзор ИноСМИ: Киев взял на себя убытки олигарха
Последствия национализации Приватбанка, отравление боярышником и математика терактов в дайджесте иностранной прессы.
Как национализировать убытки – Bloomberg
Самій крупный частный банк в Украине считался слишком большим, чтобы лопнуть, и вот в воскресенье 18 декабря украинское правительство объявляет о его национализации. Убытки, правда, ложатся главным образом на украинских налогоплательщиков: олигарх Игорь Коломойский и его партнер Геннадий Боголюбов уже давно выпили из него все соки.
Приватбанк, крупнейший по активам банк Украины, владеет почти 36% всех частных депозитов страны, около 5,9 миллиардов долларов.
Он обладает обширной розничной инфраструктурой, крупнейшей в стране сетью банкоматов, крупнейшей сетью мобильного и интернет-банкинга; удивительным образом, это, возможно, один из наиболее развитых в технологическом отношении банков в Европе.
С 2014 года Национальный банк Украины закрыл 82 банка в рамках обширнейшей операции по зачистке финансового сектора, проводимой по указанию финансовых структур, обеспечивающих финансовую поддержку Украине, в том числе МВФ. Невозможно было проделать это, не внеся переполох в национальную экономику.
Проблемы банка давно были очевидны. Как и большинство финансовых институтов Украины, если не считать иссякающее количество дочерних предприятий иностранных банков, Приватбанк использовался своими владельцами главным образом для того, чтобы обеспечить ресурсами другой их бизнес.
На кредиты связанным сторонам закрывали глаза все предыдущие правительства, однако это стало невозможно в рамках программы МВФ, предложившего Украине 17,5 миллиардов долларов сроком на три года, начиная с 2014.
В конце июня 2016 года официальная задолженность Приватбанка аффилированным лицам составила 109% его капитала, снизившись с показателя 119% в конце 2015 года, однако в агентстве Fitch сомневались, что это полная картина, «принимая во внимание ограничения, связанные с разглашением бенефициарного права собственности на Украине».
Коломойский и Боголюбов поняли, что их банку не позволят лопнуть. Поэтому, по свидетельству Сергея Фурсы из киевского инвестиционного банка Dragon Capital, банк часто выдавал кредиты подставным компаниям, передававшим деньги в доходный бизнес Коломойского, также в качестве кредитов.
Под предлогом сделок с национальным банком Приватбанк, очевидно, служил огромным пылесосом, высасывая депозиты и рефинансирование, конвертируя его в доллары и евро и вливая наличность в бизнес-империю Коломойского так, что в результате банк остался с негативным капиталом.
Учитывая прежние неудачи в привлечении олигархов к какой бы то ни было ответственности, решение правительства стало неожиданностью. Возможно, его невозможно было избежать в существующих политических условиях и в отсутствие союзников Украины в администрации избранного президента Дональда Трампа.
Правительство могло бы попытаться удержать кредиты аффилированных сторон, а Коломойский мог бы лишиться своего защитного прикрытия, но Украине никогда не везло в подобных случаях с участием олигархов и бывших чиновников свергнутого президента Виктора Януковича. Спустя три года после революции очевидно, что Украина под руководством ставшего президентом олигарха Порошенко подписалась на два десятка лет олигархических крайностей, когда населению при этом советуют затянуть пояса во имя мучительных, но необходимых реформ.
Запад нерешительно поддержал это, становясь все более безразличным к бедственному положению страны.
Твиты из Алеппо – Le Temps
Маленькая семилетняя сирийка, которая описывала в Твиттере свою повседневную жизнь под бомбежками в Восточном Алеппо, была эвакуирована. Для тех, кто сомневался в реальности ее свидетельств, было выяснено, что в осажденном городе можно было найти электричество и подключиться к интернету.
Бана аль-Абед была эвакуирована из города вместе со своей семьей. Начиная с сентября Бана описывала свою повседневную жизнь в мятежных кварталах Алеппо с помощью своей матери Фатимы, преподавательницы английского языка. Некоторые твиты, изложенные в простом стиле и часто описывающие только факты, были подписаны именем "Бана", в то время как другие твиты были составлены непосредственно ее матерью.
Многие послания были воинственными, разоблачавшими бомбежки Владимира Путина и Башара Асада или призывавшими США к вмешательству. Несмотря на то, что аккаунт Баны очень быстро стал чрезвычайно популярен, собрав сотни тысяч подписчиков (на сегодняшний день 329 тысяч), стали раздаваться другие голоса, главным образом из России, критиковавшие этот аккаунт как фейковый.
Как эта девочка и ее семья могли иметь доступ к электричеству, для зарядки мобильного телефона и в особенности для подключения к интернету, тогда как остальные жители были лишены всего?
Журналисты городского сайта bellingcat провели расследование. Они начали с геолокализации фотографий, размещенных в твиттер-аккаунте девочки. Все снимки были отсняты в одном квартале Восточного Алеппо.
Затем они поинтересовались, каким образом семья могла использовать мобильник. Репортаж из передачи Sept à huit, снятый у Баны, показывает, как семья заряжала аппарат: благодаря автомобильному аккумулятору, соединенному с солнечной батареей, расположенной на крыше дома.
