Украинская балерина в Нью-Йорке. Споры о статуе
В соцсетях призывают американского художника признать авторство за украинской художницей.
В центре Нью-Йорка установили исполинскую надувную балерину известного во всем мире американского художника Джеффа Кунса.
"Сидящая балерина" находится возле Рокфеллер-центра с 12 мая, но в украинском сегменте интернета на нее обратили внимание 23 мая.
Оказалось, что работа американца в мельчайших деталях повторяет статуэтку украинской художницы Оксаны Жникруп, которую она создала в 1974 году на киевском заводе.
В соцсетях пользователи из Украины призывают Джеффа Кунса и Рокфеллер-центр признать авторство за украинской художницей.
На споры о балерине отреагировали уже два авторитетных издания The Art Newspaper и Artdependence, которые написали об Оксане Жникруп как об истинном авторе скульптуры. Но Кунс и его представители молчат.
Корреспондент.net разбирался, почему украинцы рассердились на одного одного из самых восстербованных современных деятелей искусства.
Американка оказалось украинкой
12 мая в центре возле Рокфеллер-центра появилась надувная "Сидящая балерина" высотой 14 метров, которая пробудет там до 2 июня.
23 мая проживающий в Нью-Йорке грузинский художник Ладо Почхуа написал о ней в своем Facebook.
"Джефф Кунс опять отличился. Увеличил (с помощью ассистентов, сам он никогда ни пластилин, ни карандаш в руки не брал) фарфоровую статуэтку украинской мастерицы Оксаны Леонтьевны Жникруп и выставил у Рокфеллер-центра", - написал Почхуа.
Его запись заметили жители Украины, в том числе известный художник Александр Ройтбурд. Правда он обрадовался возможности популяризовать украинское искусство.
"Надеюсь, он указал источник? Если забыл, то я порекомендовал бы государству Украина подать на него в суд. Авторские права Оксаны Жникруп еще действуют, у нее вроде есть наследники. Процесс может быть громким, как само бессмертное имя Кунса. И стране какой-никакой пиар перепадет - Америка с удивлением обнаружит, что у нас есть не только война и коррупция, но и искусство", - отметил Ройтбуд.
Он обратил внимание на слова Кунса, говорившего, что на эту работу его вдохновила советская фарфоровая балериной середины 20 века, которую он увидел "на российской фабрике".
Перед открытием "Сидящей балерины" Кунс рассказал, что вдохновлялся старой фарфоровой фигуркой. Скульптор балерина напоминает Венеру: "На самом деле это все о красоте и легкости".
С 2010 по 2015 год Кунс сделал несколько версий балерины: деревянную 45-сантиметровую фигурку, расписанную вручную, и двухметровую из нержавеющей стали.
В 2015 году копия деревянной версии балерины была продана на торгах Phillips в Лондоне за 93 750 фунтов. Еще одна копия работы ушла с молотка на Sotheby’s за 52 500 фунтов.
При этом все балерины Кунса, в том числе надувная, полностью повторяют фигурку Жникруп, вплоть до малейших деталей.
Момент с "российской фабрикой", вероятно, больше всего не понравился украинцам. Называть российской фабрикой советский завод в Киеве, значит продемонстрировать полное нежелание разбираться, в чем разница между Украиной и Россией.
В комментариях на страницах Кунса и Рокфеллер-центра в Facebook много комментариев украинских пользователей, призывающих признать авторство Оксаны Жникруп.
Балерина Леночка из Киева
Оксана Жникруп родилась в Чите в 1931 году, но большую часть жизни прожила в Киеве, где оказалась после учебы в Одесском художественном училище имени Грекова и нескольких лет работы на Барановском фарфоровом заводе.
С 1955 по 1987 год она работала скульптором на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе, где создавала малые скульптуры, росписи и посуду.
Коллекционеры ценят ее работы за лиричность, читаемую в одних только названиях: Любит не любит, Майская ночь, Регулировщица, Чаепитие, Балерины перед выступлением, Рушнычок.
Художница умерла в 1993 году - сейчас ее дело продолжает дочь Леонтина Владиславовна Лозовая, тоже скульптор-фарфорист.
Вместе с супругом Владиславом Щербиной оказала большое влияние на развитие фарфоровой пластики в Украине во второй половине 20 века. Они известны всем коллекционерам советского фарфора.
Работы Жникруп принимали участие в международных выставках-ярмарках в Лейпциге, Чикаго, Загребе, Салониках, Турции и Канаде.
Обсуждаемая скульптура называется "Балерина Леночка на пуфике". Она включена во многие каталоги, а многочисленные работы Оксаны Жникруп экспонируются в Национальном музее украинского народного декоративного искусства. У нее есть коллекционная ценность.
Отметим, что авторские права на работы Жникруп проданы. Об этом сообщила биограф супруга художницы Елена Корусь в комментарии к посту Ройтбуда.
Кроме того, внук художницы Максим Лозовой рассказал Фактам, что это законное копирование.
"Результат, который представил Кунс, сомнительный со стороны искусства. Но моя бабушка, как человек с хорошим чувством юмора, оценила и посмеялась бы от души над этим монстром", - рассказал он.
Не первое обвинение в плагиате
Работы Джеффа Кунса - одни из самых дорогих в мире. Его инсталляция "Висящее сердце" в пурпурном варианте была продана за 23 миллиона долларов, в фиолетовом - за 11 миллионов долларов.
Однако Кунса не впервые обвиняют в присвоении чужих работ. В этом суд во Франции обязал художника выплатить 46 тысяч евро вдове фотографа Жана-Франсуа Боре, у которого Кунс украл идею для своей скульптуры Обнаженные.
Фигура Кунса с обнаженными детьми была создана в 1988 году, аналогичная фотография Боре - в 1970 году.
Кроме того, в 1992 году Кунса обвинили в копировании фотографии Арта Роджерса. Американский художник использовал снимок для создания "Набора щенков".
Фотограф выиграл дело, а также стал владельцем одной из четырех скульптур.