Кое-кто также сомневался, могла ли семья подключаться к интернету каждый день, в то время как оптоволокно и ADSL начиная с 2013 года отсутствовали в восточной части города. Мать Баны объяснила, что она использовала 3G и иногда WiFi.
Продолжит ли Бана поддерживать свой аккаунт теперь, когда она бежала из Алеппо? Турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу в понедельник объявил о том, что девочка со своей семьей может быть принята в Турции.
Новый путь международного терроризма – Bild
Как теракт в Ницце, так и вчерашний теракт на берлинской Брайтшайдплац на первый взгляд похожи на действия террориста-любителя, с успехом осуществившего свои безумные планы. Никакой взрывчатки, никакого мощного взрыва, никакой "команды смерти", которая разгуливала бы по городу с "калашниковыми" наперевес.
С точки зрения извращенной математики террора, использование грузовиков не является шагом назад по сравнению с использованием самолетов - как это было 11 сентября 2001 года в США. Напротив, мы имеем дело с последовательным и сверхэффективным развитием методов террористов.
11 сентября 2001 года погибли 2700 человек, "Аль-Каида" задействовала тогда 19 террористов. Другими словами, на каждого террориста пришлось по 142 жертвы.
Террорист, направивший около полугода назад в толпу людей грузовик в Ницце, убил 80 человек, берлинский преступник повинен в смерти 12 человек, 50 человек получили ранения различной степени тяжести. Эти теракты прошли почти так же "успешно", как и те, что осуществила в 2001 году команда террористов под предводительством Мохаммеда Атты.
Разница лишь в том, что исполнители терактов в начале нового тысячелетия готовились месяцами или даже годами, "Аль-Каида" выстроила целую структуру, позволявшую финансировать подготовку терактов, инвестировала гигантские суммы, готовя атаку на Всемирный торговый центр. Получается, если сравнивать затраты на те теракты с берлинским, последний оказывается более "успешным".
Концепция подобных акций становится для исламистов более привлекательной, поскольку террористические группы минимизируют риски быть обнаруженными. Теракт, подобный 11 сентября, сегодня, в век тотальной электронной слежки, было бы непросто скоординировать. Одиночки, напротив, практически не оставляют "коммуникационных следов". Даже если они выходят на контакт с единомышленниками или сетевыми структурами за границей, практически невозможно вычленить их коммуникацию из гигантского цифрового контента и распознать ее как представляющую опасность.
Терактам больше не надо быть такими же масштабными, как 11 сентября 2001 года, поскольку ту роль, которую тогда играла CNN, сегодня взяли на себя социальные СМИ".
11 сентября было первым терактом в мировой истории, который передавался телевидением в режиме реального времени, - событие должно было быть поистине огромного масштаба, чтобы его передавали онлайн.
Сегодня аналогичный результат достигается с меньшими затратами, поскольку каждый из нас имеет смартфон, другими словами, носит телевидение, работающее онлайн, у себя в кармане. Исламистской идеологии больше нет нужды задействовать неимоверные ресурсы, чтобы весь мир ужаснулся, узнав о теракте".
Даже при том, что теракты в Ницце или Берлине на фоне событий 11 сентября выглядят как действия непрофессионалов, они следуют одной и той же концепции распространения волны шока посредством глобальных СМИ и становятся более эффективными и доступными - и прежде всего их легче повторить.
В соответствии с этой математикой террора теракты превратились из сверхзатратных исключительных акций в будни сегодняшней Европы.
Смертельная угроза для России – BBC
Более 30 человек погибли в Иркутске после отравления косметическим средством «Боярышник», содержащим метиловый спирт.
Масштаб проблемы поражает: по оценкам некоторых специалистов, медицинские настойки и косметические лосьоны регулярно потребляет не по назначению более 10% россиян.
Следователи отмечают, что отравившиеся употребляли не настойку боярышника, продажу которой власти давно собираются ограничить, а концентрат для принятия ванн «Боярышник».
Иркутская история с отравлением суррогатным алкоголем вызвала большой резонанс в соцсетях.
Пользователи обратили внимание на то, что пока власти борются с внешними угрозами, заниматься нужно совсем другими проблемами.
«Судя по новостям, главный враг России — все-таки не заокеанские ястребы, а метиловый спирт», — написал журналист Иван Давыдов. «Метиловый спирт возник как проект ЦРУ», — предположил он.
«Если не переведете на счет 10 миллионов долларов и не дадите вертолет — боярышник будет убивать по одному человеку каждые 5 минут!», — пишут в сатирическом аккаунте «Усы Гудкова».
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка ранее сообщала, что россияне ежегодно потребляют от 170 млн до 250 млн литров лосьонов и настоек, а спрос на эти спиртосодержащие растет почти на 20% в год.
Это связано с тем, что такие продукты не облагаются акцизом на алкоголь, благодаря чему лосьоны, бытовая химия и медицинские средства с содержанием спирта по цене для многих привлекательнее обычного алкоголя.
Агентство РБК не так давно приводило мнение руководителя Центра изучения федерального и региональных рынков алкоголя, по оценке которого медицинские настойки и косметические лосьоны регулярно потребляют не по назначению 12-15 млн человек, то есть более 10% россиян.
Доказать, что производители выпускают алкоголь, а не лекарства и косметику с использованием спирта, как отмечают специалисты, практически невозможно.